Переживания чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования по теме курсовой работы обусловлена особой значимостью подросткового и юношеского периода в становлении личности человека, частыми проявлениями одиночества в среде лиц подросткового и юношеского возраста. Проблема одиночества является одной из серьёзнейших проблем человечества, когда взаимоотношения не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одиночество – тяжёлое психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 80.13 Кб (Скачать)

 

Итак, у семи испытуемых преобладает  диффузное одиночество, у четырех - отчуждающее, и также у четырех  – диссоциированное. По глубине  одиночества можно сделать следующие  выводы: большую глубину одиночества  испытывают два испытуемых, семь испытуемых – среднюю, и шестнадцать –  небольшую глубину.

Следовательно, о первых семи испытуемых, испытывающих диффузное  одиночество можно сказать: привыкая отождествлять себя с другими  людьми, группой, они постепенно теряют свое «Я», которое становиться чуждым, непонятным и пугающим. Так как  доминирование одной тенденции  не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все  же проявляются размытыми, нечеткими  границам собственного «Я». Вследствие того, что данный  вид состояния  одиночества обусловлен субъективной  потерей собственного «Я», его растворением в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого. Для  данной группы характерна неосознаваемость одиночества.

Отчуждающий вид одиночества, выявленный у четырех испытуемых, характеризуется протяженностью процесса и состояния во времени, имеет динамику процесса отчуждения: отчужденными объектами в жизни данных испытуемых могут быть те объекты, которые ранее были  близки, нужны, симпатичны. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний  характер  действия  механизма отчуждения: со  стороны объекта,  что   непременно  увеличивает психологическую дистанцию между ними.  Чем больше  отчужденных  объектов  в  жизни  человека,  тем  вероятнее  переживание одиночества. Иными  словами  для   данных  испытуемых  свойственна  потеря  эмоциональной  связи  с  другими  людьми,  знакомыми  местами,  дорогими  прежде  воспоминаниями,  ситуациями  и  переживаниями, которые  становятся  чуждыми  для  индивида, а  взаимоотношения  с  ними – бессмысленными.  Постепенно  происходит  накопление  в  сознании  отчужденных  объектов,  действие  механизма  отчуждения  становится  все  шире,  глубже, и  субъект  уже  начинает  как бы  терять   связь с окружающим  миром. Осознавая физическую   реальность  объектов,  он  не  допускает возможности психологической близости  с ними, всегда  соблюдая  им  же  установленную дистанцию. Это может проявляться в высокой тревожности,  страхе,  агрессивности,  недоброжелательности,  скепсисе, потерянности.

        Следует   иметь  в  виду,  что   при  прогрессирующем отчуждении  и  собственное  «Я»  представляется  человеку  странным   и  чуждым. Нельзя  сказать, что  человек   потерял  свое «Я»,  скорее  он  потерял  принадлежность  этого  «Я»  самому  себе. «Я»  реально  существует,  человек  знает  его  особенности   и  характеристики,  но  оно   постепенно  переходит  в   разряд  объектов,  подлежащих,  как  и  все  прочие, отчуждению.  Жизнь  становится  бессмысленной   и  пустой. Взаимодействие с   каким-либо  новым  объектом  может  заинтересовать  лишь  с  целью  «смазывания   колес» механизма  отчуждения. Когнитивная  сфера  задействована   как   инструмент  познающий то,  от  чего  предстоит отстраниться.

             С  точки  зрения  нормативности   оба  этих  вида  могут   иметь  ту  самую протяженность,  континуум  от  нормы  до  пограничности  в  зависимости   от  глубины  переживаний   и  длительности  состояния.  Здесь  есть  прямая  закономерность: чем  дольше  наблюдается   неравновесие тенденций, тем   глубже  состояние  одиночества,  которое  при  диффузном   варианте  может  быть  и  неосознаваемым. Определяющим  фактором  в  обоих  случаях  выступает   отчуждение: в первом – от других, во  втором-  от  себя.

              Диссоциированный  вид одиночества,  выявленный других  у  четырех   испытуемых,  свойственен  людям   с  экспрессивной  психикой. Их  эмоции  проявляются  ярко,  порой  бурно,  а  способность   к  саморегуляции  значительно   снижена. Легко догадаться, как   непросто  таким  людям общаться, тем  более  дружить  или   любить. Пословица  «От  любви   до  ненависти  один  шаг» имеет  к  ним  прямое  отношение. Одной из определяющих характеристик данного  вида одиночества  является то, что в таком состоянии появляется как бы призрак диссоциации; человек внутренне почти разделен, но не на отдельные личности, как в случае с психическими расстройствами, а на «хорошего себя» и «плохого себя».При этом «хороший Я» осознается и награждается «незаслуженными медалями», то есть наделяется самыми прекрасными чертами, которых в действительно либо нет совсем, либо присутствуют их зерна, но даже не ростки. Поэтому образ  «Я хороший» всегда искажен, неадекватен. У всех в разной степени, но искажен обязательно. Здесь можно было бы предположить завышенную самооценку но это так. Самооценка скачет точно так же, как и «маятник» испытуемого,- от неадекватно завышенной, до неадекватно заниженной. Поэтому субъект диссоциированного одиночества,  глядя в другого как в зеркало,  потенциально может увидеть две картинки: прекрасную и ужасную. Если прекрасное отражение себя действует на человека в целом благотворно, то ужасное, уродливое, конечно же, отталкивает. Нетрудно понять, что, когда такой человек видит в другом свой приукрашенный (самим же!) образ, он охотно и полно идентифицируется с этим другим находя и в нем «в знак благодарности» хорошие качества. Но когда вдруг на фоне, конечно же, выдуманного, не истинного благополучия он обнаруживает в зеркале негативный облик самого себя, происходит резкое и безоговорочное отчуждение, которое сопровождается еще и чувством предательства.

         Так же для данной группы  испытуемых, переживающих диссоциированное  одиночество, характерна зависимость.  Эта зависимость порой приобретает  довольно-таки странные черты.  Такие люди зависимы, с  одной  стороны, от того, в кого «смотрятся»,  с другой – от своего состояния,  от  отношения к себе, вернее, от  его отсутствия. Да, действительно,  отношение к себе в данном  случае  можно считать отсутствующим,  так как свое «Я» расколото,  не опознано и очень искажено  в представлениях. Кроме  того, таким людям очень нелегко  признать в себе хотя бы  какие-то реально существующие  негативные черты. Они готовы  обвинить чуть ли не весь  мир в непонимании, небрежении  ими, но только не себя в  отсутствии необходимого мужества  признать свое несовершенство  и нежелании не только работать  с собой, но и познавать себя.

            Процентное соотношение видов  одиночества в данной выборке  испытуемых: диффузное – 35,3 % , отчуждающее  – 24,8 %, диссоциированное – 39,9 %.

Результаты диагностики  уровня субъективного ощущения одиночества  учащихся 11 «а» класса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики 11 «а»по опроснику для определения уровня субъективного ощущения одиночества (авт. Д. Рассел и М. Фергюсон)

Имя Ф.

Баллы

Интерпретация

Павел Т.

10

Низкий уровень одиночества

Валентина О.

12

Низкий уровень одиночества

Александра К.

14

Низкий уровень одиночества

Артем К.

0

Низкий уровень одиночества

Влада Б.

15

Низкий уровень одиночества

Наталья Р.

16

Низкий уровень одиночества

Валерия И.

6

Низкий уровень одиночества

Анна Б.

14

Низкий уровень одиночества

Александр К.

0

Низкий уровень одиночества

Иван Р.

0

Низкий уровень одиночества

Наталья И.

25

Средний уровень одиночества

Ася М.

20

Низкий уровень одиночества

Дмитрий Т.

6

Низкий уровень одиночества

Константин И.

7

Низкий уровень одиночества

Нина Р.

14

Низкий уровень одиночества

Алина Н.

13

Низкий уровень одиночества

Юрий К.

20

Низкий уровень одиночества

Александр П.

3

Низкий уровень одиночества

Егор Д.

15

Низкий уровень одиночества

Ольга Е.

8

Низкий уровень одиночества

Ксения В.

17

Низкий уровень одиночества

Нина Ш.

15

Низкий уровень одиночества

Татьяна И.

12

Низкий уровень одиночества

Анна В.

9

Низкий уровень одиночества


 

Следовательно, в данной группе только у одного испытуемого (Наталья И.) – средний уровень  одиночества, у остальных испытуемых – низкий. Это значит, что большинство  испытуемых не считают себя сколько  – нибудь  одиноким, - результаты диагностики показывают нижнюю, минимальную  границу (менее 20 баллов). Средний уровень  субъективного одиночества –  человек считает, что ему не хватает  общения, близких друзей, понимания, откровенности в общении, помощи, близости и общности интересов и  идей. Иногда, чувствует себя отверженным.

Высоких показателей, означающих, что человек глубоко погружен в тяжелое состояние одиночества, выявлено не было.

Процентное соотношение  уровней субъективного ощущения одиночества в данной выборке  испытуемых представлено: низкий-84,4%, средний-15,6%, высокий-0%.

Результаты диагностики  учащихся 11 «В» класса, полученные по опроснику С.Г. Корчагиной «Одиночество»  представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики  учащихся 11 «в» класса по опроснику  С.Г. Корчагиной «Одиночество» 

Имя Ф.

Баллы

Интерпретация

Илья Б.

26

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Владислав М.

21

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Самир Ш.

24

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Леонид Т.

24

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Евгений С.

25

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Павел Ш.

24

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Михаил Н.

23

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Олег П.

17

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Илья Ш.

18

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Никита Б.

18

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Александр П.

25

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Кристина Ш.

31

Глубокое переживание  чувства одиночества

Екатерина Н.

27

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Алена В.

34

Глубокое переживание  чувства одиночества

Константин К.

27

Неглубокое переживание  возможного одиночества


 

Итак, у двух испытуемых выявлено глубокое переживание актуального  одиночества, у остальных семнадцати – неглубокое переживание возможного одиночества. Не было выявлено ни одного случая с отсутствием переживания  в данный момент одиночества.

Это значит, что два испытуемых, у которых выявлено глубокое переживание  актуального одиночества: по-настоящему, в данный период жизни испытывают хроническое состояние одиночества; отсутствует понимание в межличностных  отношениях, присутствует состояние  покинутости, невозможность откровенного, тесного общения, имеет место  быть давящая зависимость от других людей, переживание собственных  неудач, а так же трудности в умении радоваться победам и удачам других. При решении трудных жизненных задач данные испытуемые рассчитывают только на свои силы.

У большинства испытуемых (17 из 19 человек) выявлено неглубокое переживание  возможного одиночества, - это недостаток время от времени истинного человеческого  общения, недостаток понимания со стороны  друзей и близких. Это преходящее чувство одиночества – на какое-то время человек может почувствовать  себя действительно одиноким, но стоит  ему например, встретиться с другими  или посетить общественное место  с развлекательной целью, - и от чувства одиночества не остается и следа.

Стоит отметить, не было выявлено испытуемых, не испытывающих чувства  одиночества. Очень глубокого переживания  одиночества, означающего уход в  себя, погруженность в это состояние  так же выявлено не было.

Процентное соотношение  уровней переживания одиночества  в выборке испытуемых представлены: низкий-95,8%, средний 4,2%, высокий – 0%.

Результаты диагностического обследования учащихся 11 «в» класса по опроснику для определения  вида одиночества (авт. С.Г. Корчагинина) представлены в таблице 6

Таблица 6

Результаты диагностики  учащихся 11 «в» класса по опроснику  для определения вида одиночества (авт. С.Г. Корчагина)

Имя Ф.

Диффузное одиночество

Отчуждающее одиночество

Диссоциированное одиночество

Состояние одиночество

Ксюша Г.

7

6

9

6

Света Р.

9

2

4

3

Геннадий Д.

7

8

8

14

Алексей Ф.

4

6

3

4

Илья Б.

6

4

8

7

Владислав М.

6

4

7

5

Самир Ш.

4

7

4

4

Леонид Т.

7

8

8

8

Евгений С.

5

7

7

6

Павел Ш.

6

8

6

8

Михаил Н.

8

5

7

4

Олег П.

7

3

6

3

Илья Ш.

4

5

4

3

Никита Б.

8

3

7

7

Александр П.

7

3

4

4

Кристина Ш.

6

7

10

9

Екатерина Н.

6

6

9

8

Алена В.

7

5

8

9

Константин К.

6

4

4

5

Информация о работе Переживания чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте