Понятие стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:13, реферат

Краткое описание

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Оглавление

1. Введение.........................................................................................................3-4

2. Понятие стресса............................................................................................4-5

3. Психологические признаки стресса............................................................6-7

4. Динамика развития стрессового состояния................................................7-9

5. Влияние стресса на поведение и деятельность человека........................9-10

6. Понятие психологической защиты. История понятия……………………10

7. Основные признаки механизмов психологической защиты……………..10

8. Основные функции механизмов психологической защиты……………...10

9. Виды психологических защит……………………………………………...11

10.Заключение...............................................................................................12-13

11.Список используемой литературы..............................................................14

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

1. Введение.........................................................................................................3-4

 

2. Понятие стресса............................................................................................4-5

 

 3. Психологические признаки стресса............................................................6-7

 

 4. Динамика развития стрессового состояния................................................7-9

 

 5. Влияние стресса на поведение и деятельность человека........................9-10

 

6. Понятие психологической защиты. История понятия……………………10

 

7. Основные признаки механизмов психологической защиты……………..10

 

8. Основные функции механизмов психологической защиты……………...10

 

9. Виды психологических защит……………………………………………...11

 

10.Заключение...............................................................................................12-13

 

11.Список используемой литературы..............................................................14

 

 

1.Введение

 Эмоциональная сфера  человека является особым классом  психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные  переживания индивида и воздействуют  на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится  эмоциональным состояниям, характеризующимся  высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние  стресса. В психологии стресс  понимается как состояние психического  напряжения, возникающее у человека  в процессе деятельности в  наиболее сложных условиях, как  в повседневной жизни, так и  при особых экстремальных состояниях.

 Стресс вызывают все  серьезные события жизни: свадьба  и развод, рождение ребенка и  смерть прабабушки, переезд и  смена работы... Вносят свой вклад  и мелочи, которым, казалось, можно  не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла  любимая команда, автобусную остановку  перенесли дальше от дома...

 Жители крупных городов  сталкиваются со стрессовыми  ситуациями особенно часто. Причины - интенсивный, напряженный ритм  жизни, большое количество окружающих  людей, многие из которых находятся  в плохом настроении (вспомните  давку в транспорте), зачастую - более  ответственная и нервная, чем  у сельских жителей, работа.

 Воздействие одной  и той же стрессовой ситуации  на разных людей может быть  совершенно различным. Одного обокрали - он заработал в два раза  больше, другого обокрали - он с  горя запил и тоже совершил  преступление. Таким образом, стресс  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на деятельность человека, включая  даже полную ее дезорганизацию.

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

 

2. Понятие стресса

 О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения».

 Г. Селье, который ввел  понятие стресса в 1936 г., определяет  стресс как «неспецифический  ответ организма на любое предъявленное  ему требование», состояние психического  напряжения, обусловленного выполнением  деятельности в особенно сложных условиях.

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

 Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

 Психологический стресс  подразделяется на информационный  и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

 Еще Селье введением  понятий «эустресс» и «дисстресс»  дифференцировал понимание стресса. Эустресс - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе всё его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

 

3. Психологические признаки стресса

Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

 Эмоциональные  признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.

Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

 Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.

Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

 

4. Динамика развития стрессового состояния

 Три основные стадии  в развитии общего адаптационного  синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выглядит следующим образом. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования "борьба или бегство", требующий, прежде всего мощной активизации. За коротким периодом приостановки текущей деятельности, который при чрезмерной интенсивности стресс-фактора может привести к шоку или даже летальному исходу, следует бурный активности, сопровождающейся сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха, эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. На этой стадии помимо усиления мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается, и организм переходит на нормальный режим функционирования.

 

 Однако часто, несмотря  на повышенную мобилизацию ресурсов, человек не находит позитивного  разрешения ситуации, поиск новой  тактики и стратегии поведения  затягивается. В этом случае развивается  дистресс, который в обыденном  сознании, собственно, и связывают  со стрессом. Для данного периода  характерно появление элементов  дезорганизации целенаправленного  поведения: совершение случайных, необдуманных  действий и ошибок, неоправданный  риск, пассивное пережидание и  др. Именно в этот момент люди  обращаются за помощью к окружающим. Проблему на этой стадии часто  может разрешить, например, телефонный  звонок, подсказка, совет, просто участие.

Однако если затруднение по-прежнему не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния. К ним относятся в первую очередь неврозы - обратимые состояния, связанные с нарушением психологических, эмоциональных и мотивационных компонентов деятельности. Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д. - все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психические расстройства.

 Человек, находящийся  в состоянии стресса на стадии  истощения, в повседневной жизни  может долгое время производить  впечатление физически и психически  здорового. Однако что-то в характере меняется. Прекрасный специалист вдруг становится недееспособным (синдром "выгорания"), добрый и мягкий человек превращается в раздражительного и подозрительного субъекта и т.д. В таких случаях обычно говорят о сильных личностных деформациях. Это типичный и весьма распространенный вид нарушений, связанный, как правило, с выполнением социально значимых функций, профессиональной деятельностью, когда человек буквально превращается в деспота. Заболевание распространено среди врачей, педагогов, продавцов, работников социальных служб. Каждый из нас, вероятно, не раз сталкивался с подобными персонажами: учителем, который тиранит учеников, врачом, который, похоже, ненавидит пациентов и т.д. Причем в таких случаях страдают не только окружающие, но и сама "зловредная личность".

 Подобные нарушения  либо перерастают, в конечном  счете, в тяжелые психосоматические  клинические заболевания, либо толкают  своих жертв к аномальному, часто  асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству. В каждом конкретном  случае можно проследить цепочку  нанизывающихся друг на друга  неразрешенных стрессовых ситуаций, которые и приводят к столь  плачевным результатам.

Информация о работе Понятие стресса