Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:37, контрольная работа
Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится, прежде всего, к структуре человеческого тела. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (паспортный) пол.
Введение………………………………………………………………. 3
1.Понятие полового диморфизма в психологии личности……… 4
2.Стереотипы маскулинности и фемининности……………………. 6
3.Становление половой идентичности……………………………… 7
4.Психологические различия между полами………………………. 11
Заключение…………………………………………………………… 14
Список использованной литературы……………………………….. 16
Подобные психологические проблемы могут ставить перед человеком и естественные изменения его организма, наступающие с возрастом. Необходимость осмысления сложившихся жизненных связей и переоценки ценностей делает эти проблемы личностными.
“Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины”, – читаем мы у Данте о первой стадии среднего возраста, которая обычно начинается около 30 лет и переходит в начало следующей фазы деятельности. В современной научной психологии эту стадию именуют “кризисом середины жизни”. Основной конфликт, требующий разрешения, заключается здесь в том, что естественные возрастные изменения, в частности, убывание физических сил, становятся препятствиями на пути достижения важных жизненных целей, поставленных в молодые годы. Расхождение между этими целями, мечтами, ожиданиями и реальными возможностями их осуществления впервые осознается человеком с полной отчетливостью и переживается особенно остро. Истории жизни представителей художественного (отчасти и научного) творчества полны самых драматических изменений, приходящихся на 35-40 лет.
Особая проблема человека среднего возраста – изменения в сексуальной сфере, которые также могут иметь разные последствия и пути преодоления. С одной стороны, на фоне теряемых физических потенций сексуальные интересы могут психологически обостряться и доминировать над другими, когда любой человек противоположного пола продолжает восприниматься как возможный сексуальный партнер. С другой стороны, при полноценном достижении зрелости другие люди принимаются человеком как личности, потенциальные друзья. Нередко люди среднего возраста бывают искренне удивлены тем, сколь большую роль играла когда-то сексуальность в отношениях с другими и осознают, что до известной степени она блокировала возможность настоящего взаимопонимания. Межличностные отношения, как и отношение к любому делу, понимание семейных и общественных обязанностей обретают новую значимость и глубину. “Блажен, кто смолоду был молод, кто вовремя созрел”, – эти строки А.С. Пушкина прекрасно иллюстрируют условия и результат правильного преодоления “кризиса середины жизни”, личностной зрелости человека.
Личностное развитие человека продолжается в течение всей его жизни. Но хотя характер жизненных проблем, возникающих перед взрослым, самостоятельным человеком, зрелой личностью, может быть связан с половой и возрастной принадлежностью, пути и способы решения этих проблем уже не зависят только от нее.
Половозрастные
психические особенности
4.Психологические различия между полами
Истоки изучения половых различий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физические и психические черты мужчин и женщин.
Новый импульс исследований в области половых различий придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в которой они проанализировали психологическую литературу, охватывающую свыше 1000 исследований в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель - определить, какие из половых различий действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые половые различия можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню математических способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола.
Носящие
предположительный характер, но неоднозначные
свидетельства половых различий
были обнаружены в следующих областях:
девочки обладают более высокой
тактильной чувствительностью; лица мужского
пола более активны, особенно в компании
других; девочки чаще или охотнее
сообщают о своих страхах, робости
или тревогах; лицам мужского пола
более свойственна
Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по половым различиям в способности оказывать влияние и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исследований половых различий в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая половыми различиями изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных половых различий - имеется в виду зрительно-пространственная способность - фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных. [10, с.86]
Агрессивность – эмпирически установленный признак различия полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях мальчики более агрессивны, чем девочки. Это относится как к физическим, так и вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат средствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводились исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный показатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гормона – андрогена: он коррелирует со многими проявлениями агрессивного поведения, введение андрогена приводит к их усилению.
Завершая характеристику общих психологических различий между полами, следует обсудить женскую принадлежность чувства материнства. У животных оно подчинено и обеспечено законами природы: гормоны, связанные с беременностью и деторождением, “заставляют” мать кормить, охранять, обучать малыша. Роль таких гормонов у человека еще не определена. Однако точно установлено, что и у животных, и у человека сам контакт с ребенком порождает и поддерживает потребность заботиться о нем, и это в равной мере характерно для женщин и мужчин. Традиционная фемининность материнского чувства косвенно подтверждается его реципрокным отношением с агрессивностью. Согласно результатам некоторых исследований, мальчики, имевшие опыт ухода за детьми, становились менее агрессивными в своих играх со сверстниками. [20, с.86]
Таким
образом, широкая панорама современных
данных о психологических различиях
между полами побуждает к пересмотру
жесткого разделения маскулинных и фемининных
черт. Вместе с тем при построении большинства
шкал маскулинности-фемининности в качестве
критериев по-прежнему привлекают и предметную
направленность человека, и содержание
его интересов, характер эмоционального
реагирования, отношение к тем или иным
аспектам половых ролей. Но это “противоречие”
вполне закономерно, как и различие между
общественным образцом и индивидуальностью.
Действительно, выбор, совершаемый человеком
в том, как следовать (или не следовать)
принятым стереотипам, – это именно личностная
проблема.
Заключение
Половой диморфизм охватывает как самые ранние, так и самые поздние периоды человеческой жизни, не ограничиваясь периодами половозрелости и полового созревания. Можно сказать, что он относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. Половая дифференциация охватывает все уровни психологической структуры человека, определяя своеобразие регулирования как внутренней среды организма, так и взаимодействие с внешним миром.
Область
половых различий - одна из немногих,
где все еще продолжается полемика
о роли природы и воспитания в
развитии. Хотя большинство занимающихся
этой проблемой ученых считают половые
различия продуктом взаимодействия
биологических и социальных факторов,
исследователи склонны
Критика исследований половых различий может быть и концептуальной, а не только методологической. Например, можно указать на отсутствие общей теоретической базы для определения того, когда следует изучать проявление данного полового различия или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому данные о половых различиях обычно рассеяны по всей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы и невелики по объему, обобщения в области половых различий нередко основываются на произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания половых различий как объяснения, потому что они связываются либо с биологическими процессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами.
Социальная ситуация развития ребёнка в современных условиях такова, что жёсткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство всё меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных норм, институтов и средств массовой информации, которые нивелируют нормы и требования в соответствии с половой принадлежностью ребёнка.
В
этих условиях происходит переориентация
в формировании психологического пола
личности ребёнка с жёстко фиксированной
полоролевой модели на более мягкую, смешанную
модель. Открытым остаётся вопрос: каковы
последствия такого рода переориентации
для общества и для самого ребёнка, будущего
мужчины или женщины?
Список
использованной литературы