Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:07, курсовая работа
Актуальность исследования по теме курсовой работы обусловлена особой значимостью подросткового и юношеского периода в становлении личности человека, частыми проявлениями одиночества в среде лиц подросткового и юношеского возраста. Проблема одиночества является одной из серьёзнейших проблем человечества, когда взаимоотношения не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одиночество – тяжёлое психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36
Таким образом, у пяти испытуемых
преобладает диффузное
Отчуждающий вид одиночества, выявленный у трех испытуемых, характеризуется протяженностью процесса и состояния во времени, имеет динамику процесса отчуждения: отчужденными объектами в жизни данных испытуемых могут быть те объекты, которое ранее были близки, нужны, симпатичны. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем вероятнее переживание одиночества. Иными словами, для данных испытуемых свойственна потеря эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними – бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. Это может проявляться в высокой тревожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности.
Следует иметь в виду,
что при прогрессирующем
С точки зрения нормативности
оба этих вида могут иметь
ту самую протяженность,
Диссоциированный вид одиночества, выявленный у шести испытуемых, свойственен людям с экспрессивной психикой. Их эмоции проявляются ярко, порой бурно, а способность к саморегуляции значительно снижена. Легко догадаться, как непросто таким людям общаться, тем более дружить и любить. Пословица «От любви до ненависти один шаг»имеет к ним прямое отношение. Одной из определяющих характеристик данного вида одиночества является то , что в таком состоянии появляется как бы призрак диссоциации: человек внутренне почти разделен, но не на отдельные личности, как в случае с психическими расстройствами, а на «хорошего себя» и «плохого себя». При этом «хороший Я» осознается и награждается «незаслуженными медалями», то есть наделяется самыми прекрасными чертами, которых в действительно либо нет совсем, либо присутствуют их зерна, но даже не ростки. Поэтому образ «Я хорошего» всегда искажен, неадекватен. У всех в разной степени, но искажен обязательно. Здесь можно было бы предположить завышенную самооценку, но это не так. Самооценка скачет точно так же, как и «маятник» испытуемого,- от неадекватно завышенной, до неадекватно заниженной.
Поэтому субъект диссоциированного одиночества, глядя в другого как в зеркало, потенциально может увидеть две картинки: прекрасную и ужасную. Если прекрасное отражение себя действует на человека в целом благотворно, то ужасное, уродливое, конечно же, отталкивает. Нетрудно понять, что, когда такой человек видит в другом свой приукрашенный (самим же!) образ, он охотно и полно идентифицируется с этим другим, находя и в нем «в знак благодарности» хорошие качества. Но когда вдруг на фоне, конечно же, выдуманного, не истинного благополучия он обнаруживает в зеркале негативный облик самого себя, происходит резкое и безоговорочное отчуждение, которое сопровождается еще и чувством. Так же для данной группы испытуемых, переживающих диссоциированное одиночество, характерна зависимость. Эта зависимость порой приобретает довольно-таки странные черты. Такие люди зависимы, с одной стороны, от того, в кого «смотрятся», с другой – от своего состояния, от отношения к себе, вернее, от его отсутствия. Да, действительно, отношение к себе в данном случае можно считать отсутствующим, так как свое «Я» расколото, не опознано и очень искажено в представлениях.
Кроме того, таким людям очень нелегко признать в себе хотя бы какие-то реально существующие негативные черты. Они готовы обвинить чуть ли не весь мир в непонимании, небрежении ими, но только не себя в отсутствии необходимого мужества признать свое несовершенство и нежелании не только работать с собой, но и познавать себя.
Процентное соотношение видов одиночества в данной выборке испытуемых представлено: диффузное – 41,8%, отчуждающее – 29,1%, диссоциированное – 29,1%.
Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества учащихся 11 «в» класса по методике Д. Рассела и М. Фергюсона представлены в таблице 7
Таблица 7
Результаты диагностики учащихся 11 «в» класса
по опроснику для определения уровня субъективного ощущения одиночества (авт. Д. Рассел и М. Фергюсон)
Имя Ф. |
Баллы |
Интерпретация |
Ксюша Г. |
9 |
Низкий уровень одиночества |
Света Р. |
14 |
Низкий уровень одиночества |
Геннадий Д. |
30 |
Средний уровень одиночества |
Алексей Ф. |
2 |
Низкий уровень одиночества |
Илья Б. |
5 |
Низкий уровень одиночества |
Владислав М. |
9 |
Низкий уровень одиночества |
Самир Ш. |
22 |
Средний уровень одиночества |
Леонид Т. |
11 |
Низкий уровень одиночества |
Евгений С. |
13 |
Низкий уровень одиночества |
Павел Ш. |
9 |
Низкий уровень одиночества |
Михаил Н. |
16 |
Низкий уровень одиночества |
Олег П. |
10 |
Низкий уровень одиночества |
Илья Ш. |
1 |
Низкий уровень одиночества |
Никита Б. |
12 |
Низкий уровень одиночества |
Александр П. |
2 |
Низкий уровень одиночества |
Кристина Ш. |
14 |
Низкий уровень одиночества |
Екатерина Н. |
15 |
Низкий уровень одиночества |
Алена В. |
22 |
Средний уровень одиночества |
Константин К. |
9 |
Низкий уровень одиночества |
Следовательно, в данной группе у трех испытуемых – средний уровень одиночества, у остальных испытуемых - низкий. Это значит, что большинство испытуемых не считают себя сколько- нибудь одиноким,- результаты диагностики показывают нижнюю, минимальную границу (менее 20 баллов). Средний уровень субъективного одиночества – человек считает, что ему не хватает общения, близких друзей, откровенности в общении, помощи, близости и общности интересов и идей. Иногда, чувствует себя отверженным.
Высоких показателей, означающих,
что человек глубоко погружен
в тяжелое состояние
Процентное соотношение уровней субъективного ощущения одиночества в данной выборке испытуемых представлено: не испытывают сейчас одиночества – 4,2%, неглубокое переживание возможного одиночества – 75% , глубокое переживание актуального одиночества – 20,8%.
Таким образом, подводя итоги исследования, и обобщая его результаты в обеих группах, можно сделать следующие выводы. У 90,1% испытуемых определен низкий уровень субъективного ощущения одиночества, что означает, что они не считают себя одинокими. Средний уровень субъективного ощущения одиночества показали 9,9% испытуемых, следовательно, их время от времени посещает чувство одиночества. Это выражается в том, что иногда им не хватает общения, что в некоторых ситуациях им не к кому обратиться, их окружает мало людей, с которыми можно разделить интересы, не хватает общности ценностей в среде круга общения.
Виды состояния одиночества:
диффузное одиночество - 38,6%, отчуждающее
одиночество – 26,9%, диссоциированное
одиночество – 34,5%. Итак, большинство
испытуемых не считают себя одинокими,
однако результаты другой методики показали,
что у 16,2% испытуемых – глубокое
переживание актуального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав литературу по теме курсовой работы, можно заключить, что состояние одиночества - сложное социально – психологическое явление, которое может быть описано с помощью и объективных, и субъективных характеристик. В объективном плане оно представляет собой стабильную ситуацию ограниченности коммуникативных, эмоциональных и духовных связей человека с другими людьми. В субъективном плане оно включает в себя два компонента. Во- первых, имеется когнитивный компонент, связанный с далеко не всегда адекватным определением себя в качестве одинокого или не одинокого человека. Во – вторых, имеется аффективный компонент, связанный с целостным негативным или позитивным отношением к самому явлению одиночества, что вызывает формирование у человека тенденции (стремления) к его избеганию или не избеганию.
Одним из факторов,
способствующих одиночеству,
Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, представители юношеского возраста, открывают целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Но вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, ощущение внутренней пустоты, которую чем- то необходимо заполнить.
От того, как закладываются
на данном возрастном этапе основы
социальной ориентации, зависит становление
социальных установок личности, вероятность
возникновения и глубина
Подводя итоги исследования, и обобщая его результаты в обеих группах, можно сделать следующие выводы: у 90,1% испытуемых низкий уровень субъективного ощущения одиночества, что означает, что они не считают себя одинокими. Средний уровень субъективного ощущения одиночества показали 9,9% испытуемых, - следовательно, их время от времени посещает чувство одиночества. Это выражается в том, что иногда им не хватает общения, что в некоторых ситуациях им не к кому обратиться, их окружает мало людей, с которыми можно разделить интересы, не хватает общности ценностей в среде круга общения.
Итак, большинство испытуемых
не считают себя одинокими,
однако результаты другой методики
показали, что у 16,2% испытуемых
– глубокое переживание
Выявленные виды состояния
одиночества: диффузное
Информация о работе Переживания чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте