Причины коммуникативных неудач и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 21:44, реферат

Краткое описание

Цель данной работы — выявить основные проблемы, возникающие во время коммуникации и показать основные способы их решения.
Основная задача — изучить и систематизировать материал по предложенной теме.

Оглавление

Введение. 3
I Общее понятие коммуникации. 4
II Коммуникативные нормы. Барьеры. 6
Барьер авторитета. 6
Барьер «избегания». 7
Барьер «непонимания». 7
Фонетический барьер непонимания. 7
Семантический барьер непонимания. 8
Стилистический барьер непонимания. 9
Логический барьер непонимания. 11
III Способы преодоления коммуникативных барьеров. 13
Заключение. 16
Список использованной литературы 17
Приложение . 18

Файлы: 1 файл

коммуникации_основа.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

   Большинство партнеров зачастую недооценивают разность тезаурусов, исходя из предположения «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

   Семантический барьер возникает из-за различий в  речевом поведении представителей разных культур. Наша страна многонациональна, поэтому сегодня можно встретить представителей разных национальностей, среди которых есть люди, плохо говорящие на русском языке. Так же общение происходит и с представителями других стран. Отсутствие знаний как о вербальных, так и невербальных особенностях партнеров порой приводит ко к коммуникативным казусам и барьерам. Известно множество таких ситуаций и существует множество анекдотов и былин, не без доли истины, отражающие некоторые типичные для того или иного народа характеры людей.

   Следует помнить и о том, что языковые нормы, специфика нашей речи должны меняться в зависимости от статусно-ролевых  характеристик общающихся.  Социальная роль — это нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Социальная позиция, или статус — формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии социальной группы. Понятия «роль» и «статус» взаимосвязаны. Статус как бы отвечает на вопрос «кто есть личность?», а роль — «что она делает?». Речевое поведение во взаимодействии непременно должно учитывать законы статусно-ролевого общения.

   Стилистический  барьер непонимания.

   Стиль общения — характерные формы (способы, приемы) представления информации в процессе общения. Действие этого  барьера сводится  к тому, что  стилевые характеристики  «упакованной»  в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника. Для того, что бы четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой. Существуют два основных приема структурирования информации:  правило рамки и правило цепи.

 

    Суть правила рамки состоит  в том, что начало и конец любого разговора должны быть четко очерчены. Это правило базируется на данных немецкого психолога Германа Эббингауза, который еще в конце XIX века установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти лучше, чем середина. В начале коммуникационного акта, как правило, какого-либо выступления, делового разговора, целесообразно в начале сообщить о целях и намерениях, в конце — подвести итоги, сделать выводы по поводу реализованных и нереализованных надежд и ожиданий, обосновать перспективу. Следовательно, соблюдая правило рамки, участник взаимодействия может быть совершенно уверен, что запомнится именно то, что необходимо. Этот способ блестяще используют многие знаменитые ораторы, тогда как в повседневном общении правило рамки достаточно часто нарушается. Так, многие, начав разговор по подводу одного намерения, зачастую забывают о нем и завершают разговор уже совсем по другому поводу. Именно с этой перестройкой внутри содержания разговора общение становится неудовлетворительным: неизвестно о чем договорились, к какому результату пришли, зачем начали этот разговор, а главное — надо возвращаться к проблеме снова и вновь затрачивать время.

   Правило цепи, в отличие от правила рамки, направленного на «внешнее» структурирование общения, определяет «внутреннее». Речь идет о том, что информация, необходимая для анализа проблемы, не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствующим образом. Как бы соединены в цепь, по каким-либо признакам. В зависимости от предпочитаемых признаков способы соединения информационных цепочек могут быть различными:

  1. просто перечисление («во-первых», «во-вторых», «в-третьих»);
  2. ранжирование информации (изложить основное, следующее по значимости, далее — привести менее значимую информацию);
  3. создание «логической цепочки» («если это так, то напрашивается следующий вывод», «раз мы согласны с этим, следовательно, и это тоже верно»).

   Используя при взаимодействии правило цепи, мы не только упорядочиваем, связываем, организуем содержание, но и облегчаем партнеру восприятие и понимание информации, а так же ее запоминание.  Качество цепи должно соответствовать представлениям собеседника. А ее «вид» может быть избран от его предпочтений и возможностей.

 

    Стилистический барьер возникает  и тогда, когда используемая форма  коммуникации не соответствует ожидаемой,  например: пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог; на митинге, где предполагается живая  агитационно-пропогандистская речь,  выступали с докладами по написанному тексту; на юбилейном банкете гости, провозглашая тосты, говорили о недостатках и упущенных возможностях хозяина. Такие ситуации встречаются в реальной практике общения и вызывают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации, ибо отрицательные эмоции не позволяют внимательно слушать и мешают сосредоточиться.

   Стилистический  барьер возникает также тогда, когда  информация передается функционально-книжным  языком. Научный и канцелярский стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4-14 слов, фразы же, насчитывающие свыше 30 слов, на слух практически не воспринимаются. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, вкладывать содержание, адекватное форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит партнеру.

   Логический  барьер непонимания.

   Если  человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы не только отказываемся его понимать, но и  эмоционально воспринимаем отрицательно. При этом неявно предполагаем, что  логика есть только одна — правильная, то есть наша. Однако ни для кого ни секрет, что существуют разные логики: женская, детская, профессиональная и т. д.  Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

   Основная  проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления ошибающихся. Логический барьер возникает  чаще у собеседников с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого — наглядно-образное, у третьего наглядно-действенное. Для адекватного понимания информации важна встречная мыслительная деятельность, активность получающего информацию.

 

    Операционная мыследеятельность  у людей различна; широта, гибкость, критичность, оригинальность ума у всех проявляются по-разному. Такие операции мышления, как сравнение (сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними), анализ (мысленное разделение предметов и явлений на части или по свойствам — цвет, форма, вкус и др.), синтез (мысленное объединение частей или свойств в единое целое), обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по из общим и существенным признакам), абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение о других), используются людьми с разной степенью глубины, и пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ или решение, ценность которого порой оставляет желать лучшего.

   При передаче информации на каждом этапе  последовательности «задумал-высказал-услышал-раскодировал-понял-воспринял» происходит утечка или искажение  информации. Количество информации, остающейся на каждом этапе, показано на схеме 1. Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, и он понял то, что я сказал». На самом деле собеседник  понимает все по-своему.

 

    III Способы преодоления коммуникативных барьеров.

 

   В предыдущей главе были описаны основные виды коммуникативных проблем и отчасти затронуты методы их решения. Однако хотелось бы рассмотреть эти методы подробнее. 

   Барьер  «авторитета».

   Как уже было отмечено, причина появления  данного барьера заключается  в самом человеке. То есть если вы неопрятно одеты, неуверенно держитесь и нетвердо владеете излагаемым материалом, слушать вас никто не станет.

   Советы  которые можно дать при этой проблемы крайне просты и всем известны:

  1. следите за своим внешним видом (аккуратностью прически, чистотой одетой на Вас одежды и т д.);
  2. не сутультесь, держите плечи развернутыми, спину прямой, а голову поднятой. Помните, что поза человека может о многом сказать;
  3. излагайте свои мысли четко и ясно, не  «лейте воду».
 

   Барьер  «избегания».

   Барьер  избегания появляется чаще всего  при потере внимания собеседника. И существует несколько универсальных приемов для его привлечения и поддержания

   Привлечь  внимание. Однако существует несколько универсальных приемов для  привлечения и поддержания внимания.

   Привлечь  внимание можно:

  1. приемом «нейтральная фраза»

       В начале выступления, разговора, произносится фраза, прямо не связанная с темой, но наверняка имеющая ценность для  собеседника, присутствующих.

  1. приемом «завлечение»

       Говорящий произносит нечто трудно воспринимаемое (говорит очень тихо, монотонно, неразборчиво) или, наоборот, повышает голос, ускоряет темп речи, неожиданно переключается на новую тему.

  1. приемом «зрительный контакт»

       Говорящий пристально смотрит на собеседника, «нарушителя спокойствия», если это  несколько людей.

   Поддержать  внимание можно путем:

  1. изоляции;
  2. навязывание ритма (постоянное изменение характеристик голоса и речи — ликвидация монотонности);
  3. акцентировка (использование служебных фраз типа «прошу обратить внимание», «важно отметить, что» и т. д.)
 

   Так же для удачного выступления на публике можно привести следующие правила:

  1. выделяйте важные слова и подчиняйте им неважные;
  2. говорите с модуляциями тона голоса;
  3. меняйте темп речи;
  4. делайте паузу до и после важных мыслей.
 

       Фонетический  барьер «непонимания». 

       Фонетический  барьер возникает при наличии у говорящего каких-либо особенностей речи, раздражающих слушателей (особенности произношения, расстановка ударений, тон голоса).

       Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер у слушателя, человеку необходимо как можно больше работать над  собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем. Как произносятся слова и фразы, как расставляются акценты. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, достаточно громко, избегая при этом скороговорения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности партнера по общению (чем хуже тот знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, люди разных национальностей говорят с различной скоростью, маленькие Деи и старики плохо воспринимают быструю речь и др.) и обязательно контролировать эффективность обратной связи с собеседником, аудиторией. Выполнение этих условий улучшает «проходимость» информации. Большинство людей такие правила выполняют интуитивно, и, тем не менее, фонетические барьеры возникают всякий раз, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения оставляют желать лучшего. 

       Семантический барьер «непонимания».

       Для преодоления данного барьера  необходимо:

    1. учитывать особенности партнера и говорить с ним на понятном для обоих языке, используя понятную для него лексику;
    2. говорить максимально просто;
    3. заранее договариваться об одинаковом понимании ключевых слов и понятий.
 

   Стилистический  барьер «непонимания».

   Стилистический  барьер непонимания связан с самим  ходом изложения ваших мыслей. Если это обыденный разговор, то такой барьер навряд ли появится, если вы конечно не любите использовать в своей речи множество канцеляризмов и других нехарактерных для разговорного стиля явлений.

   При выступлении с какой то речью, докладом и т. п. для избегания данного барьера нужно продумать, а при необходимости и написать то, что Вы будете говорить, учитывая особенности предстоящего выступления. 

   Логический  барьер «непонимания».

   Логический  барьер в коммуникации возникает  всякий раз, когда собеседники не считают нужным учитывать специфику мыследеятельности партнера по общению. Преодолеть логический барьер можно путем:

Информация о работе Причины коммуникативных неудач и способы их преодоления