Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.
Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 207.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

Экзамен

по предмету психология.

 Потребности человека. Виды потребностей: биологические,  социальные, идеальные. 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент гр. ЭТР – 11 КЧ

Абакулова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.

Потребность – есть состояние  нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид  испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ  нельзя объяснить только приспособлением  к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности  – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем  он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность  в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских  поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда  связаны с наличием у человека  чувства неудовлетворенности, которое  обусловлено дефицитом того, что  требуется.

2. Потребности определяют  избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на  тех объектах, которые могут эту  потребность утолить («Голодной  куме только хлеб на уме», «У  кого что болит, тот про то  и говорит».)

3. Наличие потребности  сопровождается эмоциями: сначала,  по мере усиления потребности  – отрицательными, а затем –  в случае ее удовлетворения  – положительными.

4. Количество потребностей  возрастает в процессе филогенеза  и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

 

5. Потребности человека  образуют иерархическую систему,  где каждая потребность имеет  свой уровень значимости. По мере  их утоления они уступают первенство  другим потребностям. (приложение №1)

Классификация потребностей

Существует множество  классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все  потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности  на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве  и признании.

 Духовные потребности  человека – это потребность  познать окружающий мир и себя  самого, стремление к самосовершенствованию  и самореализации, в познании  смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных  потребностей одновременно, и его  подсознание расставляет их по степени  значимости, образуя довольно сложную  иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические  потребности, затем идут потребность  в безопасности (реализуя которую  человек стремится избегать эмоции страха), выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями.

 

Уровень потребностей

Содержание

1

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном  режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

2

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования  нынешнего порядка вещей. Уверенность  в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет  обеспеченной.

3

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному  приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности  приводит к жадности, алчности, скупости

4

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими  людьми, быть причастным к какой-то группе.

5

Потребность в уважении и признании

а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному  положению и власти.

6

Потребность к независимости

Потребность к личной свободе, к  независимости от других людей и  внешних обстоятельств

7

Потребность в новизне

Стремление к получению новой  информации. Сюда также относится  потребность что-то знать и уметь.

8

Потребность к преодолению трудностей

Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.

9

Потребность в красоте и гармонии.

Потребность к порядку, гармонии, красоте

10

Потребность в самореализации

Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.


 

Человек сознает свободу  своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды потребностей.

Биологические потребности. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

           Биологические потребности (в  пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны  как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей  у животных носит инстинктивный  характер. Инстинкты можно рассматривать  как функциональные системы, в  которых генетически "предопределены" не только свойства внешних  предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти  потребности, но и основная  последовательность поведенческих  актов, приводящих к достижению  полезного результата.

           Биологические потребности человека  отличаются от аналогичных потребностей  животных. Основное отличие лежит,  прежде всего, в уровне социализации  биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться  под влиянием социокультурных  факторов. Так, например, социализация  пищевой потребности породила  высоко ценимое искусство кулинарии  и эстетизации процесса потребления  пищи. Известно также, что в  некоторых случаях люди способны  подавлять в себе биологические  потребности (пищевую, половую  и т.д.), руководствуясь целями  высшего порядка.

           Потребности, обеспечивающие нормальную  жизнедеятельность организма, хорошо  известны — это потребности  в пище, воде, оптимальных экологических  условиях (содержание кислорода  в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.

Социальные и  идеальные потребности. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной безусловнорефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.

·    Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие  их виды:

o   потребность принадлежать к определенной социальной группе;

o   потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;

o   потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

·    Идеальные потребности  составляют биологически обусловленную  основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

o   потребность в новизне;

o   потребность в компетентности;

o   потребность преодоления.

Потребность в новизне  лежит в основе ориентировочно-исследовательской  деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых  стимулов (сложных и изменчивых), и дефицит информации, который  заставляет искать пути снижения неопределенности.

           При описании потребностей сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не "сенсорный голод" как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

           Так, например, в экспериментах  по полной сенсорной изоляции  здорового человека погружают  в специальную ванну, которая  позволяет практически полностью  изолировать его от сенсорных  раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных  и др.). Через некоторое время  (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический  дискомфорт (потеря ощущения своего  тела, галлюцинации, кошмары), который  может привести к нервному  срыву.

           Простая монотонная стимуляция  рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает  состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека. Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или жизненную значимость.

           Одной из природных предпосылок обучения, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны, является потребность в компетентности. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.

           Потребность преодоления ("рефлекс  свободы", по определению И.П.  Павлова) возникает при наличии  реального препятствия и детерминирована  стремлением живого существа  преодолеть это препятствие. Рефлекс  свободы ярче всего выражен  у диких животных, стимулом для  его актуализации служит какое-либо  ограничение (препятствие), а безусловным  подкреплением является преодоление  этого препятствия. Адаптивное  значение этой потребности в  первую очередь связано с побуждением  животного к расширению среды  обитания, и в конечном счете к улучшению условий для выживания вида.

           С точки зрения эволюционной  физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

 

Приложение №2.

 

 

Приложение №3.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные