Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:45, доклад
Более всего в человеке захватывает то, что, будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления.
<…>В
основном мои взгляды на
Мне следовало бы с самого начала пояснить, что мой опыт получен благодаря выгодной позиции определенного направления в психотерапии, которое развивалось в течение многих лет. Вполне возможно, что все виды психотерапии в чем-то основном схожи между собой, но, поскольку сейчас я уверен в этом менее, чем раньше, я хотел бы, чтобы вам было ясно, что мой психотерапевтический опыт развивался в русле направления, которое мне кажется наиболее эффективным. Это — психотерапия, «центрированная на клиенте».
Разрешите мне попытаться кратко описать, как выглядела бы эта психотерапия, если бы она была оптимальной во всех отношениях. Я чувствую, что больше всего узнал о хорошей жизни из опыта психотерапии, в процессе которой происходило много изменений. Если бы психотерапия была во всех отношениях оптимальной (как интенсивная, так и экстенсивная), терапист был бы способен войти в интенсивные субъективные личностные отношения с клиентом, относясь к нему не как ученый к объекту изучения, не как врач к пациенту, а как человек к человеку. Тогда терапист почувствовал бы, что его клиент — безусловно, человек с различными достоинствами, обладающий высокой ценностью независимо от его положения, поведения или чувств. Это также значило бы, что терапист искренен, не прячется за фасадом защит и встречает клиента, выказывая чувства, которые он испытывает на органическом уровне. Это значило бы, что терапист может разрешить себе понять клиента; что никакие внутренние барьеры не мешают ему чувствовать то, что чувствует клиент в каждый момент их отношений; и что он может выразить клиенту какую-то часть своего эмпатического понимания. Это значит, что тераписту было бы удобно полностью войти в эти отношения, не зная когнитивно, куда они ведут; и что он доволен, что создал атмосферу, которая дает возможность клиенту с наибольшей свободой стать самим собой.
Для клиента оптимальная психотерапия значила бы исследование все более незнакомых, странных и опасных чувств в себе; исследование, которое только потому и возможно, что клиент начинает постепенно понимать, что его принимают без всяких условий. Поэтому он знакомится с такими элементами своего опыта, осознание которых в прошлом отрицалось, так как они были слишком угрожающими и разрушающими структуру его «Я».
В этих отношениях он обнаруживает, что переживает во всей полноте, до конца эти чувства так, что на данный момент он и есть его страх или гнев, нежность или сила. И когда он живет этими различными по интенсивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое «Я», что он и есть все эти чувства. Он видит, что его поведение конструктивно изменяется в соответствии с его новым прочувствованным «Я». Он подходит к осознанию, что ему больше не нужно бояться того, что может содержаться в опыте, и он может свободно приветствовать его как часть изменяющегося и развивающегося «Я».
Это
маленький набросок того, к чему близко
подходит центрированная на клиенте психотерапия,
если она оптимальная. Я представляю ее
здесь просто в качестве контекста, в котором
сформировались мои представления о хорошей
жизни.
Наблюдение
с отрицательным
выводом
Когда я старался жить, понимая опыт своих клиентов, я постепенно пришел к одному отрицательному выводу о хорошей жизни. Мне кажется, что хорошая жизнь — это не застывшее состояние. По моему мнению, она не является состоянием добродетели, довольства, нирваны или счастья. Это — не условия, к которым человек приспосабливается, в которых он реализуется или актуализируется. Используя психологические термины, можно сказать, что это не состояние уменьшения влечения, уменьшения напряженности и не гомеостаз1.
Мне
кажется, что при использовании
этих терминов подразумевалось, что
когда достигнуто одно или несколько
из этих состояний, то и цель жизни
достигнута. Конечно, для многих людей
счастье или приспособленность
Поэтому
я с удивлением и с некоторым
беспокойством понял, что мой
личный опыт не подтверждает ни одно из
этих положений. Если я сосредоточусь
на опыте некоторых индивидов, достигших
наивысшей степени продвижения во время
психотерапевтических отношений и в последующие
годы, кажется, показавших действительный
прогресс на пути к хорошей жизни, то, по-моему,
их состояние нельзя точно описать ни
одним из вышеприведенных терминов, относящихся
к статичности существования. Я думаю,
они сочли бы себя оскорбленными, если
бы их захотели описать таким словом, как
«приспособленные»; и они считали бы неправильным
описывать себя как «счастливых», «довольных»
или даже «актуализующихся». Хорошо зная
их, я посчитал бы неверным сказать, что
у них уменьшена напряженность побуждений
или что они находятся в состоянии гомеостаза.
Поэтому мне приходится спрашивать себя,
можно ли обобщить их случаи, есть ли какое-нибудь
определение хорошей жизни, соответствующее
жизненным фактам, которые я наблюдал.
Я считаю, что дать ответ совсем не просто,
и мои дальнейшие утверждения весьма гипотетичны.
Наблюдение
с положительным
выводом
Если
попытаться вкратце изложить описание
этого понятия, я полагаю, это
сведется примерно к следующему:
Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние
бытия.
Это — направление, а не конечный пункт. Это направление выбрано всем организмом при психологической свободе двигаться куда угодно.
Это организмически выбранное направление имеет определенные общие качества, проявляющиеся у большого числа разных и единственных в своем роде людей.
Таким
образом, я могу объединить эти утверждения
в определении, которое по крайней
мере может служить основой для рассмотрения
и обсуждения. Хорошая жизнь с точки зрения
моего опыта — это процесс движения по
пути, выбранному человеческим организмом,
когда он внутренне свободен развиваться
в любом направлении, причем качества
этого направления имеют определенную
всеобщность.
Характеристики
процесса
Разрешите
мне определить характерные качества
этого процесса движения, качества,
возникающие в психотерапии у
каждого клиента.
Возрастающая
открытость опыту
Во-первых, этот процесс связан с возрастающей открытостью опыту. Эта фраза приобретает для меня все больший смысл. Открытость диаметрально противоположна защите. Защитная реакция, описанная мною в прошлом, — это ответ организма на опыт, который воспринимается или будет воспринят как угрожающий, как не соответствующий существующему у индивида представлению о самом себе или о себе в отношениях с миром. Этот угрожающий опыт на время перестает быть таковым, так как он или искажается при осознании, или отрицается, или не допускается в сознание. Можно сказать, что я на самом деле не могу правильно понять все свои переживания, чувства и реакции, которые существенно расходятся с моими представлениями о себе. Во время психотерапии клиент все время обнаруживает, что он переживает такие чувства и отношения, какие до этого не был способен осознать, которыми не был способен «владеть» как частью своего «Я».
Однако, если бы человек мог быть полностью открыт своему опыту, каждый стимул, идущий от организма или от внешнего мира, передавался бы свободно через нервную систему, без малейшего искажения каким-либо защитным механизмом. Не было бы необходимости в механизме «подсознания», с помощью которого организм заранее бывает предупрежден о любом опыте, угрожающем личности. Наоборот, независимо от того, воздействовал ли стимул окружающего мира на чувствительные нервы своим очертанием, формой, цветом или звуком, или это след памяти прошлого опыта, или — висцеральное ощущение страха, удовольствия или отвращения, — человек будет «жить» этим опытом, который будет полностью доступен осознанию.
Таким
образом, оказывается, что одним
из аспектов процесса, который я
называю «хорошая жизнь», является
движение от полюса защитных реакций
к полюсу открытости своему опыту. Человек
все в большей мере становится
способным слышать себя, переживать то,
что в нем происходит. Он более открыт
своим чувствам страха, упадка духа, боли.
Он также более открыт своим чувствам
смелости, нежности и благоговения. Он
свободно может жить своими субъективными
чувствами так, как они в нем существуют,
и он также свободен осознавать эти чувства.
Он способен в большей мере жить опытом
своего организма, а не закрывать его от
осознания.
Возрастает
стремление жить настоящим
Второе качество процесса, который мне представляется как хорошая жизнь, связано со все большим стремлением жить полнокровной жизнью в каждый ее момент. Эту мысль легко истолковать неправильно; она пока еще неясна мне самому. Однако разрешите мне попытаться объяснить, что я имею в виду.
Я думаю, если бы человек был полностью открыт новому опыту и у него не было бы защитных реакций, каждый момент его жизни был бы новым. Сложное сочетание внутренних и внешних стимулов, существующее именно в этот момент, никогда не существовало ранее в такой форме. Следовательно, этот человек подумал бы: «То, каким я буду в следующий момент, и то, что я сделаю, вырастает из этого момента и не может быть предсказано заранее ни мной, ни другими». Мы нередко встречали клиентов, выражающих именно такие чувства.
Чтобы выразить текучесть, присущую этой жизни, можно сказать, что скорее «Я» и личность возникают из опыта, чем опыт толкуется и искажается, чтобы соответствовать представленной заранее структуре «Я». Это значит, что вы скорее участник и наблюдатель протекающих процессов организмического опыта, чем тот, кто осуществляет над ними контроль.
Жить настоящим моментом означает отсутствие неподвижности, строгой организации, наложения структуры на опыт. Вместо этого имеется максимум адаптации, обнаружение структуры в опыте, текущая, изменяющаяся организация «Я» и личности.
Именно
это стремление жить настоящим моментом,
мне кажется, явно проявляется в
людях, вовлеченных в процесс
хорошей жизни. Можно почти с
уверенностью сказать, что это — ее
наиболее существенное качество. Оно связано
с обнаружением структуры опыта в процессе
жизни в этом опыте. С другой стороны, большинство
из нас почти всегда привносят заранее
сформировавшуюся структуру и оценку
в наш опыт и, не замечая этого, искажают
опыт и втискивают его в нужные рамки,
чтобы он соответствовал предвзятым идеям.
При этом они раздражаются, что из-за текучести
опыта прилаживание его к нашим заботливо
сконструированным рамкам становится
совершенно неуправляемым, Когда я вижу,
что клиенты приближаются к хорошей, зрелой
жизни, для меня одно из ее качеств состоит
в том, что их ум открыт тому, что происходит
сейчас, и в этом настоящем процессе они
обнаруживают любую структуру, которая,
оказывается, ему присуща.
Возрастающее
доверие к своему
организму
Еще
одна характеристика человека, живущего
в процессе хорошей жизни, — все увеличивающееся
доверие к своему организму как средству
достижения наилучшего поведения в каждой
ситуации в настоящем.
Решая, что предпринять в какой-нибудь
ситуации, многие люди опираются на принципы,
на правила поведения, установленные какой-то
группой или учреждением, на суждения
других (начиная с жены и друзей и кончая
Эмилией Поуст2) или на то, как они вели
себя в подобной ситуации в прошлом. Однако,
когда я наблюдаю за клиентами, чей жизненный
опыт так многому научил меня, я обнаруживаю,
что они могут больше доверять своей цельной
организмической реакции на новые ситуации.
Это происходит потому, что, будучи открыты
своему опыту, они все больше обнаруживают,
что, если делают то, что «чувствуется
правильным», это оказывается надежным
ориентиром поведения, приносящего им
истинное удовлетворение.
Когда я старался понять причину этого, то обнаружил, что рассуждаю следующим образом. Человек, полностью открытый своему опыту, имел бы доступ ко всем факторам, имеющимся в его распоряжении в данной ситуации: социальным требованиям, его собственным сложным и, вероятно, противоречивым потребностям: воспоминаниям о подобных ситуациях в прошлом, восприятию неповторимых качеств данной ситуации и т. д. На основе всего этого он и строил бы свое поведение. Конечно, эти сведения были бы очень сложными. Но он мог бы разрешить своему целостному организму с участием сознания рассмотреть каждый стимул, потребность и требование, его относительную напряженность и важность. Из этого сложного взвешивания и уравновешивания он мог бы вывести те действия, которые в наибольшей степени удовлетворяли бы все его нужды в данной ситуации. Такого человека можно по аналогии сравнить с гигантской вычислительной электронной машиной. Поскольку он открыт своему опыту, в машину вводятся все данные чувственных впечатлений, памяти, предшествующего общения, состояния висцеральных и внутренних органов. Машина вбирает в себя все эти многочисленные данные о напряжениях и силах и быстро вычисляет, как действовать, чтобы в результате был получен наиболее экономичный вектор удовлетворения потребностей в этой конкретной ситуации. Это — поведение нашего гипотетического человека.
У большинства из нас есть недостатки, которые приводят к ошибкам в этом процессе. Они состоят во включении информации, которая не принадлежит данной конкретной ситуации, или в исключении информации, которая ей принадлежит. Возникают ошибочные варианты поведения, когда в вычисления вводятся воспоминания и предшествующие знания, как будто они и есть эта реальность, а не просто воспоминания и знания. Ошибка может произойти также и тогда, когда в сознание не допускаются определенные пугающие переживания, следовательно, они не входят в вычисления или вводятся в машину в искаженном виде. Но наш гипотетический человек считал бы свой организм вполне достойным доверия, потому что все доступные данные были бы использованы и представлены скорее в правильном, нежели в искаженном виде. Отсюда его поведение, возможно, было бы более близким к тому, чтобы удовлетворить его нужды увеличить возможности, установить связи с другими и т. д.