Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:46, реферат
В отличие от понятия "личность" понятие "характер" охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения, Социально существенные поведенческие особенности индивида формируются по механизму обобщения тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие о характере. Место характера в общей структуре личности…..….…4
2. Типология характеров…………………………………….…………….….……..7
3. Использование знаний о характере в практике профессионального
общения сотрудника ОВД………………………………………………….…..….13
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………..….…21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие о характере. Место характера в общей структуре личности…..….…4
2. Типология характеров…………………………
3. Использование знаний о
общения сотрудника ОВД………………………………………………….…..….13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..….
Введение
В отличие от понятия "личность" понятие "характер" охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения, Социально существенные поведенческие особенности индивида формируются по механизму обобщения тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая цельность и последовательность, адаптивность поведения. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.
В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется ив зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.
1. Понятие о характере.
Место характера в общей структуре личности
В переводе с греческого языка слово "характер" означает "печать", "оттиск", а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека.
Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности1.
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид вычерпывает те его возможности, которые необходимы для разрешения системы жизненных задач.
Стержневой основой характера является ценностная направленность личности, интернализация (присвоение) личностью социально адаптированных способов поведения.
Характер – это судьба. Характер – не только устойчивые особенности поведения, но удовлетворенность индивида своей линией поведения, личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей "показать" свой характер.
Проблема характера – проблема целостного охвата психических особенностей индивида.
Физиологическая сфера поведения индивида охватывается понятием "темперамент", социально обусловленная же сфера его поведения – понятием "характер". Темперамент соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Природная особенность индивида накладывает отпечаток и на его характер, т.е. и на социально сформированные способы его поведения.
Анализируя характер человека, необходимо различать эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) его особенности. Но эти группы характериологических особенностей взаимосвязаны. Социальное наследование коррелирует с биологическим наследованием.
В характере закрепляются социально типическое своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания.
Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характериологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.
Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к активному формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод управления.
Средовые условия, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют основное русло формирования характера. Но характер – это и способность индивида, отстаивать свой стиль жизнедеятельности и свою жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои "сцепления" с действительностью. В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутриличностные конфликты. Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида можно организовать эффективные средовые условия, направленные на мобилизацию положительных качеств индивида и подавление его отрицательных качеств.
Иногда внешне ничтожное вмешательство в жизнедеятельность индивида приводит к кардинальным сдвигам его поведения – здесь воздействие оказалось направленным на сочленение "базовых плит" его души. "Никакого непосредственного вмешательства в образование характера не может быть... Непосредственное воздействие воспитателя на образование характера было бы так же нелепо и смешно, как если бы садовник вздумал содействовать росту дерева тем, что стал бы его механически тащить из земли вверх. Но садовник влияет на прорастание растения не непосредственно, вытаскивая его за верхушку из земли, а косвенно – через соответствующие изменения среды"2.
Люди таковы, каковы устойчивые требования среды.
При коррекции негативных качеств характера воспитатель встречается с сопротивлением не только природы, но и затвердевшего пласта поведенческих реакций, приобретенных индивидом в предшествующем опыте, со сферой его подсознания. Ломка сложившихся стереотипов – это тяжелый нервно-психический труд. При этом возможны эмоциональные срывы и конфликты. Только глубокие жизненные кризисы, интимные процессы покаяния, внутреннего самопостроения ведут к кардинальным изменениям в характере человека.
Не существует среднего стандарта индивидуального поведения. Поведение каждого человека в тех или иных его проявлениях значительно отклоняется от средней нормы. Люди стремятся самореализоваться в наиболее подходящих для их характера сферах общения и деятельности.
Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все психические особенности индивида. Какие формы поведения отбираются индивидом? Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие проявления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. "Утверждаются" приемы, содействующие самовыражению индивида.
Формирование характера связано со способностью индивида к научению. В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочения в результате систематического функционирования.
В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность). А под культурными напластованиями в психике человека всегда "дышит" незатухающий вулкан древнейших природных образований. И чем труднее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко психическое состояние индивида настолько модифицирует проявления его характера, что порою человек не узнает сам себя.
Человек способен регулировать свой характер, произвольно приводя себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации.
2. Типология характеров
Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. В свою очередь тип характера предполагает определенное, достаточно устойчивое сочетание определенных черт характера – такое, которое встречается в жизни чаще, чем другие возможные их сочетания3.
Черт характера довольно много, как минимум около 150, и они могут сочетаться друг с другом в личности человека различными способами. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: существуют ли типы характеров? Предполагается существование именно типичных сочетаний черт характера.
На него можно ответить утвердительно, и вот по каким причинам. Прежде всего, определенные, преимущественные сочетания черт характера в действительности существуют. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно дополняющие черты характера человека, скажем, открытость, порядочность, принципиальность и честность. Речь может идти о сочетаниях черт характера, которые не противоречат друг другу. К примеру, в явном противоречии друг с другом могут находиться такие черты характера, как непорядочность и честность, и их сочетание вряд ли образует определенный тип характера человека. В характере человека обычно сохраняются, подкрепляя и поддерживая друг друга, такие черты, которые делают его целостной, гармоничной личностью, а его поступки последовательными.
Известно, что в характерах людей могут существовать и противоречия. Они появляются вследствие того, что одни черты характера человека оказываются не вполне совместимыми с другими. Это приводит к тому, что и в поведении человека начинают проявляться аналогичные противоречия и непредсказуемость.
Подобные противоречия вызывают неудовольствие со стороны окружающих людей, которые оказываются не в состоянии приспособиться к такому человеку. Кроме того, этот человек часто страдает сам и старается избавиться от тех противоречий, которые имеются в его характере. Указанные тенденции наряду с теми, которые были обозначены выше, также способствуют образованию типов характеров людей.
Следует заметить, что существует не только множество различных черт характера, но и немалое количество их всевозможных типов. Кроме того, в рамках различных теорий личности, например в русле теории черт (мы выше определили характер человека, исходя именно из этой теории), теории социальных ролей, психоаналитической теории и гуманистической теории, характер человека понимается по-разному. Например, в теории социальных ролей это будет типичное для конкретного человека сочетание жизненных ролей, которые порождают поступки, рассчитанные на оказание определенного влияния на людей. В психоаналитической теории характер человека определяется через соотношение Ид, Это и Суперэго, а также через предпочитаемые человеком защитные механизмы Эго. В гуманистической теории личности нет точного определения характера, но можно предположить, что оно связано с той или иной иерархией потребностей человека. Из сказанного вытекает, что возможны также типологии характеров людей, основанные на различных теориях личности.
Один из способов построения типологии характеров состоит в том, чтобы, наблюдая за достаточно большим количеством людей, внимательно изучать их характеры и затем, имея дело уже с самими характерами, попробовать разделить их на группы. При этом в одну группу могут объединяться характеры, похожие друг на друга и, вместе с тем, отличающиеся от характеров, включенных в другую группу.
Построенная подобным образом классификация или типология характеров фактически отражает типичные характеры, встречающиеся у той группы людей, за которой велось наблюдение. Она может как соответствовать, так и не соответствовать типичным характерам, встречающимся у всех без исключения людей. Многое здесь зависит от того, насколько та группа людей, за которой велось наблюдение, представляет всех людей, то есть является по отношению к ним репрезентативной. Подобным способом строятся, например, типологии характеров, основанные на обследовании с помощью психологических тестов некоторой совокупности людей с последующей статистической обработкой и обобщением полученных результатов.
Второй способ создания типологии характеров заключается в том, чтобы на основании каких-либо хорошо классифицируемых признаков разделить людей на группы, а затем изучить особенности характеров людей, входящих в эти группы. Эти особенности в обобщенном виде могут представлятъ собой типологию характеров.
Например, предполагая, что характер человека связан с его темпераментом, можно сначала разделить людей на группы в соответствии с их темпераментом, а затем типичные сочетания черт характера у людей с разными темпераментами рассматривать в качестве типов характера. Так была создана, например, типология характеров по Э. Кречмеру, в которой в качестве основания для первоначального разделения людей на группы послужили типы строения тела.
Третий способ построения типологии состоит в том, чтобы создать ее чисто теоретическим, умозрительным путем, опираясь на соответствующие научные представления о личности. К примеру, можно исходить из определения, согласно которому характер человека представляет собой определенное сочетание личностных свойств, среди которых можно выделить типичные сочетания свойств, построив на их основе соответствующую типологию характеров. Слабость такого подхода и соответствующей ему типологии может заключаться в том, что она строится умозрительным путем и может не соответствовать реальной жизни. Именно так была, например, создана типология характеров в русле психоаналитической теории личности, и именно такими недостатками она обладает.
Как видим, различные пути создания типологий характеров приводят к разным результатам. В этих условиях трудно определить, какая из предложенных типологий более правильная и точная, а какая нет. Действительно, сложившаяся на данный момент времени картина в этой области знаний такова, что в психологии сосуществуют различные по сути и по способу их создания типологии характеров людей, и трудно точно определить, какие из них ближе или дальше от истины. Ознакомимся с типологиями, которые получили наибольшее распространение и признание.
Информация о работе Понятие о характере. Место характера в общей структуре личности