Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Всё вышесказанное обусловило цель работы : перечислить проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания в трудах отечественных ученых.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать вклад отечественных ученых в исследовании психологии межличностного общения.
2.Назвать основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
3.Обосновать «общение» с позиции отечественной психологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения………………………………………….5
2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева………………………………………………………………...9
3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………..…15
Список литературы…………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

мое деловое общение.docx

— 168.67 Кб (Скачать)

     По  мнению Кареева, психическая жизнь  человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях.

     . Как и Де-Роберти , Кареев считал, что «психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обуславливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов»[6;110]. Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя – Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти – придерживались единого мнения.

     Коллективная  психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия».[4;109] В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.

     Представленное  в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России. 

     2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева. 

     Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" он представил весьма подробную картину влияния "социальной психики " на поведение людей и отношения между ними.  Деятельность   человека   представляет  собой сумму рефлексов различающихся по сложности и характеру,  особенностям  организации.  Центром изучения Бехтерева становится   не   психика,   сознание,   а   их   внешние проявлении.  

          Рефлексология,  в  его  понимании,  выступала   именно   как    система научных   дисциплин,  тесно  связанная  с  другими    областями    науки   – естествознанием  и  обществознанием.

     Жизнь   есть   сумма   сложных физиологических  процессов,  обусловленных  взаимодействием   организма   со средой и приспособлением к среде. Рефлекс  есть  способ установления   некоторого   относительно   устойчивого   равновесия    между организмом  и  комплексом  условий,  действующих  на  него. 

         Бехтерев отстаивал очень важную  мысль о  том,  что  во  взаимоотношениях коллектива  и  личности  приоритетной  является  именно   личность,   а   не коллектив.   Из   этой   позиции   он   исходил,    исследуя    коллективную соотносительную  деятельность,  объединяющую  людей  в  группы.  Он  выделил людей,  склонных   к   коллективной   или   индивидуальной   соотносительной деятельности, изучая, что  происходит  с  личностью,  когда  она  становится участником  коллектива,  и  чем   вообще   реакция   коллективной   личности отличается от реакции  отдельно  взятой  личности

     Доказывая,  что развитие  личности  невозможно  без  коллектива,  Бехтерев  вместе   с   тем подчеркивал «влияние коллектива не всегда благотворно, ибо  любой  коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей  среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность  и  ее  деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности».[14]

       Заслугой Бехтерева как одного  из основоположников отечественной  социальной психологии является  разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц.[1;271] Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе деятельности коллектива.»

     Бехтерев  формулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение  возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному  общению друг с другом входящих в  них индивидов».[1;13].

       Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, «в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д».[2;25]

     Бехтерев  выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий.. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных — наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.

     В своей работе «Роль внушения в  общественной жизни» он заставляет задуматься о том, как серьезно влияет окружение на человека, его общение, о важности социальной среды с вытекающими всеми последствиями для каждого из нас. Он называл внушением «воздействие одного лица на другое путем непосредственного прививания идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний без участия личного сознания внушаемого лица».[14]Влияя в первую очередь на область эмоций, на воображение, внушение чрезмерно их обостряет и тем самым заглушает рассудочную, критическую оценку действующих на психику впечатлений. Подобным же образом могут действовать на человека некоторые мысли и чувства, возникающие в его собственном мозгу, без воздействия постороннего лица, когда, как писал Бехтерев, «то или другое представление проникло в сознание, как нечто готовое, в форме внезапно явившейся мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т. п.»[14]

     

     Внушение  одно из сильных средств воздействия  на психику людей. Внушенная мысль  способна с неодолимой силой влиять на поведение человека, а также на деятельность его организма. Но средство это обоюдоострое. Оно может быть употреблено и на благо и во зло людям.

     Каждая  личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты.

     Эти и другие положения учения В.М.Бехтерева  помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей. 
 
 

     3.  Какое из предложенных  научных положений  отражает позицию отечественной психологии: 

       а) общение есть психосоциальное  отношение между людьми, при котором происходит непрерывный  «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;

     б)  общение, а также все общественные явления и процессы  есть  только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими  на человеческий организм, и реакциями  этого организма    

     Общение между людьми привлекает как в прошлом, так и ныне великих психологов, социологов. И это не удивительно: вся человеческая жизнь пронизана общением. Человек живет среди людей, и все его чувства — любовь, печаль, гнев, радость и другие, все его дела и заботы находят выражение в отношениях с другими людьми. Отношения же между людьми осуществляются в процессе общения. Благодаря общению человек узнает о том, чем живут его близкие, что волнует миллионы людей.  
    Общение выступает основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем. «Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» .[15]  К. К. Платонов определяет общение как «осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность». Б. Д. Парыгин дает более глубокое толкование: понятие «общение нередко употребляется в узком смысле для характеристики наиболее непосредственных (лицом к лицу) отношений людей между собой в условиях малой группы. Вместе с тем очевидна необходимость употребления понятия общения в более широком смысле, для обозначения всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий (микро или ^   макросреда)». В. Н. Мясищев считает, что «общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого».[15] Есть и другие подходы к определению понятия общения.    

     «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». [10;228]

     В общении человек овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения он «присваивает» те духовные богатства, которые создаются другими людьми, те нормы морали, которые закрепились в обществе. Важно подчеркнуть, что, приобщаясь к культуре, эстетическим и моральным ценностям, человек сам привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

       Общение  представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. 
. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру.

     Позиция отечественной психологии выражена под пунктом а):

     общение есть психосоциальное  отношение между  людьми, при котором происходит непрерывный  «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».

     Многие  проблемы психологии общения и межличностных  отношений невозможно научно решить без глубокого понимания образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние мотивации, выражающееся в побуждениях людей, придающих их действиям «направленность, избирательность и системность общения как психосоциального отношения между людьми», при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».[11;170] Это составляет специфику отечественной парадигмы социальной психологии общения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Интерес к проблемам межличностных отношений, конфликта и нравственности обнаруживается во многих отраслях научного знания. Кто станет оспаривать утверждение, что конфликт в межличностных отношениях - это то, без чего немыслима жизнь человеческая. В немалой степени этот все возрастающий интерес связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и отдельных людей и различных общественных структур в разрешении конфликтов.

     Многогранность  межличностных отношений обязывает  к комплексному изучению взаимоотношений между людьми, которые носят избирательный характер и определяются потребностями человека. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и индивидуальных особенностей личности. Мир отношений - это непрерывный процесс становления отношений между людьми и действительностью, которая обусловливает характер, направленность, особенности этих отношений.

     Межличностные отношения - это высшая, свойственная только человеку форма психологических отношений; это эмоциональные отношения людей в процессе общения; это форма связи и общения индивидов, взаимодействующих в коллективе в процессе их совместной жизнедеятельности.

     Проблема  влияния межличностных отношений  на нравственное поведение в конфликтной ситуации, на мой взгляд актуальна сегодня в связи с фундаментальными преобразованиями в нашем обществе, когда многие социальные процессы проявляются в измененном виде: темпы жизни, условия в экономической сфере, научно-технический прогресс, динамика социальной активности людей и т.д.

     Все это создает новые формы и  новый стиль современной жизни  людей, включая взаимоотношения в коллективе, поведение, личностные особенности. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных личностных характеристик, состояний и свойств личности, психологических процессов, которые происходят на протяжении жизни человека и зависят от возрастных особенностей. Исследование  межличностных отношений  является самостоятельной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Проблема взаимосвязи конфликта и нравственных межличностных отношений  сегодня достаточно актуальна. Ей посвящено много работ, некоторые из них были рассмотрены в этой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Птг.: Колос.- 1921.-     с. 418.

     2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев          В.М.  Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

     3. Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии:     Речь, произн. на открытии Психонев-рол. ин-та в Петербурге / Пер. с     фр. А.Н.Ч-ой. — М.: Тип. т-ва ИД.Сытина, 1909. — 291 с.

Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых