Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Специализация «Психосоциальная работа « является частью специальности «Социальная работа». Она предполагает получение знаний, умений, навыков, необходимых для оказания социально-психологической и социально- медицинской помощи различным категориям лиц, имеющих нарушения здоровья и проблемы в социальном функционировании, а также людям с особыми нуждами и ограничениями жизнедеятельности

Оглавление

Введение
Психосоциальная работа как отрасль практической психологии
Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы
Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология», и техника «психосоциальной работы».
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие психосоциальной работы, ее место и рольв системе социальной работы.docx

— 55.64 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Филиал в г. Минске

 

 

 

Кафедра психологии и конфликтологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Содержание и методика социально-психологической работы»

На тему: «Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент 5 курса, группы № 1

заочной формы обучения специальности/направления  подготовки «Социальная работа»

Щурко Инна Александровна

 

 

ПРОВЕРИЛ:

Доцент, кандидат исторических наук

Стволыгин Константин Владимирович

 


 

 

 

Рег.№______

«___» _________ 20__


 

 

 

 

Минск, 2013

 

 

План

Введение

  1. Психосоциальная работа как отрасль практической психологии
  2. Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы
  3. Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология», и техника «психосоциальной работы».

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Специализация  «Психосоциальная работа « является  частью специальности «Социальная  работа». Она предполагает получение  знаний, умений, навыков, необходимых  для оказания социально-психологической  и социально- медицинской помощи  различным категориям лиц, имеющих  нарушения здоровья и проблемы  в социальном функционировании, а также людям с особыми  нуждами и ограничениями жизнедеятельности.  Социально-ориентированный характер  работы необходим, что бы специалист  социальной работы способствовал  социальному, медико-психологическому, психолого-педагогическому оздоровлению  населения с позиции обеспечения  его физического, духовного, социального благополучия, особенно сохранения и охраны психического здоровья. Повышенная стресогенная обстановка в ряде регионов страны, ухудшение экологии, питания, повсеместная технизация и компьютеризация современного общества, снижение позитивной воспитательной функции семьи, особенно во взаимодействии с малолетними детьми и подростками, рост наркотизации в стране и многие другие негативные факторы серьезно ухудшили показатели эпидемиологии психических расстройств.

    Наконец, демографические  сдвиги с «провалами» рождаемости  и постарением населения, возрастанием  инвалидизации трудоспособного  населения в условиях экономической  нестабильности и обнищания населения  повышают нагрузку на социальные  службы в сфере оказания различных услуг, связанных с сохранением здоровья и реабилитацией социально уязвимых слоев общества.

    Знание принципов, механизмов, уровней социальной защиты населения (профилактика, поддержка, представительство) и различных форм социального обслуживания: стационарные, полустационарные, нестационарные (разнообразная помощь на дому, включая мобильные бригадные формы обслуживания специалистами различных направлений с ориентацией на индивидуальные потребности) – поможет своевременно обеспечить преемственность выбранных видов социального обслуживания (права человека, государственные гарантии, равные возможности, пенсионное обеспечение, различные льготы).

   Психосоциальная работа в истории своего развития претерпела ряд радикальных изменений. Все больше внимания в обеспечении прав человека уделяется улучшению функционирования служб социальной работы. Современная практика социальной работы утверждает развивающуюся демократическую этику, что проявляется не только в признании социального благополучия как права всех и каждого, но и в создании такой структуры общества, которая будет способствовать реальному самоопределению каждого его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психосоциальная работа как отрасль практической психологи

 

     Практическая психология как новая отрасль появилась в отечественной психологии в конце 90-х гг. 20 вв., что связано с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группу людей. С развитием общества резко возросла зависимость населения от действий одного человека и относительно небольших групп людей (например ученых-атомщиков, экологов или террористов). Решения и действия одного человека или группы людей имеют последствия, измеряемые в пределах не только одной страны или региона, но и всей планеты.

    Психосоциальная  работа развивается на стыке  наук – практической психологии  и социономии (теории социальной работы). Цель социальной работы – содействие человеку в трудной жизненной ситуации, а цель практической психологии – поиск адекватных способов воздействия на человека. В связи с этим предмет исследований психосоциальной практики – поиск способов, мотивирующих человека на преодоление трудной жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и ресурсов социальной среды.

   Источниками внешнего  социально – психологического  неблагополучия человека становятся: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места  жительства и привычных условий  жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т.п.

   Главная цель психосоциальной  работы – продуктивная социализация  личности в изменившихся условиях.

   Психосоциальная  работа проводится в тех случаях,  когда требуется общественное  или индивидуальное воздействие,  цель которого – забота о  здоровье, создание условий нормальной  адаптации и социализации личности  в социуме, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.

   Человек умеет приспосабливать к различным жизненным обстоятельствам, но существуют события и ситуации, выходящие за пределы повседневного человеческого опыта: войны, катастрофы, акты насилия, смерть близкого человека, стихийные бедствия и многое другое. В результате возникает посттравматический стресс.

   Особенности первичной психологической помощи в критической ситуации рождают новые комплексные и интегративные подходы в работе с клиентами. Многие принципы этой работы являются общими как для практической психологии, так и для социальной работы.

   В функции специалиста  по социальной работе наряду  со многими другими входит  и оказание первичной психологической  (кризисной) помощи и социальной  поддержки человека, находящегося  в трудной жизненной ситуации.

   Существуют различные  уровни взаимодействия (индивидуальные, групповые, и межгрупповые) с клиентами, субъектами различных социальных институтов.

   Особое значение  придается построению помогающих  отношений, среди которых выделяют  несколько уровней взаимодействия. Наиболее важные из них: 

- обращение к себе, поскольку  личность, личностное самочувствие  и идентификации всегда присутствуют  в пространстве взаимоотношений  специалиста с клиентом;

- приобретение умений, навыков  и техник, которые позволяли бы  без оценки личности направлять  ее к осознанию когнитивных,  чувственных и духовных сторон, содействия развитию способностей, их свободному проявлению в  различных ситуациях.

   Организация всесторонней  помощи и поддержки лицам, нуждающимся  в повышении своей социальной  и психологической компетентности, возможна лишь при условии  знания внешних и внутренних  особенностей их жизнедеятельности.  Поэтому ни одна из социальных  дисциплин не может сегодня  эффективно функционировать, ограничиваясь  теоретическим уровнем обоснования, необходимо осознание специфики повседневной практической работы с людьми. Коммуникативные контакты работников социальных служб с людьми, интегративная диагностика личности и ее проблем, организация совместной деятельности и взаимодействий рождают новые комплексные подходы и методы в решении человеческих проблем. В любой области социального обслуживания используют методы психологического воздействия на личность и группу. Однако прямое перенесение методов психологии в социальную работу нежелательно, поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия, требуют специальных профессиональных навыков и практической подготовки специалиста.

    Беседы с клиентом  имеют поддерживающий характер  и нацелены на рассмотрение  пограничных проблем. Психологическое  воздействие специалиста подчинено  определенной цели и направлено  на изменение психологического  состояния клиента, находящегося  в критической ситуации при  условии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации.

    Однако в задачу  специалиста не входит существенное  изменение личности, ее межличностных  и социальных отношений, даже  если эффект от контактов с  клиентами в определенной степени  приводит к такому результату. Все концепции социализации, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, различающихся пониманием роли самого человека в процессе социализации.

 

 

 

 

2. Психосоциальная  работа: цель, понятие, функции, методы  и формы.

   

    Психосоциальный подход в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах М. Ричмонд и Ф. Холлинз, большое влияние на него оказали психоаналитические идеи З. Фрейда, а затем и Дж. Боулби.

    Вместе с тем  с развитием идей системного  подхода в психосоциальной работе  заключается в том, чтобы понимать  личность человека целостно, в  многообразии взаимоотношений его  с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний  мир» и «внешняя реальность»,  а понимать целостность человека  в ситуации, его психосоциальность.

     Цель психосоциального  подхода заключается в поддержании  равновесия между внутренней  психической жизнью субъекта  и его межсистемными отношениями,  влияющими на процесс и качество  жизнедеятельности.

    В широком смысле  психосоциальная работа понимается  как направление социальной работы, основная цель которой – оказание  первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

    В узком смысле психосоциальная работа – это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.

    Таким образом, основная цель психосоциальной работы – это оказание первичной психологической помощи населению, поиск и оптимизация совпадающих ресурсов.

    В функциональные обязанности специалиста входят такие формы работы, как ведение групп и консультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических, напряженных и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально и личностно приемлемых средств, для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Таким образом, объект психосоциальной работы — часть населения, которая в данный момент времени находится в трудной жизненной ситуации.

В науке выделяют критические и напряженные ситуации. Это могут быть ситуации переживания утрат и потерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных конфликтов, техногенных и стихийных бедствий; потери работы.

К субъектам психосоциальной  работы относят людей с ограниченными возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных, переживающих боль утрат и потерь, т. е. людей, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней.

Психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации.

Важное ресурсное  обеспечение адаптации человека к изменившимся трудным условиям жизнедеятельности — актуализация физических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих возможностей, необходимых для выхода из критического состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе. Воздействие специалиста по социальной работе подчинено определенной цели и направлено на реалии психической жизни человека, имеющие непосредственное отношение к критической или напряженной жизненной ситуации клиента. Чаще всего первичная психологическая помощь заключается в реализации технологий кризисной интервенции.

    Находясь в состоянии острого кризиса, человек не может самостоятельно найти выход из трудной ситуации, он ощущает безысходность и тупиковость жизненных обстоятельств. Стрессовое состояние вносит когнитивный диссонанс в его ощущения и вводит его в состояние интеллектуального ступора, что и становится причиной неспособности самостоятельно справиться с возникшими жизненными обстоятельствами. Находясь в таком состоянии, человек нуждается в помощи специалиста.

К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.

Формы оказания психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые

Информация о работе Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы