Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:46, реферат
В отличие от понятия "личность" понятие "характер" охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения, Социально существенные поведенческие особенности индивида формируются по механизму обобщения тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие о характере. Место характера в общей структуре личности…..….…4
2. Типология характеров…………………………………….…………….….……..7
3. Использование знаний о характере в практике профессионального
общения сотрудника ОВД………………………………………………….…..….13
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………..….…21
10. Неустойчивый тип. Это – слабовольный человек, обнаруживающий
склонность подчиняться складывающимся
обстоятельствам. Стремится к развлечениям,
причем без разбора, а также к праздности
и безделью.
Отсутствуют какие-либо серьезные интересы
и увлечения, практически не думает о своем,
в том числе профессиональном, будущем.
11. Конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды» в угоду тем людям, от которых он зависит. Это – приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.
Интересно сопоставить между собой эти две типологии характеров для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акцентуации характеров у детей и у взрослых людей являются типичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей.
На основе такого сравнения сотрудники органов внутренних дел могут сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.
Общими в этих двух типологиях, как по названию, так и по содержанию, являются следующие акцентуированные типы характеров: гипертимный, циклоидный, шизоидный (по Лично) и интровертированный (по Леонгарду), истероидный (по Личко) и демонстративный (по Леонгарду), астеноневро-тический тип (по Личко) и диетимный тип (по Леонгарду), эпилептоидный тип (по Личко) и возбудимый тип (по Леонгарду).
Заметим, что эти совпадения в целом согласуются и с теми типами характеров, которые выделил Э. Кречмер. Следовательно, можно считать доказанным, что те изменения в характере, которые происходят при наиболее известных видах психических заболеваний: истерия, шизофрения и маникально-депрессивный психоз, а также типичные акцентуации характеров, которые встречаются как у подростков, так и у взрослых людей, имеют общую и, по-видимому, генетическую основу.
Вместе с тем, имеются различия в акцентуациях характеров, свойственных взрослым людям и подросткам. У подростков, например, встречаются такие акцентуации характеров, как лабильность, сензитивность, психастеничность и неустойчивость, которые, по-видимому, не свойственны взрослым людям. Со своей стороны, у взрослых людей наблюдаются такие акцентуации характеров, как педантичность, тревожность, застревание, которых нет у подростков. Отсюда можно сделать вывод, что с возрастом тип характера человека в основном остается стабильным, но в некотором отношении может изменяться.
Заключение
Итак, характер – социально сформированная поведенческая схема личности, поведенческий синдром личности.
До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида – это определенная направленность его жизненной энергии (либидо). Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации.
Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в определенных условиях социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из этих условий выковывают соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стерео-типизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения и закрепления других, наиболее приемлемых в данной среде.
Список используемой литературы
1 См.: Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть I. «Общая психология». Учебник.
– М.: Юрид. лит., 1996. – С. 168.
2 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991. – С. 344.
3 См.: Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 273 – 274.
4Психогенетика – наука, изучающая наследственные или генетические основы психологии и поведения человека.
5 См.: Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981. – С. 21 – 22.
6 См.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983. – С. 31 – 32.
Информация о работе Понятие о характере. Место характера в общей структуре личности