Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:05, контрольная работа
Всё вышесказанное обусловило цель работы : перечислить проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания в трудах отечественных ученых.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать вклад отечественных ученых в исследовании психологии межличностного общения.
2.Назвать основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
3.Обосновать «общение» с позиции отечественной психологии.
Введение………………………………………………………………..3
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения………………………………………….5
2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева………………………………………………………………...9
3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………..…15
Список литературы…………………………………………………..17
По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях.
. Как и Де-Роберти , Кареев считал, что «психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обуславливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов»[6;110]. Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя – Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти – придерживались единого мнения.
Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия».[4;109] В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.
Представленное
в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и
других мыслителей направление оказало
существенное влияние на развитие общественной
мысли в России.
2.
Назовите основные положения
«коллективной рефлексологии»
В.М.Бехтерева.
Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" он представил весьма подробную картину влияния "социальной психики " на поведение людей и отношения между ними. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится не психика, сознание, а их внешние проявлении.
Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.
Жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. Рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него.
Бехтерев отстаивал очень
Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал «влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности».[14]
Заслугой Бехтерева как одного
из основоположников
Бехтерев формулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».[1;13].
Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, «в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д».[2;25]
Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий.. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных — наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.
В своей работе «Роль внушения в общественной жизни» он заставляет задуматься о том, как серьезно влияет окружение на человека, его общение, о важности социальной среды с вытекающими всеми последствиями для каждого из нас. Он называл внушением «воздействие одного лица на другое путем непосредственного прививания идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний без участия личного сознания внушаемого лица».[14]Влияя в первую очередь на область эмоций, на воображение, внушение чрезмерно их обостряет и тем самым заглушает рассудочную, критическую оценку действующих на психику впечатлений. Подобным же образом могут действовать на человека некоторые мысли и чувства, возникающие в его собственном мозгу, без воздействия постороннего лица, когда, как писал Бехтерев, «то или другое представление проникло в сознание, как нечто готовое, в форме внезапно явившейся мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т. п.»[14]
Внушение одно из сильных средств воздействия на психику людей. Внушенная мысль способна с неодолимой силой влиять на поведение человека, а также на деятельность его организма. Но средство это обоюдоострое. Оно может быть употреблено и на благо и во зло людям.
Каждая личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты.
Эти
и другие положения учения В.М.Бехтерева
помогают глубже осмыслить содержание
психологической стороны деятельности
и общения людей.
3.
Какое из предложенных
научных положений
отражает позицию
отечественной психологии:
а) общение есть
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма
Общение
между людьми привлекает как в прошлом,
так и ныне великих психологов, социологов.
И это не удивительно: вся человеческая
жизнь пронизана общением. Человек живет
среди людей, и все его чувства — любовь,
печаль, гнев, радость и другие, все его
дела и заботы находят выражение в отношениях
с другими людьми. Отношения же между людьми
осуществляются в процессе общения. Благодаря
общению человек узнает о том, чем живут
его близкие, что волнует миллионы людей.
Общение выступает основанием культуры
человека, критерием ее выраженности в
нем. «Общение - это сложный, многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями
в совместной деятельности и включающий
в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие
и понимание другого человека» .[15] К. К.
Платонов определяет общение как «осознанные
связи людей, входящих в любую человеческую
общность». Б. Д. Парыгин дает более глубокое
толкование: понятие «общение нередко
употребляется в узком смысле для характеристики
наиболее непосредственных (лицом к лицу)
отношений людей между собой в условиях
малой группы. Вместе с тем очевидна необходимость
употребления понятия общения в более
широком смысле, для обозначения всех
форм связей и отношений независимо от
их конкретного содержания и условий (микро
или ^ макросреда)». В. Н. Мясищев считает,
что «общение - это связь между людьми,
в результате которой происходит влияние
одного человека на другого».[15] Есть и
другие подходы к определению понятия
общения.
«Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». [10;228]
В общении человек овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения он «присваивает» те духовные богатства, которые создаются другими людьми, те нормы морали, которые закрепились в обществе. Важно подчеркнуть, что, приобщаясь к культуре, эстетическим и моральным ценностям, человек сам привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.
Общение представляет собой и отношение
людей к друг к другу, и их взаимодействие,
и обмен информацией между ними, их духовное
взаимопроникновение.
. Общение - это вид психической деятельности
человека и система отношений человека
к окружающему миру.
Позиция отечественной психологии выражена под пунктом а):
общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».
Многие
проблемы психологии общения и межличностных
отношений невозможно научно решить без
глубокого понимания образов, возникающих
в процессе восприятия людьми друг друга;
их мыслительных действий, в процессе
которых происходит превращение внешних
действий во внутренние мотивации, выражающееся
в побуждениях людей, придающих их действиям
«направленность, избирательность и системность
общения как психосоциального отношения
между людьми», при котором происходит
непрерывный «обмен реакциями» и «каждый
из его участников воспринимает другого
в качестве субъекта, способного изменить
свое поведение в зависимости от внутренних
психологических установок».[11;170] Это составляет
специфику отечественной парадигмы социальной
психологии общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес
к проблемам межличностных
Многогранность
межличностных отношений
Межличностные отношения - это высшая, свойственная только человеку форма психологических отношений; это эмоциональные отношения людей в процессе общения; это форма связи и общения индивидов, взаимодействующих в коллективе в процессе их совместной жизнедеятельности.
Проблема
влияния межличностных
Все
это создает новые формы и
новый стиль современной жизни
людей, включая взаимоотношения в коллективе,
поведение, личностные особенности. Современные
исследования показывают необходимость
изучения влияния межличностных отношений
на формирование многих важных личностных
характеристик, состояний и свойств личности,
психологических процессов, которые происходят
на протяжении жизни человека и зависят
от возрастных особенностей. Исследование
межличностных отношений является
самостоятельной задачей, имеющей как
теоретическое, так и практическое значение.
Проблема взаимосвязи конфликта и нравственных
межличностных отношений сегодня достаточно
актуальна. Ей посвящено много работ, некоторые
из них были рассмотрены в этой работе.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бехтерев В.М. Коллективная
2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
3. Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии: Речь, произн. на открытии Психонев-рол. ин-та в Петербурге / Пер. с фр. А.Н.Ч-ой. — М.: Тип. т-ва ИД.Сытина, 1909. — 291 с.
Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых