Проблема развития памяти и методы её диогностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.
Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Джеймса, Рибо, Джона Стюарта, Гартии. В отечественной психологии следует выделить Л. С. Рубинштейна, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 80.83 Кб (Скачать)

 

Методика «Определение типа памяти» у младших школьников.

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках, секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминая при зрительном восприятии: самолёт, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно – слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после десятисекундного перерыва после окончания всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику прочитать про себя слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шёпотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвёртого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шёпотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых десять минут.

Обработка и анализ результатов. В преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С = а/10, где а – количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большое воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лутше развит у испытуемого данный вид памяти.

 

«Методика заучивания десяти слов» (автор А. Р. Лурия).

Цель: Оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольной памяти.

 Инструкция: В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

    1. Однообразие: все слова – имена существительные в единственном числе, имени, падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно – или двухсложные);
    2. Слова по возможности не должны быть связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол – стул; огонь – вода и т. п.)

Материал: протокол с десятью короткими односложными и двухсложными словами, не имеющими между собой ни какой связи (см.таб.).

Наиболее часто используют такой набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, игла, мед, огонь.

См. Приложение 1.

 

Инструкция для детей:

- Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

- Инструкция (б): «Сейчас я снова те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Ход выполнения: Испытуемому зачитывается инструкция (а). После чего зачитывается ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируются запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывается инструкция (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания, либо 5 -6 раз. Перед следующим прочтением материала экспериментатор просто говорит : «Ещё раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведённым словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова вы назовёте мне ещё раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запоминавшиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования.

Испытуемый __________________________________________ Пол _____ Дата рождения ____________ Дата тестирования ________ Время опыта _____ Самочувствие испытуемого

до опыта _________________ после опыта _______________________

 

№ стимула

стимул

ответ

Pi

Ki

Через 1 час

прим

1

2

3

4

5

6

1

                     

2

                     

<..>

                     

10

                     

«лишние» слова

                     
                     
                     

V

                   

 

Словесный отчёт испытуемого ___________________________________ Наблюдения экспериментатора: __________________________________ Экспериментатор ________________________________________________

Обработка и интерпретация результатов:

  1. Посчитать общее количество правильно воспроизведённых слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
  2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладывается откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

 

 

График заучивания слов:

 

    1. Посчитать частоту воспроизведения каждого слова за всё количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%) :

Ki = *100%, где

Ki - коэффициент запоминания i– го слова,

Pi - его абсолютная частота,

n – количество повторений.

    1. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К.

График частоты запоминания слов:

  1. Составить сводные таблицы по показателям V и K для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
  2. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

X = 100 - , где

VДолговрем – объём долговременной памяти (через один час)

V6 – количество воспроизведённых слов в 6 – й серии.

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчёта и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвёл 8 – 9 слов, а затем, с каждым разом всё меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит всё меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Число слов, удержанных и воспроизведённых в первой серии, показывает объём слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объём, равный 7 ± 2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и воспроизведённых один час спустя, показывает объём слуховой долговременной памяти. 

 

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников.

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух ряда слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Инструкция: прочитайте нижеприведённый ряд из пар слов (интервал между парой слов 3 с). Затем закройте слова листком бумаги и подсчитайте количество запомнившихся слов правой половины ряда. Запишите это число. Такую же работу провидите со вторым рядом слов.

а) пары слов с логической связью.

См. Приложение 2.

б) количество запомнившихся слов (объём логической памяти Пл)

См. Приложение 3.

Порядок исследования: Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов: результаты исследования заносятся в следующую таблицу:

Код испытуемого

Объём логической памяти

Кол-во слов первого ряда (А)

Кол-во запомнившихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти С=В/А

1

       

Общее кол-во воспроизведённых слов

   

 

 

 

 

    1. Рекомендации по развитию памяти у учащихся.

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники умели произвольно запоминать учебный материал. 
Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний.

В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приёмы запоминания. В одних случаях школьник должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем дословно, как в учебнике. Так запомнить нужно правила, определения, стихотворения, где требуется точное запоминание, дословное заучивание. В другом случае задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический и т. д. Как показывают наблюдения и специальные психологические исследования, младшие школьники самостоятельно не могут выбирать в каждом отдельном случае приёмы и способы усвоения учебного материала. Задавая урок на дом всегда, надо указывать ученикам приёмы, с помощью которых они могут наиболее правильно и целесообразно выучить уроки[12]

Дети младшего школьного возраста часто дословно запоминают учебный материал.

Дословное запоминание и воспроизведение у младших школьников объясняется тем, что они не умеют пользоваться разными приёмами запоминания. Весь процесс заучивания у учащихся протекает однообразно – они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Причём младшие школьники считают, что хорошо запомнить урок – это значит рассказать учителю так, как он изложен в учебнике. Такая установка на запоминание, если её вовремя не пресечь, постепенно превращается в привычку вообще все запоминать буквально.

Стремление младших школьников дословно воспроизвести материал объясняется ещё и тем, что они, не владея развёрнутой устной речью, не могут свободно, своими словами излагать содержание запоминаемого материала. Опасаясь допустить неточность и искажения при воспроизведении, маленькие школьники прибегают к дословному запоминанию.

Воспроизведения своими словами содержание учебного материала зависит от понимания его смысла в процессе заучивания. Но, чтобы понять то, что запоминается, необходимо овладеть приёмами осмысленного запоминания.

Одним из приёмов осмысленного запоминания является смысловая группировка материала в процессе заучивания. В зависимости от характера материала смысловая группировка осуществляется по - разному.

Если нужно запомнить разрозненный материал (например, ряд слов, предметов), его объединяют в смысловые группы на основании их принадлежности к тому или иному виду или роду предметов и явлений (ученические принадлежности, хвойные и лиственные растения, родственные слова и т. п.). При такой группировки разрозненного материала школьники его лучше осмысливают и прочнее запоминают.

Информация о работе Проблема развития памяти и методы её диогностики