Причины и проявления открытого кризиса в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.

Оглавление

Общее представление о психологии как науке задача курса

Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (XIX в. - XX в.)

История психологии: ее предмет и задачи

Литература

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии2.docx

— 80.78 Кб (Скачать)

Начиная с 30-40-х годов XX в., в размежевании и дифференциации психологических знаний, инициированных периодом открытого кризиса психологической  науки, стали происходить важные перемены. Если первые самостоятельные направления психологических исследований, возникшие в течение двух десятилетий XX в., - бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и понимающая психология - представляли собой разные линии развития мысли, почти не имеющие пересечений и в своих постулатах трудно совместимые друг с другом, то с 30-х годов вместе с продолжением процесса дифференциации психологических знаний начинается и постепенно набирает силу процесс их интеграции, т.е. объединения и использования в создаваемых теориях, в экспериментах и на практике различных подходов, отражающих позиции бихевиоризма, гештальттеории, психоанализа и других направлений исследования. Рассмотрим некоторые из концепций подобного рода, характерные для психологии середины XX в.

Когнитивная психология. Это  направление возникло в связи  с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени  явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических  концепций, игнорирующих сознание и  принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное  внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.

Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в  вычислительную машину, порождают различные  результаты в процессе их обработки  в зависимости от того, по какой  программе работает машина. Так и  на уровне человека: для того чтобы  объяснить и предсказать его  поведение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в  своей голове, каким образом он принимает решения.

Когнитивные процессы для  психолога являются аналогом программы  вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль  знаний, интересующаяся главным образом  тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его  система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, "познание человеком окружающего мира. рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения. включая обучение самой жизнью".

Вместе с идеями кибернетики  и информатики в психологические  теории когнитивного направления вошло  много специальных терминов, заимствованных из этих наук: сигнал, программа, информация, кодирование, вход и выход системы  и т.п. Основное специальное понятие  когнитивной психологии - "схема". Она представляет собой имеющиеся  в голове человека план сбора и  программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется  множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они  по своей структуре и способу  функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма  генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они  позволяют определенным образом  воспринимать, перерабатывать и хранить  информацию о прошлом, настоящем  и вероятном будущем.

Неофрейдизм. Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых "комплексами".

Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается, что с первых лет жизни у  ребенка возникает выраженное, глубоко  переживаемое им самим чувство собственной  неполноценности, которое он стремится  преодолеть. Кроме комплекса неполноценности  ребенку с первых лет жизни  приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдуманно. Цель жизни устанавливается самим человеком. От ее характера зависит многое в поведении человека: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складываются специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции и чувства.

Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют "аналитической  психологией". В соответствии с  ней психика представляет собой  сложное целое, относительно независимые  части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый "комплекс Я". С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. Личное бессознательное содержит комплексы, составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.

Личное бессознательное  представляется человеку частью его  собственной жизни; содержание коллективного  бессознательного - чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные  переживания, неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессознательного является религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другим выражением того же в культуре человечества выступают сказки.

Важной заслугой Юнга перед  психологической наукой явилось  введение в научный оборот представлений  о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степени присущи всем людям, но представлены у них, в их психологии и поведении в различной пропорции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминирует над второй, а экстравертами, напротив, - тех индивидов, для которых характерно явное преобладание второй тенденции.

К. Юнг также предложил  одну из наиболее интересных психологических  типологий личности, разделив людей  на следующие типы: мыслительный, эмоциональный  и сенситивный. Важным теоретическим  понятием у Юнга явилось представление  об "индивидуации". Этим словом он обозначил развитие психологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация, по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальности человека.

Э. Фромм явился автором концепции "гуманистического психоанализа". В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э. Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.

Генетическая психология. Основателем этого направления  является Ж. Пиаже, выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно  связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое  применение в концепции Пиаже  нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического  мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.

Дальнейшее развитие психологических  знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими  тенденциями. Одна из них заключается  в постепенном стирании границ между  разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых  сознательно стремятся интегрировать  знания, накопленные в разных психологических  концепциях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, понимающей психологии, когнитивной психологии и генетической психологии.

Вторая состоит в том, что психология постепенно выходит  за рамки академической науки  и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике - словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас, пожалуй, легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется.

Третья тенденция состоит  в расширении и обогащении как  понятийного, так и методического  аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении  разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного  ей сулит усиливающийся альянс с  кибернетикой и вычислительной техникой. [I, 630-643].

 

Выделение психологии в самостоятельную  науку и ее развитие до периода  открытого кризиса (XIX в. - XX в.)

 

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась  физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследования он начал  в области восприятия. Из них составилась  книга "Очерки по теории восприятия" (1862). В этих "Очерках" Вундт  развивает идеи о психологии как  экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. "Лекциях о душе человека и животных" Вундт наряду с  экспериментом в качестве источника  психологического исследования называет анализ продуктов человеческого  духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа  психологии, объединяющая два метода - экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. "Основания физиологической психологии" Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная. Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и  о внутреннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают  в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом (Vorstellungsobjekt). Этот термин играет у Вундта ту же роль, что и "нейтральные элементы" у Маха: за неразрывностью субъекта и объекта в опыте лежит идеалистический тезис, ставящий под сомнение независимое от субъекта существование объективного мира. По характеристике С.Л. Рубинштейна, Вундт направил психологию по пути махистской ее переориентации.

Единый опыт может рассматриваться  с двух точек зрения. "Эти точки  зрения подсказываются нам тем, что  каждый опыт расчленяется непосредственно  на два фактора: на содержание, данное нам, и на способ нашего восприятия этого содержания". Опыт, взятый в  отвлечении от познающего субъекта и  направленный на выявление связей объективных  явлений, изучает естествознание. Это  опосредствованный опыт. Опыт, рассматриваемый  в его отношениях к субъекту и  в тех свойствах, которые ему  приписываются субъектом, это непосредственный опыт, который и изучает психология. Психология, определяемая как наука  о непосредственном опыте, является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку  должна показать связь содержаний опыта  в том виде, как она дана субъекту. Таким образом, объектом изучения в  психологии остается сознание. В его  описание, однако, Вундт вносит новые  черты. В противоположность интеллектуализму всей прежней психологии Вундт рассматривает  психическое как процесс. При этом воля берется как типический процесс. Вундт называет свою психологию волюнтаристической, подчеркивая в то же время отличие своей системы от философского волюнтаризма Шопенгауэра.

Поскольку все науки изучают  одни и те же предметы, но с разных точек зрения, постольку "нельзя допустить никакого принципиального  различия между психологическими и  естественнонаучными методами". Поэтому в психологии также должны использоваться экспериментальные  методы, "имеющие целью осуществить  точный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием  в применении к явлениям природы". Эксперимент не отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом  в психологии. Объективные явления - поведение, деятельность - Вундт исключал из психологии. "Человек сам - не как  он появляется извне, но как он дан  непосредственно себе самому" является собственно проблемой психологии. Эксперимент  лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным.

Однако не вся психика  поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент  областью простейших психических процессов - ощущений, представлений, времени  реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций  и психического развития требует  других методов. В качестве таковых  Вундт считал анализ продуктов человеческого  духа, которые являются продуктом  общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив  ей индивидуальную экспериментальную  психологию. С введением Вундтом  двух психологии, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных - на естествознание и науки о  духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и  характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.

Информация о работе Причины и проявления открытого кризиса в психологии