Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:59, контрольная работа
Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли?
Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли?
Термин
«развитие» относится к тем изменениям
тела и поведения человека, которые происходят
с течением времени благодаря как биологическим
задаткам организма, так и его взаимодействию
со средой. Какая же часть нашего современного
состояния «построена» из генетических
кирпичиков и какая является результатом
происходящих с нами событий? Как и каким
образом осуществляется взаимодействие
многих влияний, помогающих нашему становлению?
И наоборот, каким образом мы, как индивидуумы,
можем определять ход нашего развития?
И как наши отношения со значимыми другими
— с важными для нас людьми — повлияли
на то, кем и чем мы стали? На эти и множество
других вопросов отвечает наука о развитии
человека.
Фундаментальной проблемой психологии развития является построение периодизации психического развития в ходе онтогенеза – процесса индивидуального развития организма. Разработка периодизации имеет важное теоретическое значение, поскольку через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. Можно утверждать, что всякое представление о движущих силах психического развития должно быть, прежде всего, проверено на основе периодизации.
Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости , взрослости , зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека , которая , разумеется , может наступить и на более ранних этапах , чем старость (неизлечимая болезнь , несчастный случай , суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека , следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле , можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным , молодым семидесятилетним и старше.
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость , для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.
Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.
Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми классификациями возрастов.
Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая
выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.
— Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует собственному самоопределению .
— Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и по-
иска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто
нереалистичны и подвержены изменениям.
— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: чело-
век находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно
этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся
реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.
— Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий чело-
век: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.
— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к
прошлому и желание покоя.
Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд
приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который
выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека:
— 21—28 лет — завоевание жизненного базиса,
— 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ
жизни,
— 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в
профессиональных целях,
— 42—49 лет — маниакально-депрессивный период,
— 49—56 лет — борьба с собственным закатом,
— 56 — 63 года — мудрость,
— 63 года — 70 лет
— возможность еще раз
кульминации своей жизни, возможность ≪второй молодости≫.
Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серьезные эмпирические основания.
Более совершенной представляется новейшая (1966 г.) классификация
Д. Б. Бромлей. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадии беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорировании индивидуальных различий).
Цикл взрослости состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25 лет); 2) средней взрослости (25-40 лет); 3) поздней взрослости (40-55 лет); 4) предпенсионного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.
Ранняя взрослость — это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность — в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготов
ка и начинается совершенствование мастерства. Для атлетических достижений эта стадия является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным Д. Б. Бромлей, и позже (до 35 лет).
Среднюю
взрослость Д. Б. Бромлей
некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности.
Поздняя
зрелость имеет своими
упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45-50 годами.
Сопоставляя
классификацию Д. Б. Бромлей
с многими другими, следует признать
ее наиболее пригодной для целей периодизации
жизненного цикла и исследования взаимосвязей
возраста и поворотных моментов жизненного
пути.
3.Хронологические рамки периода зрелости.
Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.
Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей),
20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной
классификации), 25 лет (В.В. Бунак) и т.д.
Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность
как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как часть молодости.
Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и
временные границы среднего возраста, или средней взрослости:
от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36 — 60 лет (согласно международной классификации возрастов).
Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой зрелости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения моментов перехода — качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных (критических) моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.
Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 ле(Г. Гримм и большинство демографов), 15 лет (Д. Биррен).
В данной работе, говоря о зрелости, мы имеем в виду раннюю и
среднюю взрослость как стадии ≪вхождения≫ в зрелость и ≪кульминацию≫ зрелости. (Напомним, что исходной по-прежнему остается принципиальная позиция, согласно которой достижение того или
иного биологического, хронологического возраста само по себе не
гарантирует ни физической, ни интеллектуальной, ни нравственной
зрелости, ни высокой профессиональной квалификации.)
Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется по-
лучением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий
круг общения. Большинство людей образует собственную семью,
появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские
и родительские роли.
Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими в старость, и
взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь, покидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане
достигается относительная материальная независимость, высокий
уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются
функции кормильца
и главы семьи, управления в обществе.
4.Заключение.
Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.
Информация о работе Проблема периодизации взрослого человека