Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:26, реферат
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в
связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что
агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Введение
Проблема агрессивного поведения
Мысли философов
Теория Джона Долларда
Реализация агрессивного поведения
Биологически адаптивная агрессия
3 категории лиц по отношению к проблемам скуки и возбуждения (по Фрмму)
Идеаторная сфера и жестокость
Асоциальное и антисоциальное поведения
Примеры
Вывод
Список литературы
дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем возрасте (сенсорная депривация) особенно часто
приводит к формированию личности агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности
на порядок выше чем физические наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы.
Э. Эриксон, тщательно разработавший эту тему,
и являющийся ее основоположником сообщает о необходимости для человека в идентификации себя с другими людьми, нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я такой как они, они такие же как я".
Для человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или наркоманы, чем не
идентифицировать себя вовсе.
Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения: 1) Люди, способные
продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки.
2) Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене
раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то практически и не
осознают.
3) Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства людей)
раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность (лица, страдающие хронической депрессией, которая, соответственно,
сопровождается хронической же скукой). Особо опасным следствием "некомпенсированной скуки выступают насилие и агрессивность. Чаще всего это проявляется в пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены, в частности по телевидению. А от пассивного удовольствия по поводу
жестоких сцен и насилия всего лишь один шаг к многочисленным формам активного возбуждения, которое
достигается ценой
садистического и деструктивного поведения.
Как следствие хронической
депрессии (дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм описывает отсутствие интереса к общению с другими
людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких личностей находятся в застывшем состоянии: они не
испытывают радостей, зато не знают ни боли, ни горя.
Далее Фромм
пишет о значении структуры
характера в формировании
меньшей степени, чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности,
выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет характер, являющийся
специфической структурой, организующей человеческую энергию, направленную на достижение цели, а также
определяет паттерн поведения. Фромм выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого
состоит в эксплуатации других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится к
ним как к "человеческому материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной машине (вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал"). К слову упомянем известную мысль И.Канта о том, что человек ни в коей мере не может быть средством, он всегда есть цель) . Деперсонификация — это по сути есть процесс превращения субъекта в объект или иными словами человека в вещь. Основным стремлением
продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить, делиться с другими.
Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого
характера абсолютно
естественными. Человек с садистически-
Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление ко всему
живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. Некрофилия в характерологическом смысле
определяется Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся;
страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто
механическому (небиологическому) , а, кроме того, страсть к насильственному разрыву естественных биологических
связей. Влечение к мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может
проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем — насилие. Для
некрофила характерно убеждение, что насилие —это "способность превратить человека в труп". Такие люди
реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда не пытаются помочь другим людям найти
конструктивный способ решения их проблем. Менее явное представительство некрофилия находит в особом
интересе к болезни во всех ее формах (ипохондрия) , а также к теме смерти.
Согласно
фрейдовскому взгляду на
сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.
Жажда власти, жадность или нарциссизм — все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в
половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или
подражании.
Идеаторная сфера и жестокость
Фантазия (идеаторная сфера) , способность воображения — главный компонент мысли; при психозе эта
способность воображения используется не для того, чтобы овладеть реальностью, а для того, чтобы избежать ее.
Положительные и отрицательные фантазии — в зависимости от отношения к ним субъекта, могут быть
эгосинтоническими или эгодистоническими.
Таким образом, фантазия является составной частью мышления или даже каким либо специфическим его
видом. Вид мышления
(абсолютистко-дихотомическое и т.п.)
практически прямо
аффективной сферы человека, которая является производным типа мозговой деятельности и может меняться под воздействием экзогенных пертурбаций. Примером может служить мышление человека находящегося в состоянии
депрессии и противостоящего ему мышления человека находящегося в маниакальном возбуждении.
Одним из
видов проявления
Жестокость (в юридическом смысле) это особо брутальные способы совершения преступлений, для
обозначения определенных
свойств характера
непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении (причинение мучений словами)
или в воображении-фантазированиии, оперирующем образами истязаний, мучений людей или животных.
Жестокость может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с эго и с
бессознательным. Жестокость может проявляться в отношении людей и животных. Жестокость придает определенную окраску изнасилованиям, хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства, оставлению в опасности и др. Под жестокостью, как личностной чертой
следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в
действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания.
Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше
считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в
истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой,
известны как садизм и мазохизм. Но сексуальная холодность (фригидность) также связана с влечением к
причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний.
Морализаторство (абсолютистко-дихотомическое мышление) также часто бывает проявлением жажды власти и
могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также часто является
проявлением жажды власти и желания мучить.
Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или
антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как
неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям (из-за сниженной способности к эмпатии) .
Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой, и
потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к.
подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится
бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он
чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается.
В своей работе "Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины" (1938) Александер
разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины — это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замысленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд, с другой стороны, — это реакция на, ощущение слабости, неумелости,
униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины:
она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может
победить того, кто его опозорил. Стыд — настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но
чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе — когда он осознает
и принимает моральные ценности своего круга. Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают
чувство вины; оно в свою очередь подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими.
Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и
враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый
круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.
Информация о работе Причины формирования деструктивного агрессивного поведения