Понятие стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:13, реферат

Краткое описание

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Оглавление

1. Введение.........................................................................................................3-4

2. Понятие стресса............................................................................................4-5

3. Психологические признаки стресса............................................................6-7

4. Динамика развития стрессового состояния................................................7-9

5. Влияние стресса на поведение и деятельность человека........................9-10

6. Понятие психологической защиты. История понятия……………………10

7. Основные признаки механизмов психологической защиты……………..10

8. Основные функции механизмов психологической защиты……………...10

9. Виды психологических защит……………………………………………...11

10.Заключение...............................................................................................12-13

11.Список используемой литературы..............................................................14

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

 

5. Влияние стресса на поведение и деятельность человека

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

 При демобилизующем  стрессе (дистрессе) деформируются  вся мотивационная сфера личности  и ее адаптивно-поведенческие  навыки, нарушается целесообразность  действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс  мобилизует адаптивные возможности  личности (такая разновидность стресса  называется австрессом).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

 

6.Понятие психологической защиты. История понятия.

Психологическая защита – это неосознаваемые психологические процессы, направленные на то, чтобы уменьшить действие психической травмы.

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов». Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

 

7. Основные признаки механизмов психологической защиты:

  • Импульсивность
  • Искажение реальности
  • Отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

 

8.Основные функции механизмов психологической защиты:

 

  • Сохранение личностной целостности, психического здоровья, определённого « Я – образа»;
  • Регуляция межличностных отношений.

 

 

8. Виды психологических  защит:

  1. Проекция - возложение ответственности за трудности на других лиц или приписывание другим своих моральных​ качеств и побуждений.
  2. Идентификация - повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.
  3. Регрессия - возвращение на более низкий уровень развития, что предполагает менее развитые реакции и, как правило, уменьшение притязаний.
  4. Рационализация - попытки доказать (с целью самоутверждения), что поведение является рациональным и оправданным, а потому социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний.
  5. Отрицание - не вижу то, что видят все. Обычно речь идет о личных особенностях себя или значимых людей.
  6. Формирование реакций - предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок и типов поведения, чтобы использовать их в качестве «барьеров».
  7. Перемещение - разрядка подавляемых чувств, как правило, чувства враждебности, направленная на объект менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции.
  8. Соматизация – образование телесных симптомов, «бегство в болезнь».
  9. Подавление – забывание, игнорирование.
  10. Интеллектуализм - пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. Приверженность определенным ценностям и установкам даже при наличии явных доказательств в пользу противоположных установок.
  11. Аскетизм – отрицание, отказ себе в удовольствии.
  12. Сублимация - удовлетворение или подавление неудовлетворенных желаний, при помощи другой деятельности.
  13. Вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными.

 

 

 

 

Заключение

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

 Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии  стресса: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность и др.

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. Затем стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.

Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги.  Можно сказать, что для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он в первую очередь должен ввести в заблуждение самого индивида. Взаимоотношения между личностью и защитными механизмами носят внутренний и взаимный характер: механизмы защищают личность, а структура личности определяет какие именно механизмы будут использованы для защиты. Каждый индивид пользуется различными механизмами в разной степени, развивая свою самостоятельную систему защиты самоуважения. Подобная специфическая для каждого человека система складывается довольно рано и, по предположению исследователей, предпочтение определенных механизмов основывается на опыте их применения, вначале, может быть сознательного, успешно избавляющего от страдания. Как и для всех сторон личности, для развития индивидуальной системы защитных механизмов имеют значение наследственные и соматические факторы, а не только приобретенный опыт.

Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но и помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - Санкт-Петербург, 2003.

2. www.prosvetlenie.org. «Большая энциклопедия психологических статей»

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ, 2009г.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1., - М., "Просвещение", 1994г.

5. Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., "Просвещение", 1994г.

6. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. - Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2009г.

7. Психологический словарь. Зинченко В.П. /издательство АСТ Астрель, Москва, 2009г.

8. Психология. / Под редакцией Крыловой Н.Р. - М.: Академия, 2008г.

9. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - 3-е изд., с изм. и доп. - СПб.: Свет, 2009г.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие стресса