Понятие языковой картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 03:19, реферат

Краткое описание

За последние десятилетия, как в России, так и в мире наблюдается возрастающий интерес к изучению культуры с позиции языкознания и психолингвистики, прежде всего к тому, что стоит за языком, за речью, за речевой деятельностью, т. е. к самому человеку как носителю, как субъекту речевой деятельности. Человек, как носитель определенной культуры и говорящий на определенном языке, рассматривается в тесном взаимоотношении с носителем культур и языков народов мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Языковая картина мира…..…………………………………………………..5
Концептуальная картина мира как основа понимания смысла речевого произведения..........................................................................................................9
Взаимосвязь картин мира………………...…………………….....................12
Составляющие национальной картины мира…………………………...…17

Заключение..………………………………………………...……………............25
Список литературы.……………………………………...………………............27

Файлы: 1 файл

Понятие языковой картины миар.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из вышеизложенного можно сказать, что язык выступает в качестве зеркала национальной культуры, ее хранителя. Языковые единицы, прежде всего слова, фиксируют содержание, которое в той или иной мере восходит к условиям жизни народа – носителя языка. В анализируемом нами английском языках, как и в любых других, важна и интересна так называемая национально-культурная семантика языка, т.е. те языковые значения, которые отражают, фиксируют и передают от поколения к поколению особенности природы, характер экономики и общественного устройства страны, ее фольклора, художественной литературы, искусства, науки, а также особенности быта, обычаев и истории народа.

     Можно утверждать, что национально-культурная семантика языка – это продукт  истории, включающий в себя также  прошлое культуры. И чем богаче история народа, тем ярче и содержательнее строевые единицы языка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I Лексическая  семантика – М., 1995.
  2. Брутян Г. А. Язык и картина мира // Филос. науки. 1983. № 1.
  3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка. - М., 1983.
  4. Гусева Е. Моэм и его герои //Вопросы литературы. - 1976. - №3. – С. 69-78.
  5. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX и ХХ вв в очерках и извлечениях. - М., 1970. - Ч.1.
  6. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 1990.
  7. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. – М.: ИТДГК «Гнозис, 2002. – 284 с.
  8. Фрумкина, Р.М, Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с.189-206
  9. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ языка. - М.: Прогресс, 2001.
  10. Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. - М.: Прогресс, 2.
  11. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. - Новосибирск, 1992.
  12. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988.
  13. Сулейменова Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике. - Алма-Ата, 1989.

Информация о работе Понятие языковой картины мира