Понятие валидности. Способы определения валидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованы. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, достоверность и репрезентативность. Рассмотрим наиболее широко понятие валидности.

Файлы: 1 файл

понятие валидности.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Достоверность самоотчета. Рассматривая общую проблему валидности целесообразно выделить вопрос об обеспечении валидности процедур стандартизованного самоотчета. Сюда относятся различные техники шкалирования, классифицирования, сравнения и тест-опросники. Вербальная форма тестового материала порождает у испытуемого определенные встречные гипотезы о цели тестирования. Если ситуация диктует испытуемому необходимость фальсификации ответов, то он редко отказывается от этой возможности.

Валидность –  характеристика любых измерений, в  том числе и физических. Специфические  проблемы валидности, связанные с  активностью человека как объекта  психодиагностики, целесообразно обозначить особым образом – проблемы обеспечения  достоверности. Психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы:

  1. Факторы знания. У испытуемого может быть более или менее четкое представление о следующем:
    1. свойственно ли ему в действительности или нет тестируемое поведенческое проявление;
    2. какое личностное свойство скрывается у психолога за тем или иным конкретным поведением, описанным в суждении;
    3. как это свойство соотносится с общепринятыми моральными нормами и признаками социального успеха.
  2. Фактор социальной желательности. Обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испытуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успешность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования.
  3. Факторы индивидуальной тактики. Здесь подразумевается действие «Я-концепции» и «Я-образа» на ситуативную тактику испытуемого в момент тестирования. Выполняя тест, испытуемый всегда находится в невольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только для других, но и для себя самого. Испытуемый стремится подтвердить «Я-концепцию» или фальсифицировать определенный «Я-образ» с заданными свойствами.

Заслуживает внимание и особые формы отказа испытуемого от тестирования: позиционный стиль ответа (соглашательство или отрицание), случайные ответы. Для выявления подобных отказов обычно достаточно довольно простых мер: 1) для исключения влияния соглашательства (отрицания) применяются перечни с «прямыми»  (ответ «верно» в пользу измеряемого свойства) и «обратными» ( ответ «неверно» в пользу измеряемого свойства) пунктами; 2) для выявления случайных ответов в большие перечни вводят вопросы-дубли (синонимические перефразы) или прямые повторы. Вводят также и крайне редкие утверждения, с которыми испытуемые, как правило, соглашаются только по ошибке.

Порядок действий психолога  при проверке валидности.

Очень трудно выделить универсальный алгоритм работы психолога  по проверке валидности, ибо существуют различные подходы к обеспечению валидности, обусловленные теоретико-методологическими различиями определенных психологических школ. Современные методологи психодиагностического тестирования фактически единодушно приходят к признанию (как наиболее оптимальной) рационально-эмпирической стратегии конструирования теста и проверки валидности. Перечислим этапы этой стратегии.

1. Теоретический анализ диагностического конструкта, разработка теоретической концепции тестируемого психического свойства. Выявление  (с использованием литературы) системы взаимосвязанных диагностических конструктов, внутри которой новый диагностический конструкт характеризуется определенными структурно-функциональными связями и отношениями. Прогнозирование результатов корреляционных экспериментов по проверке конструктной валидности.

2. Выделение составных частей теоретического конструкта, формулирование системы «эмпирических индикаторов» - операционально однозначных показателей, фиксирующих проявление конструкта в различных поведенческих ситуациях. Конструирование пунктов теста.

3. Формулирование релевантного социально-прагматического критерия для проверки валидности.

4. Планирование и проведение корреляционного исследования (или квазиэксперимента) на специально подобранной  выборке испытуемых, для которых известно значение критериального показателя, а также результаты по родственным психологическим тестам. При необходимости на этих испытуемых проводятся дополнительные тесты с целью получить возможность корреляционной проверки конструктной валидности теста (экспертные оценки в данном случае рассматриваются в статусе одной из возможных параллельных процедур получения критериальной или психологической информации). Оценка валидности эмпирических индикаторов.

5. Исследование достоверности результатов (если используется самоотчет и диагностическая ситуация может быть воспринята испытуемыми с настороженностью). Оценка достоверности эмпирических индикаторов.

6. Отсев пунктов, не удовлетворяющих критериям валидности и достоверности. Измерение надежности для сокращенной шкалы, состоящей только из валидных пунктов. Если надежность оказывается невысокой, то психолог снова возвращается к этапу 1 – уточняет теоретические представления.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 440 с.

Информация о работе Понятие валидности. Способы определения валидности