Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:48, курсовая работа
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.
Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Джеймса, Рибо, Джона Стюарта, Гартии. В отечественной психологии следует выделить Л. С. Рубинштейна, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого.
В более сложной форме смысловая группировка происходит, когда запоминаются стихотворения, литературные, исторические, естествоведческие и другие тексты. В этих случаях изучаемый материал мысленно делится на части, т. е. объединяется в отдельные смысловые единицы, связанные между собой общим значением. В каждой части выделяются существенные и главные мысли: они выражаются в виде заголовков в каждой части. Эти заголовки, составляющие пункты плана, и служат смысловой опорой запоминания.
Другим приемом, способствующим развитию осмысленного запоминания у школьников, является соотнесение, связывание нового материала с усвоенным ранее. Благородя этому приему новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей последовательности и системе. Однако без помощи учителя младшие школьники самостоятельно не справляются с этой задачей. Овладение приёмами осмысленного запоминания происходит наиболее успешно в тех случаях, когда младшие школьники при изучении предмета используют наглядные пособия: модели, рисунки, схемы и т. д. Для развития осмысленной, логической памяти у учащихся учителю следует максимально использовать стремление детей к наглядно – образному запоминанию. Стремление младших школьников опираться при запоминании на наглядные объекты объясняется наглядно – образным характером их мышления.
Практика изучения и психологические исследования показывают, что для прочного закрепления знаний существенное значение имеет установка на прочное и длительное запоминание.
Воспитание у школьников установки на более прочное запоминание связанно с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и потому материалу, который изучался раньше.
Продуктивность памяти зависит от степени развития самоконтроля у младшего школьника, от умения проверять себя, т. е. насколько полно и точно воспроизведено то, что заучивалось.
В соответствии с общим развитием
личности ученика самоконтроль при запоминании
и воспроизведении у учащихся 1 - 2 классов
существенно отличается у школьников
3 – 4 классов. У учащихся I и II классов самоконтроль
развит очень слабо и они, как правило,
не прибегают к нему в процессе запоминания.
Опытные учителя, работающие в начальных
классах, хорошо знают, что учащихся 1 и
2 классов особенно тщательно нужно проверять,
не доверяя их самостоятельному контролю.
Недостаточно развитый самоконтроль младших
школьников подтверждается также их частыми
просьбами к старшим — проверить, как
выучили они заданные уроки. Они не только
не умеют себя проверять, но часто не отдают
себе отчета в том, выучили они заданный
урок или нет.
В тех случаях, когда школьники 1 и 2 классов
прибегают к самоконтролю при заучивании,
они проверяют себя чисто внешне, с количественной
стороны. Учащиеся I и II классов обращают
все свое внимание при самопроверке на
полноту запоминания, на то, чтобы все
запомнить, чтобы ничего не пропустить,
стремятся к тому, чтобы все, что они учат,
запомнить полностью. Однако, когда их
спрашивают на уроках, выясняется, что
очень часто они не могут рассказать то,
что заучивали дома. В таких случаях они
совершенно искренне заверяют учителя
в том, что старались, много читали, долго
учили и т. п.
У учащихся III и IV классов имеются
существенные и качественные сдвиги в
развитии самоконтроля. В течение двухлетнего
обучения школьники постепенно овладевают
необходимыми умениями, навыками и приемами
самоконтроля при усвоении знаний. Первой
отличительной особенностью самоконтроля
учащихся III и IV классов является то, что
они опираются преимущественно на воспроизведение.
Вторая особенность самоконтроля заключается
в том, что он у детей этого возраста изменяется
и дифференцируется в зависимости от задачи
запоминания. В одних случаях школьники
прибегают к сплошной проверке и полностью
воспроизводят материал; в других — к
выборочной: проверяют, как они запомнили
основные мысли, наиболее трудные места
и некоторые детали.
Все это говорит о том, что самопроверка
при запоминании у школьников III и IV классов
приобретает все более активный и осознанный
характер.
Рекомендации учащимся:
- Заучивать учебный материал с желанием знать и запомнить;
- ставить себе цель запомнить надолго;
- заучивая учебный материал, рисовать чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить задание;
- многократно повторять заученное;
- проверять свои возможности. Заучивать небольшими порциями;
- выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
Нужно тренировать все виды памяти, это можно делать как и одному, так и с другом и с родителями. Например при подготовке уроков чередовать способы работы. Один день можно учить и читать про себя, другой договориться другом и по очереди пересказывать друг другу прочитанное и заучиное.
Когда мы открываем дома учебник и начинаем читать то начинаем припоминать что это нам рассказывали на уроке. И создаётся ощущение что материал мы уже знаем. А на следующей день на уроке не можем этого вспомнить. В чём же дело? Это подвёл процесс узнавания. Бывает так, мы несколько раз читали книгу а рассказать не можем что в ней. И надо делать так: Читаем, потом закрываем книгу и пересказываем всё что запомнили, и будет так всё что не запомнил с первого раза, запомнишь при прочтении второго раза. Чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее запоминание.
Другим условием хорошего запоминания является намерение запомнить.
Произвольная память отличается тем, что мы сознательно ставим себе цель запомнить, а в нужный момент это воспроизвести.
Поэтому в нужный момент когда надо что – то запомнить, нужно ставить перед собой – запомнить. Отчётливое, сознательное намерение запомнить надолго и «навсегда» повышает прочность запоминания.
Рекомендации родителям:
Если ваш ребёнок справляется со школьной программой , то, скорее всего память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему не интересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребёнка (как впрочем, и у взрослого) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребёнку развить её. Учите его находить смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворения от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому – то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.
Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле большую роль играет внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начинать, - это вселить в ребёнка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить всё, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребёнок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, «У меня хорошая память!», «Я могу запомнить всё, что мне нужно!»[15].
Заключение.
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.
Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания.
Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.
Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.
Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей.
Список использованных источников.
Приложения.
Приложение 1.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
число |
артист |
базар |
берёза |
боль |
2 |
хор |
воск |
восток |
гараж |
город |
3 |
камень |
забор |
заяц |
звезда |
звук |
4 |
гриб |
клин |
книга |
крот |
конь |
5 |
кино |
лён |
липа |
ложка |
лопата |
6 |
зонт |
мышь |
небо |
овца |
окно |
7 |
море |
поле |
помидор |
рама |
река |
8 |
шмель |
стул |
соль |
телефон |
токарь |
9 |
лампа |
хлев |
цвет |
часы |
чашка |
10 |
рысь |
волк |
жизнь |
кедр |
лес |
Приложение 2.
замок-ключ корова-молоко щётка-зубы снег-зима перо-бумага голова-волосы книга-учитель |
Яблоко-компот Кукла-играть Дерево-лист Очки-глаза Солнце-лето Машина-ехать Кофе-чашка Уроки-школа |
Информация о работе Проблема развития памяти и методы её диогностики