Предмет возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Оглавление

Введение.............................................................................................................
1. Предмет возрастной психологии..................................................................
1.1 История становления возрастной психологии.......................................
1.2 Актуальные проблемы современной психологии развития.................
1.3 Связь возрастной психологии с другими науками.................................
1.4 Возрастная психология в системе психологической науки.....................
Заключение..............................................................................................................
Список используемой литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

воз псиз.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников  во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект  общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возрастная психология изучает процесс развития психических  функций и личности на протяжении всей жизни человека. Нас будет  интересовать не весь жизненный путь, а его начало - с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В этом разделе возрастной психологии выявляются закономерности и факты детского развития.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» - происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст - это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя.  Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения  в ту или иную сторону от магистральных линий развития.

Итак, возрастная психология - особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Подробнее на этом определении Л.С. Выготского мы остановимся позже, в главе 3 раздела 1, а сейчас отметим лишь два момента.

Во-первых, психологический  возраст может не совпадать с  хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его  свидетельстве  о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство - явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности - дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика   детства   определяется   уровнем   социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология - как первая часть возрастной - охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом, в 15 или 17 лет. Познакомившись с предметом возрастной психологии (с тем, что изучает эта наука), переедем к рассмотрению следующего вопроса: как, какими методами исследуется детское развитие?\2

Список используемой литературы

1. Кагермазова Л.Ц.,ВОЗРАСТНАЯ    ПСИХОЛОГИЯ

(Психология  развития)

 

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК  электронный ресурс http://www.klex2.ru/bxz дата обращения 12.01.2013

2. И.Ю. Кулагина

Развитие ребенка  от рождения до 17 лет. Электронный ресурс http://www.klex2.ru/7sv дата обращения 10.01.2013

3.Возрастная психология

часть 1. общие вопросы возрастной психологии

Учебно-методическое пособие

Братск 2003г.  Электронный ресурс http://topref.ru/referat/192205.html дата обращения 19.12.2012

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1945.

5. Л.  И. Божович

ЛИЧНОСТЬ 
И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ 
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Психологическое исследование  «ПРОСВЕЩЕНИЕ» М.;1968

7. Гальперин П.Я. , Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 118 с.

  1. Обухова А.Ф. Возрастная психология: учебник- М.; Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с.

13. Шаповаленко И.В  Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология )М.: Гардарики, 2005. - 349 с.


Информация о работе Предмет возрастной психологии