Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа
Чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.
Общее представление о психологии как науке задача курса
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (XIX в. - XX в.)
История психологии: ее предмет и задачи
Литература
Начиная с 30-40-х годов XX в.,
в размежевании и дифференциации
психологических знаний, инициированных
периодом открытого кризиса
Когнитивная психология. Это
направление возникло в связи
с развитием кибернетики, информатики,
математического
Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в вычислительную машину, порождают различные результаты в процессе их обработки в зависимости от того, по какой программе работает машина. Так и на уровне человека: для того чтобы объяснить и предсказать его поведение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения.
Когнитивные процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль знаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, "познание человеком окружающего мира. рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения. включая обучение самой жизнью".
Вместе с идеями кибернетики
и информатики в
Неофрейдизм. Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых "комплексами".
Основные положения
Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют "аналитической психологией". В соответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый "комплекс Я". С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. Личное бессознательное содержит комплексы, составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.
Личное бессознательное представляется человеку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного - чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные переживания, неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессознательного является религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другим выражением того же в культуре человечества выступают сказки.
Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степени присущи всем людям, но представлены у них, в их психологии и поведении в различной пропорции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминирует над второй, а экстравертами, напротив, - тех индивидов, для которых характерно явное преобладание второй тенденции.
К. Юнг также предложил одну из наиболее интересных психологических типологий личности, разделив людей на следующие типы: мыслительный, эмоциональный и сенситивный. Важным теоретическим понятием у Юнга явилось представление об "индивидуации". Этим словом он обозначил развитие психологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация, по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальности человека.
Э. Фромм явился автором концепции "гуманистического психоанализа". В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э. Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.
Генетическая психология.
Основателем этого направления
является Ж. Пиаже, выдающийся психолог
нашего времени швейцарского происхождения.
Данное направление непосредственно
связано с изучением
Дальнейшее развитие психологических
знаний в современном зарубежном
мире характеризуется несколькими
тенденциями. Одна из них заключается
в постепенном стирании границ между
разными школами и
Вторая состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике - словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас, пожалуй, легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется.
Третья тенденция состоит
в расширении и обогащении как
понятийного, так и методического
аппарата психологических исследований
за счет тех наук, с которыми психология
входит в контакт при решении
разнообразных научных и
Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (XIX в. - XX в.)
Первым вариантом психологии
как самостоятельной науки
Подвергнув критическому
анализу прежние понимания
Единый опыт может рассматриваться
с двух точек зрения. "Эти точки
зрения подсказываются нам тем, что
каждый опыт расчленяется непосредственно
на два фактора: на содержание, данное
нам, и на способ нашего восприятия
этого содержания". Опыт, взятый в
отвлечении от познающего субъекта и
направленный на выявление связей объективных
явлений, изучает естествознание. Это
опосредствованный опыт. Опыт, рассматриваемый
в его отношениях к субъекту и
в тех свойствах, которые ему
приписываются субъектом, это непосредственный
опыт, который и изучает психология.
Психология, определяемая как наука
о непосредственном опыте, является,
по признанию самого Вундта, разновидностью
эмпирической психологии, поскольку
должна показать связь содержаний опыта
в том виде, как она дана субъекту.
Таким образом, объектом изучения в
психологии остается сознание. В его
описание, однако, Вундт вносит новые
черты. В противоположность
Поскольку все науки изучают
одни и те же предметы, но с разных
точек зрения, постольку "нельзя
допустить никакого принципиального
различия между психологическими и
естественнонаучными методами".
Поэтому в психологии также должны
использоваться экспериментальные
методы, "имеющие целью осуществить
точный анализ психических процессов,
подобный анализу, предпринимаемому естествознанием
в применении к явлениям природы".
Эксперимент не отменяет самонаблюдения,
оно остается единственным прямым методом
в психологии. Объективные явления
- поведение, деятельность - Вундт исключал
из психологии. "Человек сам - не как
он появляется извне, но как он дан
непосредственно себе самому" является
собственно проблемой психологии. Эксперимент
лишь позволяет сделать
Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов - ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных - на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.
Информация о работе Причины и проявления открытого кризиса в психологии