Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:06, реферат
В последнее время, в то время когда во всех областях решаются сложные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность за образование и воспитание подрастающего поколения. Важнейшая задача практической и теоретической педагогики - этоборьба с неуспеваемостью.
Введение 3
§1. Проблема неуспеваемости 4
§2. Причины неуспеваемости 6
§3. Типы неуспевающих учеников 8
§4. Работа с неуспевающими детьми 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойств нервной системы. К таким свойствам относятся сила — слабость, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность нервных процессов.
Сочетания крайних степеней этих свойств образуют четыре типа комбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту); безудержный тип — сильный, неуравновешенный в сторону возбуждения (соответствует холерическому темпераменту), спокойный тип — сильный, уравновешенный, медленный (соответствует флегматическому темпераменту), слабый тип — низкая работоспособность, быстрая истощаемость (соответствует меланхолическому темпераменту).
Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают. Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих.
Приведем три основных типа неуспевающих учеников:
1. Низкое качество мыслительной деятельности – для всех учеников этого типа характерна низкий уровень обучаемости, связанный со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у учеников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции учащегося и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что ученики этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению – учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (в основном это языки и математика), задания по устным предметам усваивают лишь поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки умения преодолевать трудности. Вместе с этим у них формируется определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У учеников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению – для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При решении учебных задач у этих учеников отсутствует критичность. Полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других учеников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
Для первой группы неуспевающих детей (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – тренировка внимания, памяти; отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источником активности человека являются его потребности. Мотивом может быть побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала, а именно4:
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задачей преподавателя в этом случае является:
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов индивида, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. А именно:
Но практика показывает, что однозначных приёмов работы, чтобы научить всех, нет. Неуспевающие были, есть и будут.
Выделяют основные методы работы с неуспевающими учащими:
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие – поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Как отмечалось ранее неуспеваемость среди учащихся – это бич, проблема современности и не только. Поскольку стопроцентная успеваемость в школах уже не требуется, то учебные учреждения пытаются решить эту проблему по - своему.
Среди педагогов нет единого понимания данной проблемы, а главное единой стратегии решения. А ведь причины неуспеваемости, как и средства ее преодоления, остаются общими для всех. Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов.
В науке известно только два подхода к решению данной проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.
Неуспеваемость во многих источниках трактуется как несоответствие подготовки школьников обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
В
заключение еще раз хотелось бы отметить,
что неуспеваемость - сложное и многогранное
явление школьной действительности, требующее
разносторонних подходов при ее изучении.