Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:01, реферат
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.
Преемственность
при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР
школы первой ступени
и инновационной работе,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
Предлагаю план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, который успешно используется в нашей школе уже на протяжении нескольких лет. План работы дополняют приложения.
План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, 2009/2010 учебный год
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
№ |
Мероприятия |
Цель проводимого мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен-ные за проведение мероприятия |
Выход |
1 |
Собеседование заместителя директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов |
Ознакомление классных руководителей с окончательным списочным составом, особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по преемственности на период адаптации |
Август |
Зам. директора по УВР |
Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов |
2 |
Родительские собрания
5-х классов при участии |
Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием |
2-я неделя сентября |
Классные руководите-ли |
Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся, предупреждение взаимных претензий |
3 |
Входные диагностические работы |
Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы |
2-я неделя сентября |
Председате-ли МО |
Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы |
4 |
Классно-обобщающий контроль 5-х классов |
Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения |
Сентябрь – 1-я неделя октября |
Администрация, психолог |
Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов |
а) посещение уроков |
Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 классов |
Сентябрь – 1-я неделя октября |
Администрация, председате-ли МО, психолог, учителя начальной школы |
Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь | |
б) анкетирование учащихся |
Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе |
4-я неделя сентября |
Классные руководите-ли, психолог |
Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классом в целом | |
в) анкетирование родителей |
Определение круга претензий |
2-я неделя октября на родительс-ком собрании |
Классные руководите-ли, психолог |
Индивидуальная работа с родителями и учителями-предметниками | |
г) изучение организации домашней работы |
Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителям, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков) Определении степени помощи родителей при выполнении домашней работы учащимися (по анкетам, результатам собеседования) |
4-я неделя сентября – 1-я неделя октября |
Зам. директора по УВР, психолог |
Индивидуальная работа с учителями, с родителями | |
д) проверка школьной документации |
Проверка ведения контроля за дисциплиной учащихся. Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники учащихся, ознакомление с культурой ведения учащимися тетрадей и дневников |
3-я неделя сентября |
Зам. директора по УВР |
Собеседование с учителями и классными руководителями | |
е) посещение внеклассных мероприятий |
Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период |
Сентябрь – 1-я неделя октября |
Зам. директора по воспитательной работе |
Помощь классному руководителю
в коррекции плана | |
5 |
Родительские собрания
5-х классов при участии |
Ознакомление родителей с итогами проверочных контрольных работ, с психо-эмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода учащихся в среднем звене школы |
2-я неделя октября |
Классные руководите-ли 5-х классов |
Рекомендации родителям по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями |
6 |
Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х класса, психолога |
Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене |
3-я неделя октября |
Зам. директора по УВР |
Индивидуальная работа с учителями-предметниками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с учащимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы по вопросам преемственности с учетом выявленных проблем |
7 |
Педагогический консилиум по 5-м классам |
Подведение итогов успеваемости учащихся 5 классов в 1-й четверти. Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям средней школы. Определение перспектив дальнейшего развития учащихся и классных коллективов |
2-я неделя ноября |
Зам. директора по УВР |
Завершение работы по вопросам адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы |
8 |
Родительские собрания 5 классов с участием учителей-предметников |
Подведение итогов успеваемости учащихся 5 классов в 1-й четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов |
3-я неделя ноября |
Классные руководите-ли 5-х классов |
Совместная деятельность классных руководителей и родителей по дальнейшему формированию и развитию классных коллективов |
9 |
Предварительная расстановка кадров для работы в 5-х классах на следующий учебный год |
Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности |
март |
Администр-ция |
Собеседование с учителями-предметниками и классными руководителями будущих 5-х классов о целях и задачах предстоящей работы по преемственности |
10 |
Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов и педколлектива учителей и классных руководителей будущих 5-х классов |
Определение целей и задач мероприятий по подготовке учащихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене |
март |
Зам. директора по УВР |
Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний |
11 |
Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку (ЕМТ), математике (ЕМТ), замер техники чтения |
Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность – выпускников 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе |
3-я и 4-я недели апреля |
Заместитель директора по УВР начальной школы |
Анализ работ на заседаниях МО. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к педконсилиуму по 4-м классам |
12 |
Педконсилиум по 4-м классам |
Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников |
4-я неделя декабря |
Заместитель директора по УВР начальной школы |
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися и их родителями |
13 |
Знакомство с классными коллективами выпускных 4-х классов. Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классными руководителями будущих 5-х классов, психологом, председателями МО средней школы |
Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности. Ознакомление с системой
педагогических подходов учителей начальной
школы, выявление психолого- |
Март – май |
Зам. директора по УВР |
Проведение в 4-х классах пробных уроков учителями средней школы, разработка и проведение коррекционных мероприятий |
14 |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы |
Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в среднюю школу |
В течение года |
Председатели МО математики, русского языка и литературы |
Проведение председателями МО средней школы консультаций для учителей начальной школы, для учителей математики, русского языка и литературы будущих 5-х классов. Обмен опытом посредством открытых уроков. Совместные заседания МО учителей начальных классов и МО учителей средней школы. Проведение праздников в начальной школе совместно с учителями будущих 5-х классов |
15 |
Индивидуальные беседы родителями учащихся 4-х классов |
Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе |
3-я четверть |
Зам. директора по УВР |
Предварительное комплектование 5-х классов |
16 |
Психологическое тестирование учащихся 4-х классов |
Изучение личности выпускника начальной школы |
2-я неделя апреля |
Классные руководители 4-х классов, психолог |
Составление психологической характеристики классных коллективов. Подготовка материалов к педконсилиуму |
17 |
Педагогический консилиум по 4-м классам |
Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика 4-го класса требованиям средней школы |
1-я неделя мая |
Зам. директора по УВР |
Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и классных коллективов. Проект комплектования 5-х классов |
18 |
Совещание при директоре |
Подведение итогов работы
по преемственности между |
2-я неделя мая |
Директор |
Разработка плана |
19 |
Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы |
Знакомство учащихся с кабинетной системой средней школы |
2-я неделя мая |
Классные руководители будущих 5-х классов |
|
20 |
Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов |
Торжественный перевод выпускников начальной школы в среднюю школу |
Последняя неделя обучения |
Зам. директора по УВР |
|
21 |
Совещание при директоре |
Комплектование 5-х классов |
4-я неделя мая |
Директор |
Составление списочного состава 5-классов, утверждение педагогического состава и классных руководителей будущих 5-х классов |
22 |
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы |
Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей с будущими учителями их детей, снятие психологического барьера настороженного ожидания трудностей при обучения в 5-м классе |
4-я неделя мая |
Директор |
Определение перспектив дальнейшего обучения детей, согласование с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе |
Приложение 1
к Плану работы по преемственности
между начальным и основным общим образованием,
2009/2010 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном
периода перехода в школу второй ступени
1.1. Образовательное пространство периода перехода в школу второй ступени создано для решения проблемы преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе.
1.2. В этом пространстве
учитываются психологические
1.3. Образовательное пространство
выделено в связи с тем, что
необходимо избежать
2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ
2.1. Обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах.
2.2. Создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся.
3. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
3.1. Организация постепенного,
плавного перехода от
3.2. Оказание помощи младшему подростку (10-12 лет) состояться как личности в этот переходный период.
3.2. Осуществление преемственных связей в содержании и методах обучения, системе оценивания последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 классы).
3.4. Предоставление учащимся культурных форм общения в стремлении экспериментировать и использовать свои возможности.
3.5. Создание таких
ситуаций, которые учат подростков
принимать разные точки зрения,
позволяющие проявлять
4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
4.2. Осуществление следующих форм организации образовательного пространства:
4.3. Использование
Информация о работе Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено