Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:06, реферат
В последнее время, в то время когда во всех областях решаются сложные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность за образование и воспитание подрастающего поколения. Важнейшая задача практической и теоретической педагогики - этоборьба с неуспеваемостью.
Введение 3
§1. Проблема неуспеваемости 4
§2. Причины неуспеваемости 6
§3. Типы неуспевающих учеников 8
§4. Работа с неуспевающими детьми 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской
Федерации»
Кафедра
«Прикладная психология»
Реферат
по
дисциплине «Психология
и педагогика»
на тему:
«Причины
неуспеваемости»
Выполнила:
студентка группы ГМФ 4-1
Султанова Л.Д.
Научный руководитель:
Малюгин
Д.В.
Москва
– 2011
Оглавление
Введение 3
§1. Проблема неуспеваемости 4
§2. Причины неуспеваемости 6
§3. Типы неуспевающих учеников 8
§4. Работа с неуспевающими детьми 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
В последнее время, в то время когда во всех областях решаются сложные задачи всемирного повышения качества работы, возрастает ответственность за образование и воспитание подрастающего поколения. Важнейшая задача практической и теоретической педагогики - это борьба с неуспеваемостью. Не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.
По проблематике неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд общих выводов. Установлено, что неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Исследование проблемы неуспеваемости больше и больше связывается с обширным кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности. Ощущается острая необходимость систематизации разнообразных и разноплановых материалов об условиях, порождающих неуспеваемость, и путях ее преодоления.
Остро
встает вопрос решения данной проблемы.
В этом и заключается актуальность данной
работы. Падает уровень образования и
квалификации. А это в свою очередь вызывает
спады в экономической жизни отдельно
взятой страны и мира в целом. Безграмотность
и нежелание учится в итоге приведет к
краху всего человечества.
Один из американских ученых-психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же самое и со школьниками. Успевающие – впереди, отстающие и неуспевающие – сзади. Каковы же причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми?
О качестве учебной деятельности школьников судят по их успеваемости. Успеваемость отражает уровень овладения учащимися программным материалом, умение оперировать приобретенными знаниями, то есть сформированность первого компонента умственного развития — фонда действенных знаний. Но при решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что знает и умеет делать ученик, но и какова первопричина несформированности фонда действенных знаний, лежит ли она в недостаточном развитии регуляционных механизмов или же в несоответствии требований, предъявляемых школой уровню развития общих умственных способностей учащегося.
Неуспеваемость – это отставание в учебе, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, которые предусмотрены учебной программой1.
Так же под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что учащийся имеет низкие способности чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и другая систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности. Под педагогической неуспеваемостью понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников связана с их личностными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Одним из важных условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.
Когда речь идет о конкретных психологических решениях, то, к сожалению, находятся только два подхода к решению данной проблемы.
Первый подход – перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с более заниженными требованиями. Этот вариант решения проблемы, который широко используется и за рубежом, к сожалению, не получил распространения в нашей школьной системе. Да, у нас есть классы коррекции, предполагающие, что ребенок скорректирует свои пробелы в знаниях и познавательных умениях, и вернется к получению знаний по общеобразовательной программе. Есть классы компенсирующего обучения, в которых сложность в усвоении учебного материала компенсируется меньшим количеством учеников, а значит большей возможностью индивидуальной работы. Стали открываться классы и целые учебные заведения для детей с ЗПР (задержкой психического развития), для которых разрабатывается программа с другим, замедленным, темпом освоения основных знаний, умений и навыков.
Второй подход – повторное изучение курса, т.е. второй год. Но опыт и практическая деятельность в школе доказывает, что подобное решение проблемы не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В большинстве случаев, второй год не идет на пользу ребенку - он теряет интерес к учебе и просто перестает посещать школу.
Чтобы найти решения проблемы неуспеваемости, нужно знать причины, которые ее породили. Вопреки распространённому мнению, неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями либо нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда связана с совокупностью причин, одна из которых является решающей.
В основе неуспеваемости всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в совокупности. Среди них можно выделить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и многое другое.2
Причины неуспеваемости делятся на внешние и внутренние.
Итак, внешними причинами неуспеваемости являются3:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.).
2. Несовершенство учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Внутренними причинами неуспеваемости в свою очередь являются:
1. Слабое интеллектуальное развитие.
2. Дефекты здоровья современных школьников, вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей.
3. Слабое развитие волевой организации ученика.
4. Отсутствие мотивации к учению: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
Таким образом, в реальной жизни учащегося связывается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Школьная неуспеваемость, как уже отмечалось, возникает в результате действия различных факторов. Можно выделить три группы факторов, неучет специфического влияния которых на процесс обучения негативно сказывается на его качестве.
Факторы, влияющие на школьную успеваемость:
Известно, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой, специфический вклад в их протекание. В связи с этим каждая трудность может иметь место при дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом из этих случаев она проявляется специфично, качественно отличаясь от особенностей его проявления при недостатках развития других мозговых структур. «Слабые», недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих мобилизации психической активности.
Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего, от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития.
Хотя понятие «умственное развитие» очень широко используется в литературе, до сих пор еще нет его однозначного определения. Умственное развитие это сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта (в соответствии с общественно-историческими условиями, в которых он живет, и индивидуальными особенностями его мышления). Основными компонентами умственного развития являются знания, приобретенные человеком, и общие умственные способности к их приобретению.
О качестве учебной деятельности школьников судят по их успеваемости. Успеваемость отражает уровень овладения учащимися программным материалом, умение оперировать приобретенными знаниями, то есть сформированность первого компонента умственного развития — фонда действенных знаний. Но при решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что знает и умеет делать ученик, но и какова первопричина несформированности фонда действенных знаний, лежит ли она в недостаточном развитии регуляционных механизмов или же в несоответствии требований, предъявляемых школой уровню развития общих умственных способностей учащегося.
Безусловно в основе типологии неуспевающих школьников лежат изученные причины неуспеваемости. В частности, многие авторы выделяют различные типы:
1) Л. С. Славина: по доминирующей причине, одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
2) А. Бударный, Ю. К. Бабанский используют ту же типологию.
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.