Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема профессионального стресса у врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.
Прежде всего, интерес к профессиональному стрессу у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, находящей своё отражение в самых различных отраслях — от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки.

Оглавление

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1. Физиология стресса.
1.2. Структура стресса.
1.3. Специфика стресса у медицинских работников.
2. Экспериментальная часть.
2.1. Ход исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание..doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Московский городской  психолого-педагогический университет

 

Факультет социальной психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему

«Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

группы Ввсо

Козлов Н. Д.

 

Научный руководитель

кандидат психологических  наук

Кондратьев Юрий Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011г.

 

Введение.

1. Теоретическая  часть.

1.1. Физиология стресса.

1.2. Структура  стресса.

1.3. Специфика  стресса у медицинских работников.

2. Экспериментальная  часть.

2.1. Ход исследования.

2.2. Результаты исследования.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Проблема  профессионального стресса у  врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической  науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.

Прежде всего, интерес к профессиональному  стрессу у врачей вызван общей  тенденцией к гуманизации современной  науки, находящей своё отражение  в самых различных отраслях —  от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки. Одним из проявлений данной тенденции является привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности — к влиянию на него самого характера этой деятельности.

1. Актуальность  исследования.

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий  процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и частовозникающее явление.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный  стереотип эмоционального, чаще всего  профессионального, поведения. «Выгорание»  отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.

2. Цель исследования.

Исследовать степень эмоционального выгорания  у медработников, степень эмоционального.

3. Задача.

1) Анализ теоретических  исследований по проблеме стресса,  степени деформации личности  и эмоционального выгорания.

2) Проведение исследования.

4. Предмет  исследования.

Личностные  качества медицинских работников и  их взаимосвязь с синдромом эмоционального выгорания.

5. Объект исследования.

Проблема  стресса у медработников городской  поликлиники № 154 УЗ САО г. Москвы.

6. Методы психодиагностики.

1) Тест Кеттелла (Кеттела). 16-ти факторный личностный  опросник Кеттелла. 16 ФЛО-105-С.

2) Методика  «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко.

7. Выборка.

Работа проводилась  с врачами и мед.сёстрами различных  подразделений чтобы сравнить эмоциональное выгорание у работников различных специальностей.

8. Гипотеза.

Личностные  особенности медработников являются внешними факторами, способствующими  возникновению и формированию синдрома эмоционального выгорания.

 

1. Теоретическая  часть.

1.1. Физиология стресса.

20 век характеризуется  бурным развитием науки. Телевидение  из фантастики стало реальностью,  продолжается интенсивная компьютеризация  всех отраслей, активно осваиваются  мировой океан, космос, полярные  области планеты, пустыни и горы, все чаще и чаще в различных уголках мира возникают военные конфликты. И в этом непредсказуемом мире человечество все чаще сталкивается с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, то есть со стрессами, которые и вызывают различные срывы высшей нервной деятельности в виде неврозов и неврозоподобных состояний.

Концепция стресса  впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье.

Стресс, как  указывал Г. Селье, «является не только злом, не только бедой, но является и  великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание».

Стресс, по мнению Г. Селье, многолик: это не только повреждения  и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания.

Стресс —  в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное внешнее или внутреннее раздражение, которое превысило определенный предел выносливости организма.

К таким раздражителям  относятся условия окружающей среды, к которым приходилось приспосабливаться человеку на протяжении всей его эволюции. Для первобытного человека стрессами являлись голод, жажда, холод, жара, болезни, схватки с дикими зверями. Реакция человеческого организма на стресс в общем виде состояла в быстрой мобилизации энергетических резервов для противостояния возможной гибели.

3 аспекта профессионального выгорания.

Первый —  снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники  чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти  в агрессию и отчаяние.

Второй —  одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии  установить нормальный контакт с  клиентами. Преобладают объект-объектные  отношения.

Третий —  эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  • реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  • стадия сопротивляемости
  • стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения  в нервно-эндокринном функционировании.

Для реакции  тревоги, по мнению Г. Селье, характерно уменьшение размеров тимуса, селезенки и лимфатических узлов, количества жировой ткани, появление язв желудка и 12-перстной кишки, кишечника, исчезновение эозинофилов в крови и гранул липидов в надпочечниках. Под воздействием чрезвычайно сильных стрессоров организм может погибнуть уже на стадии тревоги. Если адаптационные способности организма могут противодействовать влиянию стрессора, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков реакции тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. Если же стрессор слабый или краткосрочный по времени действия, то стадия резистентности сохраняется длительное время, и организм приспосабливается, приобретая новые свойства. Если стрессорный фактор является сильным или же действует продолжительное время, развивается стадия истощения. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь эти изменения необратимы, что приводит к гибели организма.

Болезнь и  хроническая боль – проблемы, связанные  со стрессом. Хроническая боль истощает тело, ограничивает жизненные возможности, человек чувствует усталость, неудовлетворенность и безнадежность. Люди, страдающие хронической болью, склонны к повышенному контролю над ситуацией, пытаясь контролировать каждую мельчайшую деталь своей жизни, добавляя этим к тревожности, боли и усталости.

При воздействии  стрессора стрессорная реакция  развивается следующим образом: в кровь начинает поступать аварийный  гормон — адреналин, который через  определенные участки гематоэнцефалического  барьера проникает в задние ядра гипоталамуса и вызывает в чувствительных к нему клетках состояние возбуждения. Это возбуждение по нервным и химическим путям доходит до клеток, вырабатывающих рилизинг-факторы, в результате в гипоталамусе образуется кортикотропин — рилизинг-фактор, который стимулирует в передней доле гипофиза синтез адренокортикотропного гормона, последний, в свою очередь, стимулирует корковый слой надпочечников к продуцированию и секреции глюкокортикоидов.

В результате действия психической травмы на организм человека наступает разрегулированность основных нервных процессов: тормозного и возбудительного, изменяются их качества: сила и подвижность, и возникают отрицательно-рефлекторные связи, которые проявляются в разнообразных симптомах, в том числе и навязчивых.

Три условия (фактора) профессионального выгорания.

1. Личностный фактор.

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального  продвижения, автономия и уровень  контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

2. Ролевой фактор.

Исследования  показали: на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

3. Организационный фактор.

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

 

1.2. Структура  стресса.

Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте, проведённом Гансом Селье в 1936 г., «синдром ответа на повреждение как таковое», получивший впоследствии название «триада Селье», или «общий адаптационный синдром»: увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез, так называемого тимико-лимфатического аппарата, точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника.

Ганс Селье  разделял стресс на 2 вида: дистресс и эустресс.

Дистресс - стресс, связанный с выраженными негативными  эмоциями и оказывающий вредное  влияние на здоровье.

Дистресс  – разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному  стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).

Дистресс  чаще всего вызывается длительными  и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Но часто причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему.

Основные причины дистресса:

  • Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла).
  • Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах).
  • Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль
  • Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).

При нем напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. Проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. Изменяется и речь. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий. Качество мышления при дистрессе явно ухудшается.

Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма  к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Информация о работе Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание