Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:05, контрольная работа
Всё вышесказанное обусловило цель работы : перечислить проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания в трудах отечественных ученых.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать вклад отечественных ученых в исследовании психологии межличностного общения.
2.Назвать основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
3.Обосновать «общение» с позиции отечественной психологии.
Введение………………………………………………………………..3
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения………………………………………….5
2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева………………………………………………………………...9
3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………..…15
Список литературы…………………………………………………..17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа
по дисциплине «Деловое общение»
вариант №4
Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых
Студентка
Специальность
Образование
№ личного
дела
Группа
Преподаватель
Барнаул-2011
Оглавление
Введение……………………………………………
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения………………………………………….5
2.
Назовите основные положения
«коллективной рефлексологии»
3.
Какое из предложенных научных
положений отражает позицию
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б)
общение, а также все общественные
явления и процессы есть только
взаимодействие между стимулами (соответственно
комплексами стимулов), воздействующими
на человеческий организм, и реакциями
этого организма………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания.
Примитивность
межличностного общения, сведение его
к простой передаче информации ведет
к обеднению духовного мира человека,
к его обесцениванию как
В настоящее время проблема построения системы межличностного взаимопонимания затруднена разрушением традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе. Неограниченный рост материальных ценностей общества приводит к обесцениванию духовных ценностей, уменьшению их роли в общественно-историческом процессе, а соответственно и к примитивности межличностного общения, что нарушает внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов, препятствуя возникновению глубокого взаимопонимания, что порождает бесчисленные конфликты во всех сферах общества.
Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских учёных. Они теоретически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в труде выдающегося российского психолога В.М Бехтерева.
Всё вышесказанное обусловило цель работы : перечислить проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания в трудах отечественных ученых.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать вклад отечественных ученых в исследовании психологии межличностного общения.
2.Назвать
основные положения «
3.Обосновать
«общение» с позиции
Актуальность
темы видится в возросшем интересе
к проблемам межличностных
Объект исследования: психология делового общения.
Предмет исследования: межличностное
общение.
1.Охарактеризуйте
вклад отечественных
ученых в исследования
психологии межличностного
общения.
Мыслители Петр Лавров (1823—1900) и Николай Михайловский (1842—1904) получили широкую известность как теоретики «субъективного метода» в социологии, который всесторонне разработан в их многочисленных трудах. Их объединяла концепция социальной активности .Основную задачу П. Лавров и Н. Михайловский усматривали в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами.
По словам Лаврова, «важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития»[9;250]. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей»[6;45]. Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений»[9;251]. Все это определяет сходство поведения и деятельности людей. Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами - природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю.
Объективный анализ явлений общественной жизни, который понимался как постижение «правды-истины», легко соединялся этими мыслителями с субъективным, оценочным подходом к данным явлениям, чтобы найти «правду-справедливость». Последняя призвана осветить путь обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. «Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению – правде-истине, правде объективной и, в то же время, сохранять и правду-справедливость, правду субъективную – такова задача всей моей жизни», – писал Н. Михайловский.[8;3]
Исходя
из своих мировоззренческих
Михайловский проводил различие между понятиями “герой” и “великая личность”. Под героем он понимал “...человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело”. [12]В широком смысле слова это зачинатель. Это может быть человек, несущий народу высокие благо родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него “толпа”, и повести за собой других.
Великие люди в отличие от “героев” — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества. Они появляются в переломные моменты истории, полностью выражая намечающиеся потребности преобразования.
Михайловский противопоставлял “героя” “толпе”. Под толпой он понимал “массу, способную увлекаться примером... высоко-благородным или низким, или нравственно безразличным».[12] Механизм воздействия “героя” на “толпу” в психологическом плане заключен в подражании, массовом гипнозе (внушении), психозе. У “толпы” круг интересов узок, духовное развитие скудное, поэтому любой эмоциональный толчок может поднять ее как на высокое, так и на самое низкое дело. Имея воодушевляющий ее пример, она пойдет за вождем без всяких размышлений все равно куда.
Михайловский отмечал, что это ненормально. Что народ до тех пор будет “толпой”, легко впадающей в гипнотическое состояние, безрассудное подражание, пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью.
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания. Как видно, высказанные сто лет назад, эти рассуждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В своей «психологической социологии» Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мысли, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими».[3;85]
Де-Роберти пояснял, «что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности.Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последнее предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей».[13]Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т.д. Де-Роберти считал, что «коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности».[13] По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.
.
Он глубоко проанализировал
Существенный вклад в обоснование роли и значение психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Кареев — историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском университете. С 1910г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР. Им было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.
Н.И. Кареев « обращал внимание на три основных стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю»[4;104]. Он отмечал ,«что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов».[4;106]
Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых