Предмет девиантологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Повышение эффективности обучения во всех звеньях образовательной системы зависит от грамотного, обоснованного подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных образовательным целям методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса в вузах. Методы обучения многообразны. Принято считать, что к сегодняшнему дню сформировались две основные группы методов обучения – традиционные и активные.

Оглавление

Введение …………………………………………………………..…………….…. 3
1. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента в психолого-педагогической литературе. Понятие и типы темперамента ………………………... 4
1.1. История изучения темперамента …………………………………..……………. 6
1.2. Понятие темперамента в современной науке…………………………………….
2. Темперамент и деятельность человека……………………………………………. 6
Заключение …………………………………………………………..………...…… 13
Литература …………………………………………………………...………… 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ОБРАЗЕЦ.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени И.Г. Петровского»

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, РЕКЛАМЫ  И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конфликтология»

Тема: Предмет девиантологии

 

Специальность 030300 Психология управления

 

 

 

         Выполнила студентка:

Иванова Ирина Ивановна

                          __________________                                

                                                              подпись

 

                Проверил:

                        к. псих. н., доцент 

                               Сухоносов А.П.                                          

              _________________

 подпись                                                                                                                    

 

 

 

Брянск 2013

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………..…………….….   3

  1. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента в психолого-педагогической литературе. Понятие и типы темперамента ………………………... 4
    1. История изучения темперамента …………………………………..……………. 6

1.2. Понятие темперамента  в современной науке…………………………………….

2. Темперамент и деятельность человека……………………………………………. 6

Заключение …………………………………………………………..………...……  13

Литература …………………………………………………………...………… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность  проблемы. Повышение эффективности обучения во всех звеньях образовательной системы зависит от грамотного, обоснованного  подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных образовательным целям методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса в вузах. Методы обучения многообразны. Принято считать, что к сегодняшнему дню сформировались две основные группы методов обучения – традиционные и активные.

В отечественной психологии проблемы социально-психологического тренинга всесторонне исследованы  в работах Г.М. Андреевой (1980), Н.Н. Богомоловой (1977), А.А. Бодалева (1989), А.И. Донцова (1987), Ю.Н. Емельянова (1985), А.Г. Ковалева (1983), Г.И Марасанова (1998), Л.А. Петровской (1982; 1989), Н.С. Пряжникова (1997),  П.В. Растяникова (2000), А.И. Хараша, Н.В. Цзена и Ю.В. Пахомова (1988) и др.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) – методы, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи,  формирование у них эффективных моделей социального поведения. Целью обучения  в данном случае выступает личностный рост военнослужащего,  развитие его коммуникативной компетентности, умения мыслить, «просчитывать» ситуацию,  осмысливать свои действия, задействовать интуицию и возможности подсознания.  При таком обучении  личность становится более адаптивной, с большим числом «степеней свободы» в различных социальных ситуациях.

Известно, что одна из общих закономерностей  процесса усвоения знаний - это зависимость  эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого.

 

  1. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента

в психолого-педагогической литературе. Понятие и типы темперамента

 

 

    1. История изучения темперамента

 

 

Под социально-психологическим тренингом понимается такая форма обучающего взаимодействия людей, в которой участники (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированного на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в их самосовершенствовании.

Социально-психологический  тренинг выступает комплексным  и наиболее «широким» методом  активного социально-психологического обучения, при необходимости вбирающим  в себя все другие методы. Как  отмечалось выше, часто этот термин употребляют в качестве термина-экви-валента понятию активного социально-психологического обучения  [2, с. 45].

Один из ведущих специалистов по тренингам в России Ю.Емельянов отмечает: «...Термин "тренинг", в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением». Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг - это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом [4, с. 67].

 

 

В настоящее время в  литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько  лет назад. Так, известный специалист в области организационно-деятельностных игр А. Ситников дает такое определение  тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую  деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых  ситуаций...». При этом под антропотехникой  он понимает такую составляющую акмеологической  практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей»  и формирование на их основе культурного  феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру [10, с.87].

Расширение границ использования  понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона  целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися  целями (развитие компетентности в  общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим  технологиям или отработка новых  поведенческих паттернов.

Специфическими чертами  тренингов, совокупность которых позволяет  выделять их среди других методов  практической психологии, являются:

— соблюдение принципов  групповой работы;

— нацеленность на психологическую  помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит  не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

— наличие более или  менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух - пяти дней (так называемые группы-марафоны);

— определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени  сидят в кругу);

— акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые  развиваются и анализируются  в ситуации "здесь и теперь";

— применение активных методов  групповой работы;

— объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга, а так же относительнго происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

— атмосфера раскованности  и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [12, с.87]..

Таким образом, активное социально-психологическое  обучение представляет собой организованное обучающее взаимодействие психически здоровых людей, в ходе которого они  приобретают опыт эффективного социального  функционирования и творческого  решения жизненных проблем. В  отличие от традиционного обучения активные формы обучения нацеливаются не на передачу знаний, навыков и  умений от учителя к ученику, а  на «выращивание» эффективных моделей  осмысления и практического опыта  решения разнообразных жизненных  проблем человека, на преумножение его «степеней свободы» в социальном взаимодействии.

 

 

1.2. Понятие темперамента в современной науке

 

 

С помощью активного социально-психологического обучения решаются многочисленные вопросы  личностного роста человека, улучшения  социально-психологических характеристик  малых групп, организационного развития.

Комплексным методом, вбирающим  в себя дискуссионные и игровые  формы, является социально-психологический  тренинг, позволяющий решать широкий  круг развивающе-коррекционных задач  в психологической практике. Именно социально-психологический тренинг  мы рассмотрим в качестве основного метода активного социально-психологического обученияВажнейшим условием  эффективности занятий в системе активного социально-психологического обучения является строгое соблюдение ряда принципов групповой работы [13, с.47].

Принципы групповой работы – совокупность совместно выработанных положений, задающих определенный тон и стиль обучающего взаимодействия участников тренинга, его нравственные и организационные нормы. К числу наиболее важных относятся принцип активности участников, принцип исследовательской позиции, принцип «здесь и теперь», принцип конфиденциальности, принцип «антисоветизма» [11, с.83].

Принцип активности участников гласит о том, что личностного  роста может достичь  только тот, кто принимает активное (непосредственное, живое) участие в занятии.

Принцип исследовательской  позиции состоит в том, что  на занятиях в системе активного  социально-психологического обучения знания не передаются обучаемым в готовом виде, а всякий раз добываются, открываются ими. Только добытые, эмоционально прочувствованные знания становятся действенными регуляторами поведения.

Принцип «здесь и теперь»  означает, что, во-первых, обсуждению в  ходе групповой работы подлежат лишь события, проигрываемые в данный момент в группе и, во-вторых, что  события, происходящие в процессе обучения не обсуждаются вне учебных ситуаций.

Принцип «антисоветизма»  запрещает участникам давать друг другу  какие-либо советы (рекомендации), так  как они по существу не имеют существенной ценности для другого человека. Каждый должен сам прийти к тому или иному  решению и быть ответственным  за это решение.

Таким образом, (вывод по 1 параграфу) ………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

2.  Темперамент и деятельность человека

 

 

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Таким образом, (вывод по 2 параграфу) ………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В настоящее время на решение  частных развивающе-коррекционных  задач нацелены специализированные социально-психологические тренинги. Среди них наиболее широкое развитие получили: тренинг сензитивности, перцептивный тренинг, тренинг базовых умений, тренинг уверенности в себе, коммуникативный  тренинг, тренинг публичного выступления, тренинг продуктивного разрешения межличностных конфликтов, тренинг  овладения профессией, тренинг сплочения  воинского подразделения, тренинг  формирования и развития  команд и др.

В конце 60-х  и начале 70-х  годов тренинг стал активно применяться  в интересах оптимизации межличностных  отношений и сплочения реальных групп, а также в целях развития организаций. Организационное развитие предусматривает запланированное  вмешательство, направленное на помощь организации, в целях более  полного  использования личностных ресурсов и эффективного функционирования. Специальными целями тренинга организационного развития могут быть ослабление конфликтов, развитие методов совместного руководства  или улучшение процедуры принятия решений, а также «построение  команды». Основной акцент в этих видах  тренинга делается на улучшение трудовых взаимоотношений, а не на поощрении  работников к более успешной работе.

Сегодня активные методы социально-психологического обучения являются наиболее действенным  средством психологического воздействия  на развитие личности, из имеющихся в распоряжении практического психолога.

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. — Екатеринбург, 1999. — С. 5-14, 30-59.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ,  1980; Менте М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге - СПб., 2002. - С. 11-22, 80-107.
  3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991. С.44-45.
  4. Захаров В.П.,  Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.: ЛГУ, 1989.
  5. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / под ред. В.В.Давыдова. — М., 1995. — 207 с.
  6. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический Проект, 2002. С. 8.
  7. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение-учебник. — М., 1991. — С. 34- 126.
  8. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2002. С. 72.
  9. Робер М.-А.,  Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988; 
  10. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2002;
  11. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — ML, 1995. — С. 26 — 42.
  12. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психологические игры в спорте — М., 1985. - 161 с.
  13. Всего 15-20 источников

Информация о работе Предмет девиантологии