ПМПК и ее роль в предупреждении в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

Психолого-медико-педагогическая комиссия сформировалась в Российской системе образования в начале 30-х годов. Главной задачей комиссии был отбор в специальные учебные заведения тех детей, которые по тем или иным причинам не могли получить образование со своими сверстниками в массовых образовательных учреждениях (детских садах, школах).
Официальный статус комиссии был закреплён в типовом положении о медико-педагогической комиссии в 1949 году. Последнее типовое положение о ПМПК вышло в 2009 году.

Оглавление

I Введение………………………………………………………………………….3
II Основная часть………………………………………………………………….5
III Заключение……………………………………………………………………12
IV Библиографический список………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Содержание

I Введение………………………………………………………………………….3

II Основная часть………………………………………………………………….5

III Заключение……………………………………………………………………12

IV Библиографический  список………………………………………………….13

I ВВЕДЕНИЕ

Психолого-медико-педагогическая комиссия сформировалась в Российской системе образования в начале 30-х годов. Главной задачей комиссии был отбор в специальные учебные заведения тех детей, которые по тем или иным причинам не могли получить образование со своими сверстниками в массовых образовательных учреждениях (детских садах, школах).

 Официальный статус  комиссии был закреплён в типовом  положении о медико-педагогической  комиссии в 1949 году.  Последнее  типовое положение о ПМПК вышло  в 2009 году.

Современная ситуация в  системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побудила к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям. Так  в  целях оказания помощи населению в решении вопросов по организации  обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья на основании Закона Российской  Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.  в мае 1994 г. в г. Твери  была создана постоянно действующая областная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Исторически ПМПК ориентирована  на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие  со всей очевидностью показало, что  в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).

Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и окружающей его социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение в развитии» следует рассматривать уже в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в нее. Современные акценты (на организации социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПК фокусировать свое внимание не столько на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой.

Для специалистов ПМПК важнейшей  задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.

Деятельность ПМПК непосредственно  затрагивает вопросы психического и физического здоровья детского населения России, а следовательно, перспектив развития страны в целом. Предшественница ПМПК — МПК — имела статус, соответствующий ее названию. Комиссия, в соответствии с лексическим значением данного слова, — это орган, создаваемый для выполнения определенных функций. Комиссии или прекращают свое существование после выполнения намеченных функций, или выполняют определенные функции, собираясь по мере необходимости, в соответствии с запросом.  Комиссии имеют постоянный номенклатурный состав (соответственно Типовому положению о МПК, 1976) и довольно постоянный состав конкретных специалистов (физических лиц). Как правило, в МПК отбираются лучшие специалисты разных профилей, состав МПК утверждается органами управления образованием и здравоохранением соответствующего уровня (республиканского, областного).

II Основная часть

Для достоверной  диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть постоянных межведомственных психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий - ПМПК) из расчета одна комиссия на не более чем 100 тысяч детей, проживающих на одной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта Российской Федерации.

Руководит ПМПК председатель, представитель Комитета народного образования, заместитель председателя - представитель Комитета здравоохранения.

В состав ПМПК обязательно  входят следующие специалисты:

• психолог;

• врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт(педиатр);

• специальные  педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

• юрист;

• представители  соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой.

Наличие такого количества специалистов позволяет сделать процесс обследования детей более организованным, продуктивным, последовательным, дает возможность проведения более раннего обследования, получения точных результатов.

Перед ПМПК стоят сложные задачи, решение которых требует взаимодействия всех перечисленных специалистов. Одной из самых важных задач является проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза. Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий.

На следующем этапе  необходимо решить такую задачу, как  подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза. Также необходимо оказать консультативную помощь родителям, имеющим детей с физическими и (или) психическими недостатками.

Основной задачей является и консультирование педагогических, медицинских, социальных работников по вопросам, связанным с образовательными потребностями детей, их правами и правами родителей. А также очень важно формирование банка данных о количестве детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, о структуре детской патологии (недостаточности).

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений социальной защиты с согласия родителей. Если это происходит по решению суда, то согласие родителей не требуется. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей.

В заключении ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия родителей) в специальные  образовательные учреждения либо организации интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения.

Когда родители не согласны с заключением ПМПК, по их заявлению  государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям представляется право выбора (отвода) экспертов и экспертного учреждения.

Заключение независимой  экспертизы может быть обжаловано в  суде в порядке гражданского судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Правительство РФ, осуществляя свои конституционные полномочия по обеспечению проведения государственной политики в области образования, принимает Положение о ПМПК и Положение о независимой экспертизе.

Списки детей для обследования и документы на каждого ребенка направляются в комиссию районными отделами образования. Комиссия ведет журнал приема, в котором записываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, диагноз и тип учреждения, куда рекомендовано направлять ребенка.

Данные психолого-медико-педагогической комиссии протоколируются. Личное дело обследованного ребенка, протокол с  заключением комиссии и рекомендациями по организации обучения и лечения  передаются в то учреждение, куда ученик направлен. Без заключения областной (районной, городской) ПМПК не разрешается прием детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отчисление или перевод из учреждения одного вида в другой.

 

Окончательный диагноз о  степени умственной отсталости при  тяжелых задержках психологического развития или пограничных состояниях между дебильностью и имбецильностью может быть установлен только в процессе учебно-воспитательной работы; ребенок направляется в специальное (коррекционное) учреждение VIII вида с целью уточнения диагноза на срок не более одного года. Через год в случае необходимости ребенок повторно направляется на ПМПК для определения типа учреждения, в котором он должен обучаться.

Если имеется необходимое  количество таких детей, могут быть организованы диагностические классы и дошкольные группы для каждой категории детей в составе школьных или дошкольных учреждений специального назначения.

Контроль за правильной организацией работы областной  психолого-медико-педагогической комиссии возлагается на руководителей областными комитетами народного образования и здравоохранения. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции.

Когда дети направляются на консультацию по инициативе учреждений народного образования для уточнения  их психофизического состояния и  решения вопроса для дальнейшего  воспитания, обучения, лечения, обязательны  документы:

• свидетельство  о рождении (предъявляется);

• подробная  выписка из истории развития ребенка  с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

• педагогическая характеристика, отражающая подробный  анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

• письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки.

В педагогической характеристике необходимо указать  не только недостатки ребенка, но и  характер затруднений, которые ребенок  испытывает, какая оказывалась помощь в их преодолении. Следует отметить и положительные качества ребенка. Необходимо включить в характеристику формальные данные: количество лет обучения в школе; сведения о семье, об особенностях познавательной деятельности ребенка; данные о школьных знаниях; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы, личности.

Это поможет  членам консультации правильнее построить  обследование, выявить и установить причины трудностей, препятствующих развитию ребенка.

Ход обследования ребенка фиксируется в протоколе  и хранится в личном деле. Это позволяет учителям заранее познакомиться и учесть особенности личности, качество знаний, особенности психофизического развития ребенка, а также фиксировать динамику развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Это позволяет судить об изменениях, которые произошли за определенный период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке.

На основании  данных обследования составляется заключение о характере отклонений. Принимается  решение о месте воспитания и обучения. Даются конкретные рекомендации.

Изучение детей  включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование.

Медицинское обследование проводится врачами и включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования. Диагноз устанавливают только врачи. Данные из истории развития ребенка, полученные врачом из беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психологического развития ребенка (время сензи-тивных периодов развития речи, движений и т. п.); выявляется начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характеры игровой деятельности. Обязательно изучение личности в целом, а не отдельных психологических процессов.

Необходимо определить готовность детей к школе: уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Ребенок должен обладать определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, необходима сформирован-ность моторики, произвольного внимания, осмысленной памяти, пространственного восприятия. Важно наличие способности к регуляции поведения и к самоконтролю.

Если дети учились  в школе, необходимо установить причины  имеющихся у них трудностей в  учении, вскрыть структуру дефекта. Особо надо обратить внимание на обучаемость, показателями которой являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала, как ребенок использует помощь. Педагогическое и психологическое обследование проводят специальные педагоги .и психолог.

Логопедическое  обследование осуществляет логопед. Оно  включает обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонематический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и  эмпрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной речи). Исследуются письменная речь, речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей.

Заключение делается всеми специалистами. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выделив основные симптомы указанного состояния.

При решении  вопроса о типе учреждения могут  возникнуть разные ситуации: перевод  ребенка в специальное учреждение действительно необходим или  достаточно правильно организованной работы в условиях образовательных учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. Когда у ребенка глубокое снижение интеллекта, а родители против направления в коррекционное учреждение, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.

Информация о работе ПМПК и ее роль в предупреждении в развитии ребенка