Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:26, реферат
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в
связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что
агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Введение
Проблема агрессивного поведения
Мысли философов
Теория Джона Долларда
Реализация агрессивного поведения
Биологически адаптивная агрессия
3 категории лиц по отношению к проблемам скуки и возбуждения (по Фрмму)
Идеаторная сфера и жестокость
Асоциальное и антисоциальное поведения
Примеры
Вывод
Список литературы
Министерство образования и науки РФ ФГОУ СПУ
“Ижевского
монтажного техникума”
Предмет: Социальная
психология
Реферат
По
теме: ”Причины формирования
деструктивного агрессивного поведения”
(биологические и социально-средовые факторы)
Выполнил:
студент гр. СЗС-24 Чехарина Е.С.
Проверил:
Брябрина
Т.А.
г. Ижевск 2006г
Содержание:
Введение:
Проблема агрессивного поведения
Проблема
агрессивного поведения
связи с его
распространенностью и
агрессивность имеет
исключительно биологическое
Агрессия
представлена множественными
(настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции); агрессия
"злокачественная" (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный
тип агрессии. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло.
Мысли философов
Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в
течение многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет "злую природу". Другой китайский
философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или, по меньшей мере, нравственно
нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет
злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к
совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного.
Р. Докинз рассматривал индивидуума, как эгоистичную машину, запрограммированную на то, чтобы как
можно лучше обеспечивать свои гены в целом, т.е. как машину выживания. Таким образом, машины выживания
одного вида более непосредственно покушаются на жизнь другой. Одна из причин этого состоит в том, что
представители одного вида, будучи очень сходными, между собой, вынуждены конкурировать за все необходимые
им ресурсы. Одним из важных ресурсов являются брачные партнеры. Конкуренция обычно происходит между
самцами за самок. Это означает, что самец может обеспечить сохранение своих генов, если он нанесет какой-то
ущерб другому самцу, с которым он конкурирует. Логичный образ действия состоит в том, чтобы убивать своих
соперников, а затем съедать их. Но каннибализм и убийство в природе встречаются крайне редко. И в самом деле,
самая примечательная особенность схваток между животными состоит в том, что это — формальные состязания,
происходящие подобно боксу или фехтованию строго по правилам. Если противник своим поведением признает
поражение, то победитель воздерживается от нанесения смертельного удара или укуса. В таком случае получается,
что только HOMO SAPIENS — единственный вид, убивающий себе подобных, как единственный наследник
каиновой печати.
Доктор H. Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным
то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с
активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. Фрейд, как
известно, тоже вначале использовал термины "агрессивный" и "активный" как синонимы (1909) , хотя в дальнейшем,
в работе "Новые вводные лекции" (1933) , он использовал слово "активный" не как синоним агрессивности, а как
наиболее важную характеристику этого инстинкта. H. Parens также отмечает, что агрессия может проявляться в
разных формах, однако, все эти формы имеют одну общую черту — они представляют собой попытку субъектов
контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим миром.
Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим, как для человека, так и для животных —
это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза
жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет
биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен
"злокачественной" агрессией — деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение
доброкачественно-
Инстинкт — это ответ на физиологические потребности человека, а страсти — это ответ на экзистенциальные
потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.
Одной из теорий претендующих на объяснение феномена агрессии является теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию, и, следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью.
Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдоагрессией, относя к ним такие ее виды как
непреднамеренную (например, случайное ранение человека), игровую (необходимую в учебном тренинге на
мастерство, ловкость и быстроту реакций) , а также не имеющей никакой деструктивной цели и отрицательных
мотиваций (гнев, ненависть). Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Мозг животного запрограммирован таким образом, чтобы мобилизовать все наступательные и оборонительные импульсы, если возникнет угроза витальным интересам животного, например, в случаях, когда животное лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Очевидно, что цель оборонительной агрессии состоит в сохранении жизни, а не в разрушении. Также запрограммирован и человек: на угрозу его витальным интересам он реагирует либо атакой, либо бегством. Хотя эта
врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у
человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии. Она проявляется, когда возникает угроза жизни,
здоровью, свободе или собственности.
Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны: 1. Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как
человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на
возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Иными словами механизм
оборонительной
агрессии мобилизуется не только тогда,
когда человек чувствует
тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный
прогноз.
2. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя
уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее нет. 3. Дополнительное усиление оборонительной агрессии у людей (по сравнению с животными) обусловлено спецификой человеческого существования. Человек, подобно зверю, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания нужны не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие (психический гомеостаз), чтобы сохранить возможность выполнять свои функции. Для
человека все, что способствует психическом комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит
комфорту телесному.
Биологически адаптивная агрессия служит делу жизни. Однако только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом испытывать удовольствие. Это единственное живое существо, способное уничтожить себе
подобных безо всякой для себя пользы или выгоды.
В результате эволюции человек приобрел такие свойства психики, которые встречаются только у него и не
имеют аналогов у других видов. К ним можно отнести сознание, разум и воображение. Последние не могут
существовать в вакууме и требуют для своего существования и функционирования описание мира, своего рода
структуры, карты мира. Описание мира может быть примитивным, как это бывает в диких племенах, или
чрезвычайно сложным, как в цивилизованном обществе. Внутри этой структуры задается своего рода система
координат, пользуясь которой человек может регулировать свое поведение и получать ценностные ориентиры, а
именно; к чему следует стремиться и чего следует избегать. Человеку жизненно необходимы цель, а также объект
почитания. Объектом почитания может служить все что угодно — от простейших идолов в диких племенах до Бога
в сложнейших монотеистических религиях.
◊ Человеческий мозг нуждается не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве возбуждения
(эмоционально значимых стимулах) . Г. Селье описывает это состояние как состояние эустресса. Известно, что
Информация о работе Причины формирования деструктивного агрессивного поведения