Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:03, реферат
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ 4
2. Психологические Закономерности Управленческой Деятельности 6
2.1 Психология управления на пороге третьего тысячелетия 8
3. Личность как объект управления 9
3.1. Понятие личности и ее структура 9
3.2. Некоторые психологические школы изучения личности 11
3.3. Мотивация как фактор управления личностью 15
4. Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения 22
4.1. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации 25
Заключение 28
Литература 29
Следующая
стадия конфликта как процесса — это
управление им. В зависимости от того,
насколько эффективным будет управление
конфликтом, его последствия станут функциональными
или дисфункциональными, что, в свою очередь,
повлияет на возможность будущих конфликтов:
устранит причины конфликтов или создаст
их [5].
По объему конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые.
Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.
Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.
Конфликт междуличностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые
конфликты — это конфликты внутри
формальных групп коллектива (например,
администрация и профсоюзы), внутри неформальных
групп, а также между формальными и неформальными
группами. По длительности
протекания конфликты можно подразделить
на кратковременные и затяжные.
Критерием группирования конфликтов можно считать и степень их влияния на жизнь коллектива. В этом случае говорят о лихорадящих организацию конфликтах, разрушительных для коллектива противоречиях. Если лихорадящие конфликты характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным образом с психологической несовместимостью лиц, то вторые вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива.
Если
учитывать влияние конфликта
на последующую жизнь и развитие
коллектива, то различают конфликты,
дающие осложнениями называемый послек
Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без взятия на себя обязательств и др. Очень существенны также психологические и поведенческие факторы: стремление найти виновного, а с себя снять вину, расчет на одностороннюю выгоду, недостаточные возможности "сохранить лицо", ощущение давления и принуждения, изменение баланса сил между участниками конфликта.
По
источнику возникновения конфли
Субъективным
будет возникновение конфликта
в связи с личностными
В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные (для нас) ценности или .интересы, конфликты бывают трех видов: конфликт "плюс-плюс" (выбор из двух благоприятных альтернатив);конфликт "минус-минус" (оба варианта нежелательны); конфликт "плюс-минус "(сталкиваются хороший и плохой варианты).
Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие — жестко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение "практика", "собеседника", "мыслителя". В зависимости от типов включенных в конфликт личностей он может протекать по-разному. "Практик" действует под лозунгом "Лучшая защита — нападение". Самое важное для него — преобразование среды и завершение всяких действий. "Действенность" людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. При решении проблем, возникающих в системе "руководитель-подчиненные", конфликт неизбежен, если их отношения определены официальной инструкцией. "Практик" менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.
Для "собеседника" характерен лозунг "Лучше плохой мир, чем хорошая война". Главное для него — общение с людьми. Эти "собеседники" более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. "Собеседники" не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и стремится сгладить возникающее противоречие в самом его начале. "Собеседники" более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.
"Мыслителям"
свойственна позиция "Пускай
думает, что он победил!" "Мыслитель"
ориентирован на познание себя
и окружающего мира. В конфликте
он выстраивает сложную
Люди
по-разному чувствительны к
деятельности. "Собеседники" остро реагируют на оценку их эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же их интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше. Некоторые специалисты считают, что в каждом достаточно большом учреждении есть свой "склочник" и "антисклочник". Склочник — это универсально конфликтный тип личности, для которого состояние конфронтации так же естественно, как для "антисклочника" - сотрудничество. И если склочник раздувает конфликт, то "антисклочник" любыми путями пытается потушить его [5].
Заключение
Обобщая все сказанное, можно утверждать, что в соответствии со старой парадигмой в системе управления приоритетными считались расширение (производства и пр.), конкуренция, количество, доминирование, самоутверждение. Новая концепция управления выдвигает в качестве приоритетов сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию.
В
центр стратегической концепции
управления персоналом ставится человек,
который рассматривается как
наивысшая ценность для организации.
Содержательно эта новая
— социальные
инновации так же важны, как и психологические; —
— общие проблемы решаются совместными усилиями сотрудников;
— кооперативный стиль работы должен преобладать; — полное доверие работнику и предоставление ему максимальной самостоятельности;
— всемерное
усиление и развитие мотивации работников.
Литература
1. Вайнштейн Л.А. Психология управления и основы лидерства. Минск, 2008.
2. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы
руководства.
М., 1975.
3. Маслоу
А. Самоактуализация //
4.
Петровский А.В. Психология о каждом
из нас. М., 1992.
5. Свенцицкий
А.Л. Социальная психология управления.
Л„ 1986.
6. Ядов В. Л. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л„ 1979.
Информация о работе Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения