Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа
В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов. Виды взаимоотношения. Свойства человека которые будут способствовать пониманию и восприятию других людей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общение и механизмы взаимопонимания……………………………………5
1.1 Психологическая структура взаимопонимания…………………………..…5
1.2 Возможности и границы взаимопонимания………………………………...6
1.3 Уровни взаимопонимания…………………………………………………....8
1.4 Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению……………8
1.5 Механизмы взаимопонимания в общении………………………………..…9
2. Понятие взаимоотношений…………………………………………………...11
2.1 Межличностные отношения……………………………………………..….11
2.2 Товарищество, дружба, любовь…….............................................................12
2.3 Безразличие, вражда, ненависть………………………………………….....13
2.4 Деловые отношения людей…………………………………………….......14
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы…………………………...........................18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общение и механизмы взаимопонимания……………………………………5
1.1 Психологическая структура взаимопонимания…………………………..…5
1.2 Возможности и границы
взаимопонимания………………………………...
1.3 Уровни взаимопонимания……………………
1.4 Восприятие и понимание
друг друга партнерами по
1.5 Механизмы взаимопонимания в общении………………………………..…9
2. Понятие взаимоотношений………………………………………
2.1 Межличностные отношения……………………………………………..….
2.2 Товарищество, дружба, любовь……......................
2.3 Безразличие, вражда, ненависть………………………………………….....
2.4 Деловые отношения
людей…………………………………………….......
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..........
Введение
Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др. [4; 23]
1. Так, Конфуций (551 - 479 до
н.э.) обращал внимание на такие
нравственные качества
2. Древнегреческий философ
Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение
о нормах морали и моральном
сознании людей как главном
факторе их общения между
3. Ученик Сократа Платон
(427-347 до н.э.) считал, что общение
между людьми должно строиться
на основе таких добродетелей,
как справедливость, рассудительность,
благочестие, соблюдение
4. Философ Нового времени
нидерландец Бенедикт Спиноза
(1632-1677) в своей "Этике" подчёркивает
роль человеческой
1.Понятие взаимопонимания
Взаимопонимание - способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон.
О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя, так или иначе, в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т.д.
Есть основания предполагать, что и этим не исчерпывается все многообразие смысловых значений, характеризующих сам термин взаимопонимания. Я считаю, что термин взаимопонимание означает - понимание одного человека другим, т.е. оно носит взаимный, обоюдный характер.
Условием такого взаимопонимания
является не только понимание другого
человека, но и понимание его отношения
к себе или к другим людям как
к партнерам по общению, понимание
самих отношений, складывающихся и
развивающихся между
1.1 Психологическая структура взаимопонимания
В психологической науке
взаимопонимание
Во-первых, взаимопонимание - это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания - природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагмент предметного или виртуального мира и субъективное отражение этого фрагмента.
Во-вторых, взаимопонимание
обязательно включает понимание
себя. Представление о другом человеке
тесно связано с уровнем
В-третьих, обсуждаемый феномен включает понимание партнера по общению. Понимание субъектом другого - это понимание целей, мыслей, личностных черт партнера, а также его ценностно-смысловой позиции. По мнению немецких психологов Б. Роземанна и М. Керреса: "Понимание другого должно означать, хотя и всегда частичное, представление о его мыслях и мире чувств, прослеживание мотивов поступков и объяснение ценностных представлений".
Наконец, в-четвертых, существует
социально-рефлексивный компонент
взаимопонимания: представления субъекта
о том, как партнер по общению
понимает его. В западной психологии
основательно изучены три главных
источника знаний, опираясь на которые
люди формируют социально-
1. Первый источник коренится
в теории социального
2. Второй источник знаний о себе - отраженная оценка, или "отраженное Я". В этом случае люди получают сведения о себе через прямую оценивающую обратную связь от значимых других или через ярлыки, навешиваемые на них другими.
3. Третий источник самопознания - поведенческое самовосприятие. Люди иногда ведут себя как внешние наблюдатели и используют смысл собственных действий для заключений о себе. Более того, люди нередко выступают как наблюдатели своего внутреннего мира (например, мыслей и чувств) и используют содержание наблюдений для выводов о себе.[4; 163]
1.2 Возможности и границы взаимопонимания
В представлении о возможностях
и границах взаимопонимания можно
различать несколько подходов. В
одних случаях социологи и
психологи исходят из представления
о неограниченных возможностях взаимопонимания
между людьми, нередко даже отождествляя
его с процессом
Так, Т.Шибутани склонен к отождествлению взаимопонимания с коммуникацией. Коммуникацию он характеризует как обмен информацией, благодаря которому согласие развивается или разрушается. При этом уровень взаимопонимания рассматривается как важнейший критерий коммуникабельности общающихся индивидов.
В какой-то мере близка к этому и точка зрения профессора Мичиганского университета Т. Ньюкома, который, хотя и различает понятия коммуникации и согласия, однако вместе с тем рассматривает коммуникацию как связь, имеющую своим следствием возрастание степени согласия общающихся между собой индивидов.
Но если, с точки зрения Т. Шибутани и Т. Ньюкома, согласие и взаимопонимание заложены уже в самом акте информационного общения людей, то с точки зрения экзистенциализма как философского течения, взаимопонимание или коммуникабельность в процессе общения скорее редкое исключение, чем правило в человеческом общении.
Экзистенциализм исходит от романтического идеала "тотальной" или "непосредственной" коммуникации, которая может быть истолкована как абсолютное взаимопонимание или родство душ.
Утверждая принципиальную герметичность и некоммуникабельность человека, экзистенциалисты абсолютизируют такие реальные явления, как":
1. уникальность, неповторимость индивидуальных переживаний;
2. внутреннюю расчлененность
жизненного опыта и
3. рефлексивно-игровой характер
общения, при котором
Конечно, уникальность и неповторимость индивидуальных переживаний человека, равно как и сложность, структурная многогранность его самосознания являются весьма существенными, но отнюдь не непреодолимыми барьерами на пути взаимного понимания людьми друг друга. [7; 324]
1.3 Уровни взаимопонимания
Можно различать три уровня взаимопонимания в зависимости от того:
1. совпадает ли система
социальных и индивидуальных
значений у общающихся, с одной
стороны, и нет совпадений в
уровне взаимооценки
2. когда совпадает не
только система значений (социальных
и индивидуальных), но и уровень
взаимной оценки личностных
3. когда имеет место
высокая степень взаимного
1.4 Восприятие
и понимание друг друга
В условиях дефицита времени люди вынуждены во все большей мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той информацией, которую дает им о нем первое впечатление. Действительно, жизненный опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомстве. За этим стоит способность на основе опыта общения - видеть за внешними проявлениями, манерой поведения более глубокие, социально-типологические и личностные особенности.
Однако при всех своих достоинствах первое впечатление о другом лице далеко не всегда гарантирует надежный результат. Зачастую, даже наоборот, результат первого впечатления может полностью разойтись с последующим представлением о человеке.
Дело в том, что восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик воспринимаемого (его лицо, одежда, манера вести себя и т.д.), вместе с тем оно выходит за рамки оценки только внешнего облика человека. Полученный на основе впечатления о внешнем облике воспринимаемого материал призван послужить почвой для того, чтобы воображение и жизненный опыт воспринимающего осуществили реконструкцию и внутреннего мира впервые увиденного человека, предполагающую оценку его характера, духовного потенциала, его отношения к миру и т.д. [8; 318] На это обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: "Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социально-групповой принадлежности и т.п."
Информация о работе Понятие взаимопонимания и взаимоотношений