Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Закончив Учительский Институт в Полтаве Макаренко начинает свою
педагогическую деятельность в железнодорожной школе при вагонном заводе,
где работал его отец и где «воздух был чище, чем в других местах; рабочее,
настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках… Из этой
школы вышло много большевиков».
общественно полезные навыки личного поведения, гордость за себя как члена
этого славного содружества. Только отсутствием организованного
общественного мнения можно объяснить беспомощность воспитателей, позорящих
себя подобными, например, характеристиками непослушных питомцев: «Мешает,
сорит, бьёт стёкла, выражается, мажет краской лица товарищам, своим
хулиганским поведением разлагает не только учащихся, но и учащих…» Такие
аттестации звучат клеветнически. Школьник, изображённый драматическим
злодеем, разлагает даже учителей. Воспитатели, по существу, пишут приговор
себе, расписываясь в своей никчёмности.
В своих искания новых путей воспитания Макаренко и его товарищи не
только не встретили помощи, но, наоборот, люди, призванные руководить ими,
несмотря на прекрасные результаты правильной, подлинно советской системы
воспитания, порочили и самого Антона Семёновича, и его методы.
В те годы в педагогическое дело, которое Макаренко назвал одним из
самых тонких и нежных человеческих дел, проникли враждебные и чуждые
влияния. Педагогическая арена сделалась достоянием педологии. «Последняя
выступала от имени марксизма, и нужно было много мужества, чтобы этому не
верить, чтобы большому авторитету «признанной науки» противопоставить свой
сравнительно узкий опыт». Вместе с педагогами в руководящие органы
народного образования проникли люди, которые, по словам Макаренко, «мало
отличались от шарлатанов, протаскивающих под видом советской педагогики
форменную контрреволюцию».
Напряжённая борьба
имени Горького. Педологи выводили свои методы воспитания из идеи «изучения»
каждого ребёнка отдельно, и, поскольку это изучение приводило к разным
выводам, постольку они считали нужным применять и различные методы.
«Трудно подсчитать раны, нанесённые педологией делу
социалистического строительства на самом важнейшем участке – воспитания
молодёжи». С горечью вспоминает Макаренко, как долго терпели все эту
шарлатанскую чуждую галиматью, эту знахарскую возню педологии: «Долгое
время у нас не было настоящего, зоркого, большевистского глаза, обходились
мы все тем же мирным прекраснодушием и бесхребетной уступчивостью. Мы
терпели нахальство разных псевдоучёных и трусливо встречали каждое живое,
настоящее педагогическое слово. Мы малодушно смотрели, как педагоги на
наших глазах душили свежие, самые нежные ростки нашего дела».
Макаренко вступил в открытую борьбу с педологами без какой-либо
поддержки со стороны многих педагогических деятелей того времени и был
глубоко принципиален и стоек в этой неравной борьбе.
Столкновения с педагогами
невыносимое организационное одиночество. Это одиночество не могло вызвать у
Антона Семеновича порой глубокой грубости. С волнением читаешь главу
«Лирика» из «Педагогической поэмы», где с непередаваемой полнотой
отразилась и большая человеческая любовь Макаренко к своим воспитанникам, и
тяжесть несправедливого одиночества в момент торжества, когда жизнь
убедительно
доказывала величие его дела, его
правоту.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего
– люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим
миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число
отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими
отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка.
Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он
создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка.
Направить это развитие и руководить им – задача воспитания.
Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно
виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан
воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть
может. Тем
более возмутительно и
воспитание детей, не только не захотели воспользоваться этим великим
могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым
изучением ребёнка, разделением всех детей на разряды, на отдельные
биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился в
плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем
многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех
школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального
педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими,
очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких случаев масса.
Нельзя ставить вопрос о
таланта отдельно взятого учителя. Так говорит моя логика. Я хочу отвечать
за свою работу. Так говорит и мой опыт.
Воспитать человека, говорил Макаренко, это значит воспитать у него
перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость -
истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни
молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко
действовала последовательная «система перспективных линий», которую он
назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные
радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок
Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать
перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю
радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать
жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не
было будничности, серости.
Перспективные линии должны
удовлетворения, но это удовлетворение ещё не существующее. По мере движения
к нему возникают новые завтрашние планы, тем более притягательные, чем
больше усилий вложено на преодоление различных препятствий».
Перспектива – цель, которая ставится перед коллективом и ее надо
достичь.
Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только
вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и
будить его мечту о высоких моральных вершинах.
Его цель воспитания – воспитать коллективиста. Он разрабатывает
многие проблемы воспитания, в том числе и проблему воспитания личности и
коллектива.
Основы педагогики Макаренко
Воспитание детей в коллективе
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на
следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы
самоуправления; связь данного коллектива с обществом. По своей структуре
коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно
начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором
отдельные
его члены находятся в
идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе
разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого
стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко
строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному
принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал
разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий
коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться
всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он
их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет
требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу;
создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который
предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой
себе. Педагогический коллектив – это коллектив и воспитанников и взрослых.
Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это
общее собрание
всего педагогического
голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни
коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили
командиры
первичных отрядов и
во главе с председателем.
Дисциплина и режим.
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат
всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это
хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в
первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше