Причины формирования деструктивного агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:26, реферат

Краткое описание

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в
связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что
агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.

Оглавление

Введение
Проблема агрессивного поведения
Мысли философов
Теория Джона Долларда
Реализация агрессивного поведения

Биологически адаптивная агрессия
3 категории лиц по отношению к проблемам скуки и возбуждения (по Фрмму)

Идеаторная сфера и жестокость
Асоциальное и антисоциальное поведения

Примеры

Вывод

Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ ФГОУ СПУ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем возрасте (сенсорная депривация) особенно часто 

приводит к  формированию личности агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности

на порядок  выше чем физические наказания и  другие вредные в воспитательном отношении факторы.

Э. Эриксон, тщательно разработавший эту тему,

и являющийся ее основоположником сообщает о необходимости для  человека в идентификации себя с другими людьми, нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я такой как они, они такие же как я".

Для человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или наркоманы, чем  не

идентифицировать  себя вовсе.

   Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения: 1) Люди, способные

продуктивно реагировать  на стимулирующее раздражение; они  не знают скуки.

   2) Люди, постоянно  нуждающиеся в дополнительном  стимулировании, а также в постоянной  смене

раздражителей; эти  люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то практически и не

осознают.

   3) Люди, которых  невозможно ввести в состояние  возбуждения нормальным (для большинства  людей) 

раздражителем. Эти  люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность (лица, страдающие хронической депрессией, которая, соответственно,

сопровождается  хронической же скукой). Особо опасным следствием "некомпенсированной скуки выступают насилие и агрессивность. Чаще всего это проявляется в пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены, в частности по телевидению. А от пассивного удовольствия по поводу

жестоких сцен и насилия всего лишь один шаг  к многочисленным формам активного возбуждения, которое

достигается ценой  садистического и деструктивного поведения. Как следствие хронической невротической 

депрессии (дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм  описывает отсутствие интереса к  общению с другими 

людьми и затруднения  в этом общении. Все эмоции у таких личностей находятся в застывшем состоянии: они не

испытывают радостей, зато не знают ни боли, ни горя.

   Далее Фромм  пишет о значении структуры  характера в формировании садизма.  У человека, который еще в 

меньшей степени, чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности,

выполняющие функцию  инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет характер, являющийся

специфической структурой, организующей человеческую энергию, направленную на достижение цели, а также

определяет паттерн  поведения. Фромм выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого

состоит в эксплуатации других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится  к 

ним как к "человеческому материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной машине (вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал"). К слову упомянем известную мысль И.Канта о том, что человек ни в коей мере не может быть средством, он всегда есть цель) . Деперсонификация — это по сути есть процесс превращения субъекта в объект или иными словами человека в вещь. Основным стремлением

продуктивной  личности Фромм считает жажду  любить, дарить, делиться с другими.

   Влечения  эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю такого

характера абсолютно  естественными. Человек с садистически-эксплуататорским характером может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность.

   Фромм вводит  такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под  первым стремление ко всему 

живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. Некрофилия в характерологическом  смысле

определяется  Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся;

страстное желание  превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто 

механическому (небиологическому) , а, кроме того, страсть к насильственному  разрыву естественных биологических

связей. Влечение к мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский  характер может 

проявиться также  в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем  — насилие. Для 

некрофила характерно убеждение, что насилие —это "способность превратить человека в труп". Такие люди

реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и  никогда не пытаются помочь другим людям найти 

конструктивный  способ решения их проблем. Менее  явное представительство некрофилия находит в особом

интересе к  болезни во всех ее формах (ипохондрия) , а также к теме смерти.

   Согласно  фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания,  которые внешне не связаны  с 

сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.

   Жажда власти, жадность или нарциссизм —  все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее, чем в

половом акте: именно потому, что здесь менее всего  можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или

подражании.

 Идеаторная сфера и жестокость

   Фантазия (идеаторная сфера) , способность воображения — главный компонент мысли; при психозе эта

способность воображения  используется не для того, чтобы овладеть реальностью, а для того, чтобы избежать ее.

Положительные и  отрицательные фантазии — в зависимости  от отношения к ним субъекта, могут  быть

эгосинтоническими или эгодистоническими.

   Таким образом,  фантазия является составной  частью мышления или даже каким либо специфическим его

видом. Вид мышления (абсолютистко-дихотомическое и т.п.) практически прямо пропорционально  зависит от

аффективной сферы  человека, которая является производным  типа мозговой деятельности и может  меняться под воздействием экзогенных пертурбаций. Примером может служить мышление человека находящегося в состоянии

депрессии и противостоящего  ему мышления человека находящегося в маниакальном возбуждении.

   Одним из  видов проявления агрессивности  и деструктивного поведения является жестокость.

   Жестокость (в юридическом смысле) это особо брутальные способы совершения преступлений, для

обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и 

непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении (причинение мучений словами)

или в воображении-фантазированиии, оперирующем образами истязаний, мучений  людей или животных.

Жестокость может  быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении  ее с эго и с

бессознательным. Жестокость может проявляться в  отношении людей и животных. Жестокость придает определенную окраску изнасилованиям, хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства, оставлению в опасности и др. Под жестокостью, как личностной чертой

следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в 

действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания.

   Влечение  к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше

считал его  именно нормой и полагал, что оргии  жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в 

истории всего  человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой,

известны как  садизм и мазохизм. Но сексуальная  холодность (фригидность) также связана  с влечением к 

причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая  проявляется в виде удовольствия от истязаний.

Морализаторство (абсолютистко-дихотомическое мышление) также часто бывает проявлением жажды власти и

могущества, которая  проявляется в виде удовольствия от истязаний. Морализаторство также  часто является

проявлением жажды  власти и желания мучить.

   Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или

антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса совершенно иной тип асоциальности развивается как

неспособность общаться с другими и приспосабливаться  к ситуациям (из-за сниженной способности к эмпатии) .

Субъективно эта  неспособность ощущается как  нечто весьма мучительное. Любой  контакт становится пыткой, и 

потому человек  стремится их избегать, предпочитая  уединение. Это и является причиной страданий индивида т.к.

подавляя в  себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится

  • заметна окружающим, которым досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с

бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он

чувствует реакцию  окружающих и поэтому все больше и больше замыкается.

  

   В своей  работе "Заметки об отношении  комплекса неполноценности к  комплексу вины" (1938) Александер

разграничивает  психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины — это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замысленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд, с другой стороны, — это реакция на, ощущение слабости, неумелости,

униженности по отношению  к другим. Психологическая реакция  на стыд противоположна реакции на чувство вины:

она стимулирует  агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что  он не слаб, что он может 

победить того, кто его опозорил. Стыд — настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но

чувство вины может  возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе  — когда он осознает

и принимает моральные  ценности своего круга. Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают

чувство вины; оно  в свою очередь подавляет возможность  человека утвердится в соревновании с другими.

Невозможность самоутвердиться  тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и 

враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый

круг, лежащий  в основе многих невротических расстройств.

Информация о работе Причины формирования деструктивного агрессивного поведения