Половой диморфизм в психологии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится, прежде всего, к структуре человеческого тела. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (паспортный) пол.

Оглавление

Введение………………………………………………………………. 3
1.Понятие полового диморфизма в психологии личности……… 4
2.Стереотипы маскулинности и фемининности……………………. 6
3.Становление половой идентичности……………………………… 7
4.Психологические различия между полами………………………. 11
Заключение…………………………………………………………… 14
Список использованной литературы……………………………….. 16

Файлы: 1 файл

половой диформизм по предмету Психология личности.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

    Подобные  психологические проблемы могут  ставить перед человеком и  естественные изменения его организма, наступающие с возрастом. Необходимость  осмысления сложившихся жизненных  связей и переоценки ценностей делает эти проблемы личностными.

    “Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины”, – читаем мы у Данте о первой стадии среднего возраста, которая обычно начинается около 30 лет и переходит в начало следующей фазы деятельности. В современной научной психологии эту стадию именуют “кризисом середины жизни”. Основной конфликт, требующий разрешения, заключается здесь в том, что естественные возрастные изменения, в частности, убывание физических сил, становятся препятствиями на пути достижения важных жизненных целей, поставленных в молодые годы. Расхождение между этими целями, мечтами, ожиданиями и реальными возможностями их осуществления впервые осознается человеком с полной отчетливостью и переживается особенно остро. Истории жизни представителей художественного (отчасти и научного) творчества полны самых драматических изменений, приходящихся на 35-40 лет.

    Особая  проблема человека среднего возраста – изменения в сексуальной сфере, которые также могут иметь разные последствия и пути преодоления. С одной стороны, на фоне теряемых физических потенций сексуальные интересы могут психологически обостряться и доминировать над другими, когда любой человек противоположного пола продолжает восприниматься как возможный сексуальный партнер. С другой стороны, при полноценном достижении зрелости другие люди принимаются человеком как личности, потенциальные друзья. Нередко люди среднего возраста бывают искренне удивлены тем, сколь большую роль играла когда-то сексуальность в отношениях с другими и осознают, что до известной степени она блокировала возможность настоящего взаимопонимания. Межличностные отношения, как и отношение к любому делу, понимание семейных и общественных обязанностей обретают новую значимость и глубину. “Блажен, кто смолоду был молод, кто вовремя созрел”, – эти строки А.С. Пушкина прекрасно иллюстрируют условия и результат правильного преодоления “кризиса середины жизни”, личностной зрелости человека.

    Личностное  развитие человека продолжается в течение  всей его жизни. Но хотя характер жизненных  проблем, возникающих перед взрослым, самостоятельным человеком, зрелой личностью, может быть связан с половой  и возрастной принадлежностью, пути и способы решения этих проблем  уже не зависят только от нее.

    Половозрастные  психические особенности человека как организма и социального  индивида представляют собой устойчивые инварианты разнообразных индивидуальных сочетаний. Отметим, что подчас те или другие психические свойства, определяемые возрастом и полом, существуют для их носителей как бы естественно и безотчетно: человеку, обладающему этими свойствами, не обязательно их осознавать. Однако общее знание о них помогает правильно строить отношения с представителями другого пола и между людьми разных возрастов. 

    4.Психологические различия между полами

    Истоки  изучения половых различий лежат  в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физические и психические черты мужчин и женщин.

    Новый импульс исследований в области  половых различий придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в которой они проанализировали психологическую литературу, охватывающую свыше 1000 исследований в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель - определить, какие из половых различий действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые половые различия можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню математических способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола.

    Носящие предположительный характер, но неоднозначные  свидетельства половых различий были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой  тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее  сообщают о своих страхах, робости  или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств половых различий в других традиционных областях исследований.[23, с.86]

    Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по половым различиям в способности оказывать влияние и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исследований половых различий в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая половыми различиями изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных половых различий - имеется в виду зрительно-пространственная способность - фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных. [10, с.86]

    Агрессивность – эмпирически установленный признак различия полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях мальчики более агрессивны, чем девочки. Это относится как к физическим, так и вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат средствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводились исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный показатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гормона – андрогена: он коррелирует со многими проявлениями агрессивного поведения, введение андрогена приводит к их усилению.

    Завершая  характеристику общих психологических  различий между полами, следует обсудить женскую принадлежность чувства материнства. У животных оно подчинено и обеспечено законами природы: гормоны, связанные с беременностью и деторождением, “заставляют” мать кормить, охранять, обучать малыша. Роль таких гормонов у человека еще не определена. Однако точно установлено, что и у животных, и у человека сам контакт с ребенком порождает и поддерживает потребность заботиться о нем, и это в равной мере характерно для женщин и мужчин. Традиционная фемининность материнского чувства косвенно подтверждается его реципрокным отношением с агрессивностью. Согласно результатам некоторых исследований, мальчики, имевшие опыт ухода за детьми, становились менее агрессивными в своих играх со сверстниками. [20, с.86]

    Таким образом, широкая панорама современных  данных о психологических различиях  между полами побуждает к пересмотру жесткого разделения маскулинных и фемининных черт. Вместе с тем при построении большинства шкал маскулинности-фемининности в качестве критериев по-прежнему привлекают и предметную направленность человека, и содержание его интересов, характер эмоционального реагирования, отношение к тем или иным аспектам половых ролей. Но это “противоречие” вполне закономерно, как и различие между общественным образцом и индивидуальностью. Действительно, выбор, совершаемый человеком в том, как следовать (или не следовать) принятым стереотипам, – это именно личностная проблема. 
 
 
 
 

    Заключение

    Половой диморфизм охватывает как самые  ранние, так и самые поздние  периоды человеческой жизни, не ограничиваясь  периодами половозрелости и полового созревания. Можно сказать, что он относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. Половая дифференциация охватывает все уровни психологической структуры человека, определяя своеобразие регулирования как внутренней среды организма, так и взаимодействие с внешним миром.

    Область половых различий - одна из немногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания в  развитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают половые  различия продуктом взаимодействия биологических и социальных факторов, исследователи склонны сосредотачиваться  на изучении вклада в половые различия либо биологических, либо социальных переменных.

    Критика исследований половых различий может  быть и концептуальной, а не только методологической. Например, можно  указать на отсутствие общей теоретической  базы для определения того, когда  следует изучать проявление данного  полового различия или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому  данные о половых различиях обычно рассеяны по всей исследовательской  литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы  и невелики по объему, обобщения  в области половых различий нередко  основываются на произвольно принимаемых  решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция  трактовать описания половых различий как объяснения, потому что они  связываются либо с биологическими процессами, либо с предложенными  исследователем объяснительными механизмами.

    Социальная  ситуация развития ребёнка в современных  условиях такова, что жёсткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство всё меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных норм, институтов и средств массовой информации, которые нивелируют нормы и требования в соответствии с половой принадлежностью ребёнка.

    В этих условиях происходит переориентация в формировании психологического пола личности ребёнка с жёстко фиксированной  полоролевой модели на более мягкую, смешанную модель. Открытым остаётся вопрос: каковы последствия такого рода переориентации для общества и для самого ребёнка, будущего мужчины или женщины? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Зинченко  В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1995.
  2. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Общая психология. Раздел “Введение в психологию” 
    Конспект лекций / Под общ. ред. Л.И. Александровой   // http://books
  5. Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  6. Брушилинский А.В. и др. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.
  7. Марютина Т.М. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Флинта, 1997.
  8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  9. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  10. Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  11. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. – М.: Изд-во открытого ун-та, 1992.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  13. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989.
  14. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.
  15. Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие / Сост. А.Д. Червяков. – М.: Академия, 1996.
  16. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  17. Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. – М.: Мол. гвардия, 1976.
  18. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.
  19. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.
  20. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  21. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. –Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.
  22. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994.
  23. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейтральные основы психики / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М., 1995.

Информация о работе Половой диморфизм в психологии личности