Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:37, контрольная работа
Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится, прежде всего, к структуре человеческого тела. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (паспортный) пол.
Введение………………………………………………………………. 3
1.Понятие полового диморфизма в психологии личности……… 4
2.Стереотипы маскулинности и фемининности……………………. 6
3.Становление половой идентичности……………………………… 7
4.Психологические различия между полами………………………. 11
Заключение…………………………………………………………… 14
Список использованной литературы……………………………….. 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
1.Понятие полового диморфизма в психологии личности……… 4
2.Стереотипы маскулинности и фемининности……………………. 6
3.Становление
половой идентичности…………………………
4.Психологические
различия между полами………………………
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………….. 16
Введение
Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится, прежде всего, к структуре человеческого тела. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной телесной внешности и т.д. Однако половое воспитание – это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап дифференциации полов – период созревания, или пубертатный период. Полноценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода завершается осознанием половой идентичности.
Половой диморфизм определяет многие конкретные закономерности развития организма. Однако точное различение женских (фемининных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказывается проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе будущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и идентификации, далеко не завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что генитальная внешность оказывается обманчивой.
Становление
половой идентичности – одно из направлений
социализации. Развитие тех или иных психических
качеств, способов поведения не имеет
жестких биологических предписаний. Точнее,
природные возможности организма оказываются
достаточно широкими, что относится и
к половой дифференциации. Гормональные
центры мозга любого организма всегда
содержат потенциальные программы как
для женского, так и для мужского поведения.
Процесс половой идентификации определяется
и направляется с помощью иных – социальных
и культурных – средств.
В своей теории асинхронной эволюции полов генетик Геодакян исходит из положения о том, что женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции и его цель - не допустить их изменений, а мужской пол, напротив - легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс. Поэтому разброс врожденных признаков у лиц мужского пола значительно больше, при этом у них больше и полезных, и вредных мутаций. Известна меньшая жизнеспособность плодов мужского пола, у мальчиков также чаще встречаются отклонения в развитии, такие как заикание, дислексия, алалия, задержки психического развития. Таким образом, по характеристикам генотипа мужчины имеют значительно большее разнообразие. Женщины же обладают большей пластичностью, изменчивостью под влиянием внешних условий среды, они могут приспосабливаться к быстро изменившимся условиям за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации - генотип, чего не могут сделать мужчины. В соответствии с этим женский организм характеризуется большей стабильностью в ситуациях стрессовых воздействий, психофизиологические функции легче восстанавливаются у женщин. Женский организм несет большие резервы, позволяющие более стойко переносить неблагоприятные воздействия. С этим связана и большая продолжительность жизни женщин. [5, с.81]
Психологические различия проявляются по многим показателям. Исследования Ананьева показали, что эти различия прослеживаются на разных уровнях индивидуальности. В психомоторных показателях мужчин отличает большее развитие мышечной силы, в то время как у женщин отмечена лучшая способность к тонкодвигательным координациям пальцев рук. Нейродинамические исследования выявили более высокую силу и динамичность процесса возбуждения и меньшую лабильность нервных процессов у женщин.
Что касается процессов восприятия эмоций, то женщины более внимательны к эмоциональным признакам, делают меньше ошибок в эмоциональных суждениях. Словесные портреты, созданные женщинами, отличаются полнотой и дифференцированностью.
По уровню интеллекта большинство исследователей не получили достоверных различий между мужчинами и женщинами, но обнаружили существенные половые различия в структуре интеллекта. У женщин преобладают показатели вербальной составляющей: больше словарный запас, лучше осведомленность о разных сторонах жизни. У мужчин лучше развиты невербальные подструктуры интеллекта: пространственное мышление, скорость выработки зрительно-моторного навыка, конструктивные способности.
При анализе способностей по тестам и творческим проявлениям в жизни психологи не нашли достоверных различий и выдвинули гипотезу о том, что творческому успеху женщин мешает излишняя концентрация на межличностных отношениях. [22, с.45]
Изучение личностных особенностей показало, что тревожность и нейротизм у женщин выше, но у них и способность подавлять тревогу развита лучше. Поведение в ситуациях фрустрации выявило у мужчин преобладание внешнеобвинительных реакций с тенденцией к самозащите, а у женщин - безобвинительных реакций.
При
изучении половой дифференциации у
человека нельзя не учитывать такие
факторы, как половое разделение
труда, полоролевые стереотипы поведения,
принятые в данном обществе.
2.Стереотипы маскулинности и фемининности
Правильная
половая идентификация ребенка
Традиционные культурные образы маскулинности и фемининности контрастны и полярны. Разделение мужского и женского начал имеет ряд устойчивых символических закреплений. К ним относятся, например, связи мужского начала с правой, женского – с левой стороной (что проявляется в большинстве обрядов), с четными и нечетными числами. Во многих древних мифах мужское начало трактуется обычно как активная, культурная сила, женское – как пассивная, природная, взаимодействие сил делает возможным существование мира. Так, в мифологии Древнего Китая разделение символов “янь” и “инь” связывается, с одной стороны, со светом, теплом, сухостью, твердостью, а с другой – с тьмой, холодом, влажностью, мягкостью. Распространено также отождествление мужского начала с Солнцем, огнем, женского – с Луной, землей, водой. [17, с.25]
Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой и др. Противоположны фемининные стереотипные качества: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность.
Важное значение для анализа указанных стереотипов имеют принятые нормы семейно-брачных отношений и особенно характер семейных ожиданий. Объективная сторона брака и семьи – это установленные законом социальные позиции супругов. Однако каждый человек вступает в брак с тем или иным набором ожиданий, то есть представлений о допустимых брачных мотивах партнера, собственной роли в браке, “норме” семейной жизни, “правильном” поведении в браке, как собственном, так и партнера. Стереотипы маскулинности и фемининности – один из источников семейных ожиданий. По сравнению с социальными позициями членов семьи как результатом конкретных исторических условий, специфических для той или иной нации, эти стереотипы имеют более широкую социокультурную базу.
Адекватное
присвоение половых ролей, использование
стереотипов маскулинности и фемининности –
необходимое условие социализации индивида.
Однако само разделение этих стереотипов,
конечно, не предполагает их полного совпадения
с реальными психологическими различиями
между мужчиной и женщиной.
3.Становление половой идентичности
Жестко закрепленная социальная половая роль, ее точное соблюдение, будучи средством социализации индивида, может и ограничить его психическое развитие, стать источником инфантильной задержки. На протяжении всей жизни неизбежные возрастные изменения выступают для человека как его личностные проблемы, решение которых требует продуктивных перестроек. Наибольший интерес представляют критические периоды, в которых основными для человека, его личности становятся проблемы адекватной половой и возрастной идентификации. В ходе решения этих проблем человек, изменяющийся биологически, овладевает новыми социальными стереотипами поведения как инструментами своего продуктивного личностного развития.
Так, И.А. Белкин выделяет три этапа адекватного психологического присвоения новых полоролевых отношений.
Первый этап – установочный. Необходимым условием положительной установки субъекта к новой половой роли является создание и принятие им “идеального образца”, эталона маскулинности. Эталон не может быть абстрактным, он хотя бы в общих чертах должен включать в себя особенности поведения конкретных людей, к которым субъект положительно настроен и на которых хотел бы походить.
Второй этап – имитационный – заключается для субъекта в том, чтобы добиться максимального сходства с выбранным эталоном в полоролевом поведении. Решающее значение имеет для этого сам факт переодевания в соответствующую одежду и возможность называть себя другим, отвечающим новому полу именем. Показательно, что манера поведения, отвечающая новой половой роли, на данном этапе несколько демонстрирована.
Третий этап – трансформационный – связан с существенными изменениями, коррекцией принятого стереотипа поведения, которые отвечают индивидуальным особенностям человека. На смену идентификации с “идеалом”, приходит важное ощущение признания своего нового полового статуса окружающими людьми, тождественности с собственным полом. [21,с.59]
Наиболее легкий материал для межполового сравнения характерных способов социального поведения дает “переходный” – подростковый возраст.
Высокая агрессивность мальчиков может быть связана с другими характерными чертами, например, с сопротивлением требованиям взрослых. Стремление настоять “на своем” нередко считают проявлением более общего стремления к лидерству, доминированию, тем самым объединяя его с мужской агрессивностью.
Подростки-мальчики общаются обычно в больших компаниях, девочки (особенно в школе) – более интимно, парами или тройками. Девочки, как правило, более исполнительны, реже своевольничают и бравируют недостатками. Девочки обычно стремятся заслужить авторитет успехами в учебе, арсенал же “средств” самоутверждения мальчиков шире: и забота о расширении физических, умственных, волевых возможностей, и их переоценки, и более частый демонстративный негативизм.
Типичная подростковая роль – “классный шут” – невозможна для девочки. Интересно, что девочки в целом правильнее оценивают свои возможности и недостатки и обнаруживают большую (по сравнению с мальчиками того же индивидуального темперамента) эмоциональную устойчивость в положении “гадкого утенка” при отсутствии групповой или семейной поддержки.
Старшие подростки утверждаются в своей сексуальной идентичности, принимая внутренние позиции соответственно “мужчинам” и “женщинам”. Мальчики больше не враждуют с девочками, а девочки не игнорируют сверстников и даже принимают ухаживания с их стороны. В этом возрасте они действительно хотят нравиться, затрачивая на это немало усилий и несколько переоценивая значение внешней привлекательности. Интересно, что если в младшем подростковом возрасте девочки обычно остро чувствительны к разделению людей по признаку пола, то в старшем эта чувствительность утрачивается и подчас наблюдается удивительный “когнитивный диссонанс”: чувство приоритета своего пола может сочетаться у девочек с выраженной неприязнью к женщинам и скрытой завистью к мужчинам. Более ранняя по сравнению с мальчиками готовность к любви имеет, таким образом, и свои специфические проблемы.