Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа
Чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.
Общее представление о психологии как науке задача курса
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (XIX в. - XX в.)
История психологии: ее предмет и задачи
Литература
Психологическая система
Вундта включала изучение элементов (ощущений
и чувствований), анализ связей между
элементами и продуктов этих связей,
исследование законов душевной жизни.
В этой программе отчетливо выступает
атомизм Вундта, характерный для
ассоциативной психологии: простейшие
элементы, сенсорные по своей природе,
первичны, сложные образования вторичны.
Однако Вундт борется с крайностями
ассоцианизма: в продуктах ассоциаций
он обращает внимание на возникновение
нового качества, не сводимого к
сумме свойств исходных элементов.
Все ассоциации Вундт подразделяет
на одновременные и
Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамки описания, выявить собственные свойства субъективного мира - их Вундт называет самостоятельной психической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.
Из всего сделанного Вундтом
наиболее исторически значимым явились
введение им в психологию эксперимента,
организация Института
Одновременно с Вундтом
в России с программой построения
психологии выступил Сеченов (1829 - 1905).
Сеченов окончил Военное
История психологии: ее предмет и задачи
Психологическая наука и ее предмет. История психологии - это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.
Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.
Каждый знает, что люди
различаются по характеру, способности
запоминать и мыслить, действовать
мужественно или трусливо и т.п.
Такие обыденные представления
о различиях между людьми складываются
у нас с малых лет и
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т.е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.
Каждая новая крупица
научного знания о психике добывалась
усилиями многих поколений исследователей
природы и психической
Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии - другой. Их непременно следует разграничивать.
Что же является предметом психологии? В самом общем определении - психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.
Следует объяснить, во-первых, какими признаками отличается психика от других явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления обозначались словом "душа". Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда, подчеркивая его положительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим, что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя "поведение". С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.
Всегда нужно различать
объект познания и его предмет. Первый
существует сам по себе, независимо
от информированности о нем
Психические явления объективно
уникальны. Поэтому уникален и предмет
изучающей их науки. В то же время
их природа отличается изначальной
включенностью в
Заключение.
Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.
Человек, никогда не изучавший
физику, тем не менее, в практике
своей жизни познает и
Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его "биографии", без воссоздания "драмы идей", в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки [III, 1-2]
Литература
1. Немов С.Р. - психология, Книга 1.
2. Ждан А.Н. - история психологии.
3. Ярошевский М.Г. - история психологии от античности до середины ХХ в. Учеб. Пособие - М., 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002
5. Аристотель Соч. в 4 т. Т.1.М., 1975
6. Уотсон Д.Б. - Бихевиоризм
"Хрестоматия по истории
7. Вертгеймер М.О. О гештальт-теории "Хрестоматия по истории психологии"
8. Левин К. Типология и теория поля "Хрестоматия по истории психологии"
9. Фрейд З. Сознательное и бессознательное "Хрестоматия по истории психологии"
Информация о работе Причины и проявления открытого кризиса в психологии