Применение кейс-метода в преподавании психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:11, статья

Краткое описание

Case study – метод учебных конкретных ситуаций, специально разрабатываемых на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях [2]. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. Данный метод, на наш взгляд, позволяет преподавателю психологии формировать у студентов на уроке все три уровня активности и успешно решать с его помощью задачу формирования общих компетенций. Соотнесём характеристики case study, согласно определению, с формируемыми на уроке психологии общими компетенциями

Файлы: 1 файл

Трушина ЕН. Статья 2013.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Трушина Е.Н., ГБОУ СО СПО

 «Вольский  педагогический колледж им.Ф.И.  Панфёрова»

 

К вопросу об использовании  case study в преподавании психологии

 

 

Согласно требованиям  ФГОС СПО, совокупность профессиональных и общих компетенций в каком-либо виде профессиональной деятельности трактуется как интегральный показатель качества ее освоения. Это координально меняет отношение к результатам обучения и, следовательно, к формам и методам преподавания и оценки освоенности компетенций.

Если  ранее оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня сформированности знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, активно получать и передавать информацию различными способами.

Выделяют три уровня активности:

• Активность воспроизведения  — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации  — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов [1]. 

Case study – метод учебных конкретных ситуаций, специально разрабатываемых на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях [2]. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. Данный метод, на наш взгляд, позволяет преподавателю психологии формировать у студентов на уроке все три уровня активности и успешно решать с его помощью задачу формирования общих компетенций. Соотнесём характеристики  case study, согласно определению, с формируемыми на уроке психологии общими компетенциями [3]:

Характеристики  case study

Общие компетенции

  •  метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем;
  • ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
  • работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
  • анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив;
  • ОК 4  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.
  • ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Проделанный анализ позволяет  сделать вывод о целесообразности использования данного метода на уроке психологии в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения в педагогическом колледже.

Так как, согласно позиции  исследователей, непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение, проанализируем возможности использования case study на конкретном уроке психологии. Например, при изучении темы «Внимание», преподаватель может применить case-study, предложив студентам следующие кейс – материалы:

1). СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям.

2). Статистика (исследования Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %.

3).  Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
  • с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
  • не слушает то, что ему говорят;
  • не в состоянии следовать инструкциям;
  • не может организовать игру или деятельность;
  • имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
  • часто теряет вещи;
  • часто и легко отвлекается;
  • бывает забывчив.

4). Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания  может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Проблема: Какими психологическими ресурсами обладает учитель для коррекции СДВГ у младшего школьника?

Итак, использование case-study на уроке психологии позволяет преподавателю решить задачи формирования общих компетенций студентов в соответствии с ФГОС СПО и способствовать развитию активности интерпретации и творческой активности.

 

Список литературы:

  1. Анцибор М.М. активные формы и методы обучения. – Тула, 2007.
  2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.

http://www.vshu.ru/lections.php

  1. Лазарев В.А., Штанов С.Н. Кейс-технологии в проектной деятельности и профессионализме: уч.-метод. пособие для преподавателей образовательных учреждений СПО. Н. Новгород: Дятловы горы, 2009.
  2. Штанов С..Н., Салимова А.Ф. Возможности “case-study” в подготовке студентов к  проектной деятельности  //Среднее профессиональное образование, 2011,№1. – с.44-46.

 


Информация о работе Применение кейс-метода в преподавании психологии