Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 21:44, реферат
Цель данной работы — выявить основные проблемы, возникающие во время коммуникации и показать основные способы их решения.
Основная задача — изучить и систематизировать материал по предложенной теме.
Введение. 3
I Общее понятие коммуникации. 4
II Коммуникативные нормы. Барьеры. 6
Барьер авторитета. 6
Барьер «избегания». 7
Барьер «непонимания». 7
Фонетический барьер непонимания. 7
Семантический барьер непонимания. 8
Стилистический барьер непонимания. 9
Логический барьер непонимания. 11
III Способы преодоления коммуникативных барьеров. 13
Заключение. 16
Список использованной литературы 17
Приложение . 18
Большинство партнеров зачастую недооценивают разность тезаурусов, исходя из предположения «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
Семантический
барьер возникает из-за различий в
речевом поведении
Следует помнить и о том, что языковые нормы, специфика нашей речи должны меняться в зависимости от статусно-ролевых характеристик общающихся. Социальная роль — это нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Социальная позиция, или статус — формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии социальной группы. Понятия «роль» и «статус» взаимосвязаны. Статус как бы отвечает на вопрос «кто есть личность?», а роль — «что она делает?». Речевое поведение во взаимодействии непременно должно учитывать законы статусно-ролевого общения.
Стиль общения — характерные формы (способы, приемы) представления информации в процессе общения. Действие этого барьера сводится к тому, что стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника. Для того, что бы четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой. Существуют два основных приема структурирования информации: правило рамки и правило цепи.
Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого разговора должны быть четко очерчены. Это правило базируется на данных немецкого психолога Германа Эббингауза, который еще в конце XIX века установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти лучше, чем середина. В начале коммуникационного акта, как правило, какого-либо выступления, делового разговора, целесообразно в начале сообщить о целях и намерениях, в конце — подвести итоги, сделать выводы по поводу реализованных и нереализованных надежд и ожиданий, обосновать перспективу. Следовательно, соблюдая правило рамки, участник взаимодействия может быть совершенно уверен, что запомнится именно то, что необходимо. Этот способ блестяще используют многие знаменитые ораторы, тогда как в повседневном общении правило рамки достаточно часто нарушается. Так, многие, начав разговор по подводу одного намерения, зачастую забывают о нем и завершают разговор уже совсем по другому поводу. Именно с этой перестройкой внутри содержания разговора общение становится неудовлетворительным: неизвестно о чем договорились, к какому результату пришли, зачем начали этот разговор, а главное — надо возвращаться к проблеме снова и вновь затрачивать время.
Правило цепи, в отличие от правила рамки, направленного на «внешнее» структурирование общения, определяет «внутреннее». Речь идет о том, что информация, необходимая для анализа проблемы, не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствующим образом. Как бы соединены в цепь, по каким-либо признакам. В зависимости от предпочитаемых признаков способы соединения информационных цепочек могут быть различными:
Используя при взаимодействии правило цепи, мы не только упорядочиваем, связываем, организуем содержание, но и облегчаем партнеру восприятие и понимание информации, а так же ее запоминание. Качество цепи должно соответствовать представлениям собеседника. А ее «вид» может быть избран от его предпочтений и возможностей.
Стилистический барьер возникает
и тогда, когда используемая форма
коммуникации не соответствует ожидаемой,
например: пригласили на беседу, а вместо
диалога был односторонний
Стилистический барьер возникает также тогда, когда информация передается функционально-книжным языком. Научный и канцелярский стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4-14 слов, фразы же, насчитывающие свыше 30 слов, на слух практически не воспринимаются. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, вкладывать содержание, адекватное форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит партнеру.
Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, то есть наша. Однако ни для кого ни секрет, что существуют разные логики: женская, детская, профессиональная и т. д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.
Основная
проблема, заложенная в непонимании,
связана с особенностями
Операционная
При
передаче информации на каждом этапе
последовательности «задумал-высказал-услышал-
В
предыдущей главе были описаны основные
виды коммуникативных проблем и отчасти
затронуты методы их решения. Однако хотелось
бы рассмотреть эти методы подробнее.
Барьер «авторитета».
Как уже было отмечено, причина появления данного барьера заключается в самом человеке. То есть если вы неопрятно одеты, неуверенно держитесь и нетвердо владеете излагаемым материалом, слушать вас никто не станет.
Советы которые можно дать при этой проблемы крайне просты и всем известны:
Барьер «избегания».
Барьер избегания появляется чаще всего при потере внимания собеседника. И существует несколько универсальных приемов для его привлечения и поддержания
Привлечь внимание. Однако существует несколько универсальных приемов для привлечения и поддержания внимания.
Привлечь внимание можно:
В начале выступления, разговора, произносится фраза, прямо не связанная с темой, но наверняка имеющая ценность для собеседника, присутствующих.
Говорящий произносит нечто трудно воспринимаемое (говорит очень тихо, монотонно, неразборчиво) или, наоборот, повышает голос, ускоряет темп речи, неожиданно переключается на новую тему.
Говорящий пристально смотрит на собеседника, «нарушителя спокойствия», если это несколько людей.
Поддержать внимание можно путем:
Так же для удачного выступления на публике можно привести следующие правила:
Фонетический
барьер «непонимания».
Фонетический барьер возникает при наличии у говорящего каких-либо особенностей речи, раздражающих слушателей (особенности произношения, расстановка ударений, тон голоса).
Таким
образом, чтобы преодолеть фонетический
барьер у слушателя, человеку необходимо
как можно больше работать над
собой, не только осваивая способы эффективной
вербализации, но и постоянно задумываясь
над тем. Как произносятся слова и фразы,
как расставляются акценты. Чтобы такого
барьера не было, надо говорить внятно,
достаточно громко, избегая при этом скороговорения.
Необходимо учитывать индивидуальные
особенности партнера по общению (чем
хуже тот знает предмет обсуждения, тем
медленнее надо говорить, люди разных
национальностей говорят с различной
скоростью, маленькие Деи и старики плохо
воспринимают быструю речь и др.) и обязательно
контролировать эффективность обратной
связи с собеседником, аудиторией. Выполнение
этих условий улучшает «проходимость»
информации. Большинство людей такие правила
выполняют интуитивно, и, тем не менее,
фонетические барьеры возникают всякий
раз, когда темп и скорость речи, качество
дикции и произношения оставляют желать
лучшего.
Семантический барьер «непонимания».
Для преодоления данного барьера необходимо:
Стилистический барьер «непонимания».
Стилистический барьер непонимания связан с самим ходом изложения ваших мыслей. Если это обыденный разговор, то такой барьер навряд ли появится, если вы конечно не любите использовать в своей речи множество канцеляризмов и других нехарактерных для разговорного стиля явлений.
При
выступлении с какой то речью,
докладом и т. п. для избегания данного
барьера нужно продумать, а при необходимости
и написать то, что Вы будете говорить,
учитывая особенности предстоящего выступления.
Логический барьер «непонимания».
Логический барьер в коммуникации возникает всякий раз, когда собеседники не считают нужным учитывать специфику мыследеятельности партнера по общению. Преодолеть логический барьер можно путем:
Информация о работе Причины коммуникативных неудач и способы их преодоления