Проблема развития памяти и методы её диогностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.
Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Джеймса, Рибо, Джона Стюарта, Гартии. В отечественной психологии следует выделить Л. С. Рубинштейна, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 80.83 Кб (Скачать)

В более сложной форме смысловая группировка происходит, когда запоминаются стихотворения, литературные, исторические, естествоведческие и другие тексты. В этих случаях изучаемый материал мысленно делится на части, т. е. объединяется в отдельные смысловые единицы, связанные между собой общим значением. В каждой части выделяются существенные и главные мысли: они выражаются в виде заголовков в каждой части. Эти заголовки, составляющие пункты плана, и служат смысловой опорой запоминания. 

Другим приемом, способствующим развитию осмысленного запоминания у школьников, является соотнесение, связывание нового материала с усвоенным ранее. Благородя этому приему новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей последовательности и системе. Однако без помощи учителя младшие школьники самостоятельно не справляются с этой задачей. Овладение приёмами осмысленного запоминания происходит наиболее успешно в тех случаях, когда младшие школьники при изучении предмета используют наглядные пособия: модели, рисунки, схемы и т. д. Для развития осмысленной, логической памяти у учащихся учителю следует максимально использовать стремление детей к наглядно – образному запоминанию. Стремление младших школьников опираться при запоминании на наглядные объекты объясняется наглядно – образным характером их мышления.

Практика изучения и психологические исследования показывают, что для прочного закрепления знаний существенное значение имеет установка на прочное и длительное запоминание.

Воспитание у школьников установки на более прочное запоминание связанно с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и потому материалу, который изучался раньше.

Продуктивность памяти зависит от степени развития самоконтроля у младшего школьника, от умения проверять себя, т. е. насколько полно и точно воспроизведено то, что заучивалось. 

В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании и воспроизведении у учащихся 1 - 2 классов существенно отличается у школьников 3 – 4 классов. У учащихся I и II классов самоконтроль развит очень слабо и они, как правило, не прибегают к нему в процессе запоминания. Опытные учителя, работающие в начальных классах, хорошо знают, что учащихся 1 и 2 классов особенно тщательно нужно проверять, не доверяя их самостоятельному контролю. Недостаточно развитый самоконтроль младших школьников подтверждается также их частыми просьбами к старшим — проверить, как выучили они заданные уроки. Они не только не умеют себя проверять, но часто не отдают себе отчета в том, выучили они заданный урок или нет. 
В тех случаях, когда школьники 1 и 2 классов прибегают к самоконтролю при заучивании, они проверяют себя чисто внешне, с количественной стороны. Учащиеся I и II классов обращают все свое внимание при самопроверке на полноту запоминания, на то, чтобы все запомнить, чтобы ничего не пропустить, стремятся к тому, чтобы все, что они учат, запомнить полностью. Однако, когда их спрашивают на уроках, выясняется, что очень часто они не могут рассказать то, что заучивали дома. В таких случаях они совершенно искренне заверяют учителя в том, что старались, много читали, долго учили и т. п.

У учащихся III и IV классов имеются существенные и качественные сдвиги в развитии самоконтроля. В течение двухлетнего обучения школьники постепенно овладевают необходимыми умениями, навыками и приемами самоконтроля при усвоении знаний. Первой отличительной особенностью самоконтроля учащихся III и IV классов является то, что они опираются преимущественно на воспроизведение. Вторая особенность самоконтроля заключается в том, что он у детей этого возраста изменяется и дифференцируется в зависимости от задачи запоминания. В одних случаях школьники прибегают к сплошной проверке и полностью воспроизводят материал; в других — к выборочной: проверяют, как они запомнили основные мысли, наиболее трудные места и некоторые детали. 
Все это говорит о том, что самопроверка при запоминании у школьников III и IV классов приобретает все более активный и осознанный характер.        

 Рекомендации учащимся:

- Заучивать учебный материал  с желанием знать и запомнить;

- ставить себе цель  запомнить надолго;

- заучивая учебный материал, рисовать чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить  задание;

- многократно повторять  заученное;

- проверять свои возможности. Заучивать небольшими порциями;

- выучив небольшую часть  текста, необходимо пересказать  её несколько раз.

Нужно тренировать все виды памяти, это можно делать как и одному, так и с другом и с родителями. Например при подготовке уроков чередовать способы работы. Один день можно учить и читать про себя, другой договориться другом и по очереди пересказывать друг другу прочитанное и заучиное.

Когда мы открываем дома учебник и начинаем читать то начинаем припоминать что это нам рассказывали на уроке. И создаётся ощущение что материал мы уже знаем. А на следующей день на уроке не можем этого вспомнить. В чём же дело? Это подвёл процесс узнавания. Бывает так, мы несколько раз читали книгу а рассказать не можем что в ней. И надо делать так: Читаем, потом закрываем книгу и пересказываем всё что запомнили, и будет так всё что не запомнил с первого раза, запомнишь при прочтении второго раза. Чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее запоминание.

Другим условием хорошего запоминания является намерение запомнить.

Произвольная память отличается тем, что мы сознательно ставим себе цель запомнить, а в нужный момент это воспроизвести.

Поэтому в нужный момент когда надо что – то запомнить, нужно ставить перед собой – запомнить. Отчётливое, сознательное намерение запомнить надолго и «навсегда» повышает прочность запоминания.

Рекомендации родителям:

Если ваш ребёнок справляется со школьной программой , то, скорее всего память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему не интересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребёнка (как впрочем, и у взрослого) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребёнку развить её. Учите его находить смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворения от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому – то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле большую роль играет внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начинать, - это вселить в ребёнка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить всё, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребёнок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, «У меня хорошая память!», «Я могу запомнить всё, что мне нужно!»[15].

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.

Исходя  из  вышеизложенного  и  проанализировав  многие  литературные источники, можно  с  уверенностью сказать, что память – это психический процесс организации и  содержания  прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания.

Память  связывает  прошлое  человека с  его  будущим  и  настоящим  и  является важнейшей  познавательной  функцией,  которая лежит в основе развития и обучения человека.  Без  памяти  человек  не мог бы развиваться как полноценная личность.

Непроизвольное  запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.

Таким  образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании.    При   такой   структуре   деятельности   складываются   наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Блонский, П. П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания / П. П. Блонский // Избранные психологические произведения. - М. : Евро – Знак, 2004 – С. 34-40.
  2. Выготский, Л. С. Память и её развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Развитие высших психических функций. - М. : Академия, 2007 – С. 50-62.
  3. Выготский, Л. С. Память и её развитие в детском возрасте/ Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М. : 1979. – С. 161.
  4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская // Изд-во Санкт – Петербургского университета. – Спб. : 2008. С. 76- 140.
  5. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - М. : Директ – Медиа, 2010. – С 717.
  6. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: 1979. – С. 166.
  7. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2006. – С. 89-94.
  8. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. -  СПб.: Речь, 2000. – С. 247.
  9. Немов, Р. С. Психология/ Р. С. Немов. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. Т. 1. – С. 184.
  10. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2002. – С. 374.
  11. Петровский, А. В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996 - С 496.
  12. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. - М. : Школа - пресс, 1997. - С 383.
  13. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. смирнов. - М. : АПН, 1999. – С. 221.
  14. Никитина, Т. Б. Как развить хорошую память / Т. Б. Никитина. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – С. 320.
  15. Никитина, Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания) / Т. Б. Никитина. - М. : Международное агентство “A. D. & T”. 1999. – С. 296.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

 

Приложение 1.

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

берёза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лён

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

замок-ключ

корова-молоко

щётка-зубы

снег-зима

перо-бумага

голова-волосы

книга-учитель

Яблоко-компот

Кукла-играть

Дерево-лист

Очки-глаза

Солнце-лето

Машина-ехать

Кофе-чашка

Уроки-школа

Информация о работе Проблема развития памяти и методы её диогностики