Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:45, доклад
Более всего в человеке захватывает то, что, будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления.
В этом взвешивании, уравновешивании и вычислениях его организм ни в коей мере не был бы непогрешимым. Исходя из доступных данных, он всегда давал бы наилучший из возможных ответов, но иногда эти данные отсутствовали бы. Однако вследствие открытости опыту любые ошибки, любое неудовлетворительное поведение были бы вскоре исправлены. Вычисления находились бы всегда в процессе корректировки, потому что они постоянно проверялись бы в поведении.
Возможно,
вам не понравится моя аналогия с
ЭВМ. Разрешите мне опять обратиться
к опыту тех клиентов, которых
я знал. Когда они становятся более
открытыми своему опыту, то обнаруживают,
что могут больше доверять своим
реакциям, Если они чувствуют, что хотят
выразить свой гнев, то делают это и обнаруживают,
что это вовсе не так уж страшно, потому
что они в той же мере осознают и другие
свои желания — выразить привязанность,
связь и отношение к другим людям. Они
удивлены, что могут интуитивно решить,
как вести себя в сложных и беспокойных
человеческих отношениях. И только после
этого они осознают, как надежны были их
внутренние реакции, приведшие к правильному
поведению.
Процесс
более полноценного
функционирования
Я хотел бы представить более последовательную картину хорошей жизни, воедино соединив три нити, описывающие этот процесс. Получается, что психически свободный человек все более совершенно выполняет свое назначение. Он становится все более способным к полнокровной жизни в каждом из всех своих чувств и реакций. Он все более использует все свои органические механизмы, чтобы как можно правильнее чувствовать конкретную ситуацию внутри и вне его. Он использует всю находящуюся в его сознании информацию, какой только может снабдить его нервная система, понимая при этом, что весь его цельный организм может быть — и часто является — мудрее, чем его сознание. Он в большей мере способен дать возможность всему своему свободному, сложно функционирующему организму выбрать из множества возможных именно тот вариант поведения, который действительно будет более удовлетворять его в настоящий момент. Он больше способен поверить своему организму в его функционировании не потому, что он безошибочен, а потому, что он может быть полностью открытым для последствий его действий и сможет исправить их, если они его не удовлетворят.
Он
будет более способен переживать
все свои чувства, менее бояться
любого из них, он сможет сам просеивать
факты, будучи более открытым сведениям
из всех источников. Он полностью вовлечен
в процесс бытия и «становления самим
собой» и поэтому обнаруживает, что действительно
и реально социализируется. Он более полно
живет настоящим моментом и узнает, что
это самый правильный способ существования.
Он становится более полно функционирующим
организмом и более совершенно функционирующим
человеком, так как полностью осознает
себя, и это осознание пронизывает его
переживания с начала и до конца.
Некоторые
вовлеченные вопросы
Любое
представление о том, что составляет
хорошую жизнь, имеет отношение ко
многим вопросам. Представленная здесь
моя точка зрения не является исключением.
Я надеюсь, что скрытые в ней следствия
послужат пищей для размышлений. Есть
два или три вопроса, которые я хотел бы
обсудить.
Новая
перспектива соотношения
свободы и необходимости
Связь
с первым скрытым следствием может
не сразу бросаться в глаза. Оно
касается старой проблемы «свободы воли».
Разрешите мне попытаться показать,
как в новом свете мне
В течение некоторого времени меня приводил
в недоумение существующий в психотерапии
парадокс между свободой и детерминизмом.
Одними из наиболее действенных субъективных
переживаний клиента в психотерапевтических
отношениях являются те, в которых он чувствует
власть открытого выбора. Он свободен —
стать самим собой или спрятаться за фасадом,
двигаться вперед или назад, вести себя
как пагубный разрушитель себя и других
или делать себя и других более сильными —
в буквальном смысле слова он свободен
жить или умереть, в обоих — психологическом
и физиологическом — смыслах этих слов.
Однако, как только я вхожу в область психотерапии
с объективными исследовательскими методами,
я, как и многие другие ученые, связываю
себя полным детерминизмом. С этой точки
зрения каждое чувство и действие клиента
детерминировано тем, что ему предшествовало.
Такой вещи, как свобода, не может быть.
Эта дилемма, которую я стараюсь описать,
существует и в других областях — просто
я ее обозначил более четко, и от этого
она не становится менее неразрешимой.
Однако эту дилемму можно увидеть в новой
перспективе, если рассмотреть ее в рамках
данного мной определения полноценно
функционирующего человека. Можно сказать,
что в наиболее благоприятных условиях
психотерапии человек по праву переживает
наиболее полную и абсолютную свободу.
Он желает или выбирает такое направление
действий, которое является самым экономным
вектором по отношению ко всем внутренним
и внешним стимулам, потому что это именно
то поведение, которое будет наиболее
глубоко его удовлетворять. Но это то же
самое направление действий, про которое
можно сказать, что с другой, удобной точки
зрения оно определяется всеми факторами
наличной ситуации. Давайте противопоставим
это картине действий человека с защитными
реакциями. Он хочет или выбирает определенное
направление действий, но обнаруживает,
что не может вести себя согласно своему
выбору. Он детерминирован факторами конкретной
ситуации, но эти факторы включают его
защитные реакции, его отрицание или искажение
значимых данных. Поэтому он уверен, что
его поведение будет не полностью удовлетворять
его. Его поведение детерминировано, но
он не свободен сделать эффективный выбор.
С другой стороны, полноценно функционирующий
человек не только переживает, но и использует
абсолютную свободу, когда спонтанно,
свободно и добровольно выбирает и желает
то, что абсолютно детерминированно.
Я
не настолько наивен, чтобы предположить,
что это полностью решает проблему
субъективного и объективного, свободы
и необходимости. Тем не менее
это имеет для меня значение, потому
что чем больше человек живет хорошей
жизнью, тем больше он чувствует свободу
выбора и тем больше его выборы эффективно
воплощаются в его поведении.
Творчество
как элемент хорошей
жизни
Мне кажется, совершенно ясно, что человек, вовлеченный в направляющий процесс, который я назвал «хорошей жизнью», — это творческий человек. С его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими он будет таким человеком, у которого появятся продукты творчества и творческая жизнь. Он не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но почти обязательно не будет конформистом. Но в любое время и в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой, которая необходима для сбалансированного удовлетворения его нужд. Иногда, в некоторых ситуациях, он мог бы быть очень несчастным, но все равно продолжал бы двигаться к тому, чтобы стать самим собой, и вести себя так, чтобы максимально удовлетворить свои самые глубокие потребности.
Я
думаю, что ученые, изучающие эволюцию,
могли бы сказать про такого человека,
что он с большей вероятностью адаптировался
бы и выжил при изменении окружающих условий.
Он смог бы хорошо и творчески приспособиться
как к новым, так и к существующим условиям.
Он представлял бы собой подходящий авангард
человеческой эволюции.
Основополагающее
доверие к человеческой
природе
В
дальнейшем станет ясно, что другой
вывод, имеющий отношение к
Я
мало разделяю почти преобладающее
представление о том, что человек
в основе своей иррационален и, если
не контролировать его импульсы, он
придет к разрушению себя и других.
Поведение человека до утонченности
рационально, когда он строго намеченным
сложным путем движется к целям, которых
стремится достичь его организм. Трагедия
в том, что наши защитные реакции не дают
нам возможность осознать эту рациональность,
так что сознательно мы движемся в одном
направлении, в то время как организмически —
в другом. Но у нашего человека в процессе
хорошей жизни число таких барьеров уменьшается,
и он все в большей степени участвует в
рациональных действиях своего организма.
Единственный необходимый контроль над
импульсами, существующий у такого человека, —
это естественное внутреннее уравновешивание
одной потребности другою и обнаружение
вариантов поведения, направленных на
наиболее полное удовлетворение всех
нужд. Очень уменьшился бы опыт чрезвычайного
удовлетворения одной потребности (в агрессии,
сексе и т. д.) за счет удовлетворения других
нужд (в товарищеских отношениях, в нежных
отношениях и т. д.), который в большей мере
присущ человеку с защитными реакциями.
Человек участвовал бы в очень сложной
деятельности организма по саморегуляции —
его психическом и физиологическом контроле —
таким образом, чтобы жить во все возрастающей
гармонии с собой и другими.
Более
полнокровная жизнь
Последнее, о чем бы я хотел упомянуть, — это то, что процесс хорошей жизни связан с более широким диапазоном жизни, с ее большей яркостью по сравнению с тем «суженным» существованием, которое ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса — значит быть вовлеченным в часто пугающие или удовлетворяющие нас переживания более восприимчивой жизни, имеющей более широкий диапазон и большее разнообразие. Мне кажется, что клиенты, которые значительно продвинулись в психотерапии, более тонко чувствуют боль, но у них также и более яркое чувство экстаза; они более ясно чувствуют свой гнев, но то же можно сказать и о любви; свой страх они ощущают более глубоко, но то же происходит и с мужеством. И причина того, что они таким образом могут жить более полноценно, с большей амплитудой чувств, заключается в том, что они в глубине уверены в самих себе как надежных орудиях при встрече с жизнью.
Я
думаю, вам станет понятно, почему такие
выражения, как «счастливый», «довольный»,
«блаженство», «доставляющий удовольствие»,
не кажутся мне полностью