Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Специализация «Психосоциальная работа « является частью специальности «Социальная работа». Она предполагает получение знаний, умений, навыков, необходимых для оказания социально-психологической и социально- медицинской помощи различным категориям лиц, имеющих нарушения здоровья и проблемы в социальном функционировании, а также людям с особыми нуждами и ограничениями жизнедеятельности

Оглавление

Введение
Психосоциальная работа как отрасль практической психологии
Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы
Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология», и техника «психосоциальной работы».
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие психосоциальной работы, ее место и рольв системе социальной работы.docx

— 55.64 Кб (Скачать)

Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с сообществом: семьей, группой, коллективом.

Групповая работа может быть посвящена поиску способов решения трудной жизненной ситуации и овладению ими. К таким способам относятся:

  • нейтрализация или разрешение проблем, связанных с работой, занятостью, трудоустройством;
  • проживание утрат и потерь;
  • приспособление к изменившимся условиям жизни и выживание 
    в трудной жизненной ситуации;
  • выработка конструктивных социальных навыков сотрудничества, партнерства и построение новых безопасных отношений.

Довольно эффективен и продуктивен метод системных решений (семейных и организационных расстановок), но он требует специальной подготовки специалиста в системе повышения квалификации или дополнительного профессионального образования.

 

  1. Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология», и техника «психосоциальной работы».

 

  В современной теории нет однозначного определения научных понятий «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы, они только начинают складываться в самостоятельное направление социальной практики. Отсюда возникают различные проблемы и подходы к освещению и пониманию методической, содержательной и технологической составляющих в организации психосоциальной работы.

    Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалии социальной практики таковы, что первый специалист, с которым встречается клиент, нуждающийся в помощи, — специалист по социальной работе. По долгу своей службы он обязан оказать человеку первичную психологическую помощь и сделать это профессионально, корректно и компетентно. Поэтому необходимость рассмотрения соотношения понятий методики, технологии и техники психосоциальной работы — актуальная проблема не только теории, но и практики.

Методика  психосоциальной работы — это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике.

Дидактика (от греч. didaktikos— поучающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения. Предмет дидактики в нашем случае — обучение как средство профессионального образования и воспитания будущих специалистов по социальной работе, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное преподавателем усвоение студентами содержания психосоциальной работы.

Объектом исследования методики психосоциальной работы служит процесс адаптации человека к изменившейся трудной жизненной ситуации, поиск ресурсов и способов выхода из нее.

Предмет исследования методики психосоциальной работы — связь, взаимодействия и взаимоотношения специалиста с субъектом (личностью, группой, семьей, сообществом), находящимся в трудной жизненной ситуации.

На примере разных форм этого взаимодействия специалисты по социальной работе разрабатывают и предлагают определенные системы профессиональных воздействий: терапевтические, организационные, координационные, посреднические, диагностические, образовательные, мотивационные и др. Это позволяет выстроить особую атмосферу безопасности, открытости и доверия в отношениях с клиентом. К основным направлениям психосоциальной работы относят информирование, профилактику, реабилитацию, коррекцию, развитие и посредничество.

Методика психосоциальной  работы отражает терапевтическую, организационную, профилактическую, реабилитационную и развивающую функции профессиональной деятельности специалиста на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием психосоциальной работы, взаимодействием с клиентом и построением особых, помогающих отношений с ним, нормативные требования к содержанию психосоциальной работы.

Важное значение для развития методики психосоциальной  работы имеет изучение опыта психосоциальной практики, в котором могут получить решение актуальные задачи, еще не решенные средствами науки. Такой обобщенный опыт служит эмпирическим материалом для теоретического исследования и позволяет решать новые проблемы.

Технология психосоциальной  работы предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др.

В то же время  технологии психосоциальной работы, в отличие от методики психосоциальной работы, предполагают разработку содержания и поиск ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.

Сведем воедино  данные о методике и технологии психосоциальной работы (а не психосоциальной технологии, которая, безусловно, шире и по масштабам, и по области применения, и по субъектам, включенным в терапевтический процесс).

Методика психосоциальной  работы     Технология психосоциальной  работы

Определение

 

1.Частная дидактика, теория обучения                1.Совокупность способов организации

 в психосоциальной практике.процесса адаптации, направленных на 

оптимизацию ресурсов личности

  клиента и ресурсов  социальной среды,

на совладение с трудной жизненной

ситуацией.

 

2. Методика психосоциальной  работы              2. Конструирование и применение  методов

 отражает процедуру использования             и приемов для обеспечения эффектив-

 комплекса методов  и приемов                       ности адаптации клиента к изменившимся

взаимодействия с клиентом, нужда- условиям жизни.

ющимся в психосоциальной помощи

безотносительно к осуществля-

ющемуся их специалисту.

Предмет

 

Сфера пересечения профессиональной Система форм и видов содействия,

деятельности специалиста по социальной        воздействия и взаимодействия спе-

работе и научной области  знаний в рамкахциалиста с клиентом, адекватно при-

психосоциального вспомоществованияменяемая в различных трудных жиз-

ненныхситуациях

 

Задачи

 

1.Устанавливаются нормативные требования       1.Обеспечивает решение одновременно

 к первичной (кризисной)  психологическойнескольких задач в процессе помощи:

 помощи клиенту, оказываемой  специалистом социальной – через  организацию сети

по социальной работе                                               социальной поддержки клиента; тера-

певтической- для клиента; организа-

ционной.

 

2.Определяются методы, методические                  2.Усиливает адаптацию, оптимизирует 

средства и организационные  формы                       совладающий (копинг) и адаптационный

взаимодействия с клиентом, наиболее                   потенциал клиента; организует процесс

полно отвечающие задачам  первичной                  сопровождения клиента в трудной жиз-

(кризисной) психологической  помощи                  ненной ситуации.

и социальной поддержки.

 

3.Обеспечивается возможность  постян-                 3. Обеспечивает конкретными приемами

ного обновления теоретических и ме-                    и навыками индивидуальной и групповой

тодических знаний специалиста                             работы в процессе терапевтической де-

ятельности. 

 

4.Создаются условия для  повышения                   4.Дает клиентам представление  об осно-

профессионального мастерства и обме-                 вах совладания с трудными жизненными

на опытом, в том числе методическим                 ситуациями, о способах получения и обра-

                                                                                   ботки информации в ситуациях принятия

                                                                                   решения

 

Формы

 

Индивидуальные и групповые  кон-                    Индивидуальная и групповая интервенция;

сультации; анализ жизненной ситуации            группы встреч, группы поддержки, клубы

клиента; анализ ресурсов личности кли-           сети социальной поддержки, тренинги и т.д.

ента и ресурсов социальной среды; ана-

лиз и самоанализ деятельности специа-

листа; курсы повышения  квалификации

семинары и др.

 

Сравнительный анализ позволяет  убедиться в том, что технология и методика психосоциальной работы действительно представляют собой самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (сфера психосоциальной практики, объекты и субъекты психосоциальной работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации.

Как явление психосоциальные  технологии вошли в ежедневную практику и теорию психосоциального вспомоществования, однако как понятие они еще требуют углубленной проработки. Попробуем разобраться с этим вопросом, хотя мы не ставим цель представить этот анализ полно и во всем многообразии подходов.

В словарях приводятся три основные трактовки термина  «технология»1:

  • совокупность приемов и способов получения, обработки или 
    переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, 
    материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях 
    промышленности, строительстве и т.п.;
  • научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы;
  • описание производственных процессов, инструкции по их 
    выполнению, технологические карты и т. п.2.

Понятие «психосоциальная технология-» заимствовано из зарубежной научной литературы, в отечественных научных изданиях встречается довольно редко. Чаще всего используется в следующих основных значениях:

  1. совокупность способов, методов, средств, приемов организации  
    деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации и т.п.;

описание способов, методов, средств, приемов организации 
деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя 
следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планиру 
емое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приемы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приемам технологии;

3) деятельность  по целенаправленному преобразованию  субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах.

    Таким образом, методика психосоциальной работы — это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике; технология психосоциальной работы — это совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией; психосоциальная технология — это конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приемов, направленных на достижение оптимального результата.

Итак, отличие  технологии от методики психосоциальной  работы в том, что в методике сделан акцент на индивидуальном характере психосоциальной работы, а в технологии — на процессе жизнедеятельности клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Суть психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно в многообразии взаимоотношений его с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.

   Цель психосоциального подхода заключается в поддержании равновесия между внутренней психической жизнью субъекта и его межсистемными отношениями, влияющими на процесс и качество жизнедеятельности.

   В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой, оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находившимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

Информация о работе Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы