Понятие взаимопонимания и взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов. Виды взаимоотношения. Свойства человека которые будут способствовать пониманию и восприятию других людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общение и механизмы взаимопонимания……………………………………5
1.1 Психологическая структура взаимопонимания…………………………..…5
1.2 Возможности и границы взаимопонимания………………………………...6
1.3 Уровни взаимопонимания…………………………………………………....8
1.4 Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению……………8
1.5 Механизмы взаимопонимания в общении………………………………..…9
2. Понятие взаимоотношений…………………………………………………...11
2.1 Межличностные отношения……………………………………………..….11
2.2 Товарищество, дружба, любовь…….............................................................12
2.3 Безразличие, вражда, ненависть………………………………………….....13
2.4 Деловые отношения людей…………………………………………….......14
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы…………………………...........................18

Файлы: 1 файл

Контр психология.docx

— 45.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общение и механизмы  взаимопонимания……………………………………5

1.1 Психологическая структура  взаимопонимания…………………………..…5

1.2 Возможности и границы  взаимопонимания………………………………...6

1.3 Уровни взаимопонимания…………………………………………………....8

1.4 Восприятие и понимание  друг друга партнерами по общению……………8

1.5 Механизмы взаимопонимания  в общении………………………………..…9

2. Понятие взаимоотношений…………………………………………………...11

2.1 Межличностные отношения……………………………………………..….11

2.2 Товарищество, дружба, любовь…….............................................................12

2.3 Безразличие, вражда, ненависть………………………………………….....13

2.4  Деловые отношения  людей…………………………………………….......14

Заключение…………………………………………………………………….....16

Список использованной литературы…………………………...........................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др. [4; 23]

1. Так, Конфуций (551 - 479 до  н.э.) обращал внимание на такие  нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным  в общении, как чувство долга  по отношению к другим людям,  уважение их, особенно старших  по возрасту, выполнение установленных  в обществе норм и правил  поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

2. Древнегреческий философ  Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение  о нормах морали и моральном  сознании людей как главном  факторе их общения между собой.  Он требовал логического обоснования  положений этики, а их понимание  рассматривал как основное условие  нравственного совершенствования  каждого человека.

3. Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение  между людьми должно строиться  на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных  норм. Он обращал внимание на  способы ведения беседы, отразил  многие тонкости диалогов разных  собеседников, показал зависимость  направленности мышления людей  от характера и содержания  их общения. Говоря о том,  что душа размышляет и разговаривает  сама с собой, Платон по сути  дела ставит вопрос о внутренней  речи людей. Это один из важных  вопросов современной психологии, в том числе психологии делового  общения. Заслуживают внимания  взгляды Платона на осознанные  и неосознанные мотивы поведения  людей, анализ которых весьма  актуален в настоящее время.

4. Философ Нового времени  нидерландец Бенедикт Спиноза  (1632-1677) в своей "Этике" подчёркивает  роль человеческой индивидуальности, характеризующий, прежде всего  внутренний мир человека, проявляющийся  в тех или иных его психологических  состояниях - аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д. Вместе с тем, Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Всё это также весьма актуально и в наши дни. [3; 258]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие взаимопонимания

 

Взаимопонимание - способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон.

О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных  смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание  индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов  поведения и возможности вести  себя, так или иначе, в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание  как принятие исполняемых по отношению  друг к другу ролей, взаимопонимание  как взаимное принятие самооценки своих  возможностей и способностей и т.д.

Есть основания предполагать, что и этим не исчерпывается все  многообразие смысловых значений, характеризующих  сам термин взаимопонимания. Я считаю, что термин взаимопонимание означает - понимание одного человека другим, т.е. оно носит взаимный, обоюдный характер.

Условием такого взаимопонимания  является не только понимание другого  человека, но и понимание его отношения  к себе или к другим людям как  к партнерам по общению, понимание  самих отношений, складывающихся и  развивающихся между общающимися  людьми. Не менее важным условием взаимопонимания  является принятие способов понимания  партнерами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к  другу. Без выполнения названных  условий вряд ли взаимопонимание  будет достаточно глубоким и устойчивым. [4; 317]

 

1.1 Психологическая  структура взаимопонимания

 

В психологической науке  взаимопонимание рассматривается  как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов.

Во-первых, взаимопонимание - это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания - природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагмент предметного или виртуального мира и субъективное отражение этого фрагмента.

Во-вторых, взаимопонимание  обязательно включает понимание  себя. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений  о самом себе определяет и богатство  представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно  раскрывается другой человек, тем более  полным становится и представление  о самом себе. К. Маркс, писал: "Человек  сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку".

В-третьих, обсуждаемый феномен  включает понимание партнера по общению. Понимание субъектом другого - это понимание целей, мыслей, личностных черт партнера, а также его ценностно-смысловой позиции. По мнению немецких психологов Б. Роземанна и М. Керреса: "Понимание другого должно означать, хотя и всегда частичное, представление о его мыслях и мире чувств, прослеживание мотивов поступков и объяснение ценностных представлений".

Наконец, в-четвертых, существует социально-рефлексивный компонент  взаимопонимания: представления субъекта о том, как партнер по общению  понимает его. В западной психологии основательно изучены три главных  источника знаний, опираясь на которые  люди формируют социально-рефлексивные представления о себе и понимании  их другими:

1. Первый источник коренится  в теории социального сравнения.  В ее основе лежит предположение  о том, что при оценке себя, своего поведения и возможностей  субъект сравнивает себя с  другими людьми, особенно подобными  себе.

2. Второй источник знаний о себе - отраженная оценка, или "отраженное Я". В этом случае люди получают сведения о себе через прямую оценивающую обратную связь от значимых других или через ярлыки, навешиваемые на них другими.

3. Третий источник самопознания - поведенческое самовосприятие. Люди иногда ведут себя как внешние наблюдатели и используют смысл собственных действий для заключений о себе. Более того, люди нередко выступают как наблюдатели своего внутреннего мира (например, мыслей и чувств) и используют содержание наблюдений для выводов о себе.[4; 163]

 

 

1.2 Возможности  и границы взаимопонимания

 

В представлении о возможностях и границах взаимопонимания можно  различать несколько подходов. В  одних случаях социологи и  психологи исходят из представления  о неограниченных возможностях взаимопонимания  между людьми, нередко даже отождествляя его с процессом информационного  общения.

Так, Т.Шибутани склонен к отождествлению взаимопонимания с коммуникацией. Коммуникацию он характеризует как обмен информацией, благодаря которому согласие развивается или разрушается. При этом уровень взаимопонимания рассматривается как важнейший критерий коммуникабельности общающихся индивидов.

В какой-то мере близка к  этому и точка зрения профессора Мичиганского университета Т. Ньюкома, который, хотя и различает понятия коммуникации и согласия, однако вместе с тем рассматривает коммуникацию как связь, имеющую своим следствием возрастание степени согласия общающихся между собой индивидов.

Но если, с точки зрения Т. Шибутани и Т. Ньюкома, согласие и взаимопонимание заложены уже в самом акте информационного общения людей, то с точки зрения экзистенциализма как философского течения, взаимопонимание или коммуникабельность в процессе общения скорее редкое исключение, чем правило в человеческом общении.

Экзистенциализм исходит  от романтического идеала "тотальной" или "непосредственной" коммуникации, которая может быть истолкована  как абсолютное взаимопонимание  или родство душ.

Утверждая принципиальную герметичность  и некоммуникабельность человека, экзистенциалисты абсолютизируют такие реальные явления, как":

1. уникальность, неповторимость  индивидуальных переживаний;

2. внутреннюю расчлененность  жизненного опыта и множественность  образов рефлексивного "Я"  субъекта;

3. рефлексивно-игровой характер  общения, при котором поведение  лица зависит от особенностей  партнеров и ситуации, а в его  самосознании разграничиваются "фасад"  и "кулисы", различные "представляемые" и "ложные" "Я" и т.п. (И.С. Кон).

Конечно, уникальность и  неповторимость индивидуальных переживаний  человека, равно как и сложность, структурная многогранность его  самосознания являются весьма существенными, но отнюдь не непреодолимыми барьерами  на пути взаимного понимания людьми друг друга. [7; 324]

1.3 Уровни взаимопонимания

 

Можно различать три уровня взаимопонимания в зависимости  от того:

1. совпадает ли система  социальных и индивидуальных  значений у общающихся, с одной  стороны, и нет совпадений в  уровне взаимооценки личностных  качеств - с другой;

2. когда совпадает не  только система значений (социальных  и индивидуальных), но и уровень  взаимной оценки личностных качеств;  это тот случай, когда наблюдается  взаимная удовлетворенность людей  их эмоциональным отношением  друг к другу, когда они "уважают  друг друга", что исключает  необходимость прибегать к суррогатным  средствам достижения согласия  и взаимопонимания;

3. когда имеет место  высокая степень взаимного доверия  и открытости общающихся; это  предполагает, в свою очередь,  отсутствие каких-либо тайн друг  от друга, которые бы существенно  затрагивали интересы партнеров.   [1; 32]

 

1.4 Восприятие  и понимание друг друга партнерами  по общению

 

В условиях дефицита времени  люди вынуждены во все большей  мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той  информацией, которую дает им о нем  первое впечатление. Действительно, жизненный  опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко  и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомстве. За этим стоит способность на основе опыта общения - видеть за внешними проявлениями, манерой поведения  более глубокие, социально-типологические и личностные особенности.

Однако при всех своих  достоинствах первое впечатление о  другом лице далеко не всегда гарантирует  надежный результат. Зачастую, даже наоборот, результат первого впечатления  может полностью разойтись с  последующим представлением о человеке.

Дело в том, что восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик  воспринимаемого (его лицо, одежда, манера вести себя и т.д.), вместе с тем оно выходит за рамки  оценки только внешнего облика человека. Полученный на основе впечатления о внешнем облике воспринимаемого материал призван послужить почвой для того, чтобы воображение и жизненный опыт воспринимающего осуществили реконструкцию и внутреннего мира впервые увиденного человека, предполагающую оценку его характера, духовного потенциала, его отношения к миру и т.д. [8; 318] На это обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: "Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социально-групповой принадлежности и т.п."

Информация о работе Понятие взаимопонимания и взаимоотношений