Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:48, курсовая работа
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.
Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Джеймса, Рибо, Джона Стюарта, Гартии. В отечественной психологии следует выделить Л. С. Рубинштейна, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого.
Методика «Определение типа памяти» у младших школьников.
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках, секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминая при зрительном восприятии: самолёт, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно – слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.
Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после десятисекундного перерыва после окончания всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику прочитать про себя слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шёпотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвёртого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шёпотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых десять минут.
Обработка и анализ результатов. В преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С = а/10, где а – количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большое воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лутше развит у испытуемого данный вид памяти.
«Методика заучивания десяти слов» (автор А. Р. Лурия).
Цель: Оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольной памяти.
Инструкция: В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
Материал: протокол с десятью короткими односложными и двухсложными словами, не имеющими между собой ни какой связи (см.таб.).
Наиболее часто используют такой набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, игла, мед, огонь.
См. Приложение 1.
Инструкция для детей:
- Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
- Инструкция (б): «Сейчас я снова те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Ход выполнения: Испытуемому зачитывается инструкция (а). После чего зачитывается ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируются запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывается инструкция (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания, либо 5 -6 раз. Перед следующим прочтением материала экспериментатор просто говорит : «Ещё раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведённым словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова вы назовёте мне ещё раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запоминавшиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Протокол исследования.
Испытуемый ______________________________
до опыта _________________ после опыта _______________________
№ стимула |
стимул |
ответ |
Pi |
Ki |
Через 1 час |
прим | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
<..> |
|||||||||||
10 |
|||||||||||
«лишние» слова |
|||||||||||
V |
Словесный отчёт испытуемого
______________________________
Обработка и интерпретация результатов:
График заучивания слов:
Ki = *100%, где
Ki - коэффициент запоминания i– го слова,
Pi - его абсолютная частота,
n – количество повторений.
График частоты запоминания слов:
X = 100 - , где
VДолговрем – объём долговременной памяти (через один час)
V6 – количество воспроизведённых слов в 6 – й серии.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчёта и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвёл 8 – 9 слов, а затем, с каждым разом всё меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит всё меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Число слов, удержанных и воспроизведённых в первой серии, показывает объём слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объём, равный 7 ± 2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведённых один час спустя, показывает объём слуховой долговременной памяти.
Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников.
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух ряда слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Инструкция: прочитайте нижеприведённый ряд из пар слов (интервал между парой слов 3 с). Затем закройте слова листком бумаги и подсчитайте количество запомнившихся слов правой половины ряда. Запишите это число. Такую же работу провидите со вторым рядом слов.
а) пары слов с логической связью.
См. Приложение 2.
б) количество запомнившихся слов (объём логической памяти Пл)
См. Приложение 3.
Порядок исследования: Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов: результаты исследования заносятся в следующую таблицу:
№ |
Код испытуемого |
Объём логической памяти | ||
Кол-во слов первого ряда (А) |
Кол-во запомнившихся слов (В) |
Коэффициент смысловой памяти С=В/А | ||
1 |
||||
Общее кол-во воспроизведённых слов |
Приступая к обучению в школе,
дети уже способны к произвольному запоминанию.
Однако эта способность у них еще слабо
развита. Поэтому учителю необходимо особое
внимание уделять тому, чтобы младшие
школьники умели произвольно запоминать
учебный материал.
Продуктивность произвольного запоминания
связана с умственной активностью школьника,
т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые
возникают перед ним в процессе усвоения
знаний.
В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приёмы запоминания. В одних случаях школьник должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем дословно, как в учебнике. Так запомнить нужно правила, определения, стихотворения, где требуется точное запоминание, дословное заучивание. В другом случае задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический и т. д. Как показывают наблюдения и специальные психологические исследования, младшие школьники самостоятельно не могут выбирать в каждом отдельном случае приёмы и способы усвоения учебного материала. Задавая урок на дом всегда, надо указывать ученикам приёмы, с помощью которых они могут наиболее правильно и целесообразно выучить уроки[12]
Дети младшего школьного возраста часто дословно запоминают учебный материал.
Дословное запоминание и воспроизведение у младших школьников объясняется тем, что они не умеют пользоваться разными приёмами запоминания. Весь процесс заучивания у учащихся протекает однообразно – они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Причём младшие школьники считают, что хорошо запомнить урок – это значит рассказать учителю так, как он изложен в учебнике. Такая установка на запоминание, если её вовремя не пресечь, постепенно превращается в привычку вообще все запоминать буквально.
Стремление младших школьников дословно воспроизвести материал объясняется ещё и тем, что они, не владея развёрнутой устной речью, не могут свободно, своими словами излагать содержание запоминаемого материала. Опасаясь допустить неточность и искажения при воспроизведении, маленькие школьники прибегают к дословному запоминанию.
Воспроизведения своими словами содержание учебного материала зависит от понимания его смысла в процессе заучивания. Но, чтобы понять то, что запоминается, необходимо овладеть приёмами осмысленного запоминания.
Одним из приёмов осмысленного запоминания является смысловая группировка материала в процессе заучивания. В зависимости от характера материала смысловая группировка осуществляется по - разному.
Если нужно запомнить разрозненный материал (например, ряд слов, предметов), его объединяют в смысловые группы на основании их принадлежности к тому или иному виду или роду предметов и явлений (ученические принадлежности, хвойные и лиственные растения, родственные слова и т. п.). При такой группировки разрозненного материала школьники его лучше осмысливают и прочнее запоминают.
Информация о работе Проблема развития памяти и методы её диогностики