Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 03:14, контрольная работа

Краткое описание

Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов. В рамках современной конфликтологии разработаны достаточно эффективные методы управления конфликтами.
Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов управления ими имеют такую же давнюю историю, как и само существование человечества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..3

1.Межличностный конфликт……………………………………………….….6

1.1.Особенности межличностного конфликта…………………………….….7

1.2. Причины межличностных конфликтов…………………………………..8

1.3. Динамика межличностных конфликтов………………………………….10
1.4. Урегулирование и разрешение межличностных конфликтов…………..11
Заключение………………………………………………………………….…..19
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

Содержание

 

 



 

Введение…………………………………………………………………….…..3 
 
1.Межличностный конфликт……………………………………………….….
 
1.1.Особенности межличностного конфликта…………………………….….7 
 
1.2. Причины межличностных конфликтов…………………………………..8 
 
1.3. Динамика межличностных конфликтов………………………………….10

1.4. Урегулирование и разрешение межличностных конфликтов…………..11

Заключение………………………………………………………………….…..19

Список литературы……………………………………………………….…….21 

Введение

Проблема конфликтов в  современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают  прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов. В рамках современной конфликтологии разработаны достаточно эффективные методы управления конфликтами. 

Конфликты и споры между  людьми, поиск эффективных способов управления ими имеют такую же давнюю историю, как и само существование  человечества. Конфликт как сложное  явление общественной жизни изучается  многими научными дисциплинами: философией, социологией, этикой, педагогикой, социальной психологией, психологией управления, психологией труда, медицинской  психологией и др. Концептуальные подходы к рассмотрению вопросов о причинах конфликтов, их роли в  жизни общества и отдельных индивидов, а также о возможностях регулирования  восходят к мыслителям античности (Аристотель, Платон). Внимание конфликтам уделяют  теоретики и практики более поздних  времен, а также современники (Т.Гоббс, Р.Дарендорф, Т.Парсонс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К. Маркс, Н. Спенсер). 

Вообще структурными элементами для анализа конфликта с целью  его урегулирования являются:  
 
Состав конфликтующих сторон и других участников (сочувствующие, подстрекатели, примирители, консультанты, невинные жертвы и др.);  
 
Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласие;  
 
Представление о ситуации каждым из участников; 

Мотивы (в том числе  осознанные и неосознанные, рациональные и иррациональные);  
 
Действия конфликтующих сторон – результат одновременно неосуществимых мотивов и целей, наличия разногласий.  
 
Действия конфликтантов как диагностический признак конфликта. 
 
Именно по действиям зачастую узнают о там, что конфликт начался. Это его видимая и демонстративная часть.  
 
Так основными видами действий, которые другая сторона оценивает, как враждебные являются:  
 
создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;  
 
невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;  
 
захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;  
 
нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);  
 
унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);  
 
угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать; 

 

Принципы урегулирования и классификация причин конфликтов. 
 
Для того чтобы процесс урегулирования начался необходимо соблюдение ряда принципов и условий. К их числу следует отнести:  
 
Принцип добровольности участия сторон в урегулировании. Позволяет запустить и поддерживать процесс урегулирования.  
 
Принцип конфиденциальности - как условие доброй воли участников по участию в урегулировании, желании не расширять конфликт.  
 
Принцип активности сторон - позволяет доходить до истинных интересов конфликтующих и достигать конструктивного урегулирования.  
 
Принцип нейтральности и беспристрастности посредника (медиатора) – важное условие достижения урегулирования.  
 
Прагматизм в урегулировании предусматривает также особый подход к рассмотрению причин конфликтов. Так предлагается причины конфликтов сгруппировать и относить конкретные конфликты к тем или иным группам факторов. По существенным признакам тех или иных типов конфликтов возможно намечать меры по урегулированию.  
 
 

                               

                                 1.Межличностный конфликт 
 
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Конструктивные и деструктивные  функции межличностного конфликта:

Любое урегулирование конфликта  или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.  

Конструктивные функции: 
 
• познавательная (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); 
 
• функция развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); 
 
• инструментальная (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); 
 
• перестроечная (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). 
 
Деструктивные функции конфликта связаны с: 
 
• разрушением существующей совместной деятельности; 
 
• ухудшением или развалом отношений; 
 
• негативным самочувствием участников; 
 
• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др. Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать. 

1.1.Особенности межличностного конфликта

В межличностном конфликте  каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, прибегает к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. 
 
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как к средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах. 

1.2.Причины межличностных конфликтов

Анализу причин возникновения  межличностных конфликтов посвящены  многие исследования современных авторов. Большинство из них указывают на две группы причин конфликтов: объективные и субъективные.

Возможность конфликтов, справедливо подчеркивает Г.Фомин,  заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать прежде всего социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых  конфликтов бывают слишком ощутимы  на протяжении многих лет жизни. Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно  и профессионально грамотно, а  в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности.

Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее  точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

Одной из типичных причин социально-психологических  межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие. Теоретическая основа анализа межличностных  конфликтов была разработана американским психологом Э. Берном, который предложил  своеобразную сетевую модель описания взаимодействия партнеров

Каждый человек  в процессе взаимодействия с окружающими  вынужден играть более десятка ролей, причем далеко не всегда успешно. В  предлагаемой модели каждый партнер  может имитировать роль С - старшего, Р - равного или М - младшего. Если ролевое взаимодействие сбалансировано, то общение может развиваться бесконфликтно, иначе при дисбалансе ролей возможен конфликт.

В конфликте важно  проявлять интерес и заботу к  работникам. Никогда не откладывать  решение разногласий на потом, необходимо активно поддерживать сотрудничество внутри организации.

Для решения конфликта  важно знать все его скрытые  и явные причины, провести анализ различных позиций и интересов  сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение  проблемы.

1.3.Динамика межличностных конфликтов

По этому вопросу в  литературе имеется самый широкий  диапазон представлений. А.Я. Анцупов и Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов: 
предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации. Осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация); 
конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта); 
послеконфликт (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). 

 

 

 
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырех шаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта: 
стычки — мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений; 
столкновения — перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих споры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам: 
кризис — перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер

 

 

1.4.Урегулирование и решение межличностных конфликтов

 

Способы, или тактики, улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим: 
тактика ухода или избегания конфликта; 
Силовое подавление или метод насилия; 
метод односторонних уступок или приспособления; 
тактика компромисса или сотрудничества. Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве. Рассмотрим каждую из этих тактик более детально. 

Тактика избегания конфликта  и метод насилия

 
Наименьшей степенью такой готовности отличается тактика ухода от конфликта, которую иногда называют тактикой (методом) избегания. Тем не менее она является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически, или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению. 
 

Тактика ухода или метод избегания

 
На первый взгляд может показаться, что эта тактика должна оцениваться  только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы. 
 
Достоинства тактики избегания состоят в следующем: (1) она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так, например, руководитель, избегая конфликта, может не отвечать на очередную письменную, просьбу подчиненного о предоставлении ему тех или иных льгот, поскольку эта просьба является необоснованной; (2) она дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или группы Так, родители могут закрыть глаза, "не связываться» с взрослой дочерью из-за того, что юбки, которые она носит, имеют не ту длину, которая, по их мнению, соответствует требованиям приличия.  
 
Но есть в этой тактике и свои минусы. Так, при определенных. условиях она может привести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется. И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена. 

Информация о работе Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты