Педагогика А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:53, реферат

Краткое описание

Закончив Учительский Институт в Полтаве Макаренко начинает свою
педагогическую деятельность в железнодорожной школе при вагонном заводе,
где работал его отец и где «воздух был чище, чем в других местах; рабочее,
настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках… Из этой
школы вышло много большевиков».

Файлы: 1 файл

Педагогика А.docx

— 35.87 Кб (Скачать)

общественно полезные навыки личного поведения, гордость за себя  как  члена

этого   славного   содружества.    Только    отсутствием    организованного

общественного мнения можно объяснить беспомощность  воспитателей,  позорящих

себя подобными, например, характеристиками непослушных  питомцев:  «Мешает,

сорит,  бьёт  стёкла,  выражается,  мажет  краской  лица  товарищам,  своим

хулиганским поведением разлагает не только учащихся, но  и  учащих…»  Такие

аттестации  звучат  клеветнически.  Школьник,  изображённый   драматическим

злодеем, разлагает даже учителей. Воспитатели, по существу, пишут  приговор

себе, расписываясь в своей никчёмности.

       В своих искания новых путей  воспитания Макаренко и его   товарищи  не

только  не встретили помощи, но, наоборот, люди, призванные руководить  ими,

несмотря  на прекрасные результаты правильной,  подлинно  советской  системы

воспитания, порочили и самого Антона Семёновича, и его методы.

        В те годы в педагогическое  дело, которое Макаренко назвал  одним  из

самых тонких и  нежных  человеческих  дел,  проникли  враждебные  и  чуждые

влияния. Педагогическая арена сделалась  достоянием  педологии.  «Последняя

выступала от имени марксизма, и нужно было много мужества, чтобы  этому  не

верить, чтобы  большому авторитету «признанной науки» противопоставить  свой

сравнительно  узкий  опыт».  Вместе  с  педагогами  в  руководящие   органы

народного образования проникли люди, которые, по  словам  Макаренко,  «мало

отличались  от шарлатанов, протаскивающих  под  видом  советской  педагогики

форменную контрреволюцию».

       Напряжённая борьба разгорелась  вокруг методов воспитания  в   колонии

имени Горького. Педологи выводили свои методы воспитания из идеи «изучения»

каждого ребёнка отдельно, и, поскольку  это  изучение  приводило  к  разным

выводам, постольку они считали нужным применять и различные методы.

       «Трудно    подсчитать    раны,    нанесённые     педологией     делу

социалистического строительства на самом  важнейшем  участке  –  воспитания

молодёжи». С горечью  вспоминает  Макаренко,  как  долго  терпели  все  эту

шарлатанскую  чуждую галиматью,  эту  знахарскую  возню  педологии:  «Долгое

время у  нас не было настоящего, зоркого, большевистского  глаза,  обходились

мы все  тем же  мирным  прекраснодушием  и  бесхребетной  уступчивостью.  Мы

терпели нахальство разных псевдоучёных и трусливо встречали  каждое  живое,

настоящее педагогическое слово. Мы  малодушно  смотрели,  как  педагоги  на

наших глазах душили свежие, самые нежные ростки нашего дела».

       Макаренко вступил в открытую  борьбу  с  педологами  без   какой-либо

поддержки со стороны многих педагогических  деятелей  того  времени  и  был

глубоко принципиален и стоек в этой неравной борьбе.

       Столкновения с педагогами создали  для  Макаренко,  как  он  говорил,

невыносимое организационное одиночество. Это  одиночество не могло вызвать  у

Антона  Семеновича  порой  глубокой  грубости.  С  волнением  читаешь  главу

«Лирика»  из  «Педагогической  поэмы»,  где   с   непередаваемой   полнотой

отразилась  и большая человеческая любовь Макаренко  к своим воспитанникам, и

тяжесть  несправедливого  одиночества  в  момент  торжества,  когда   жизнь

убедительно доказывала величие его дела, его  правоту. 

       Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше  всего

– люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.  Со  всем  сложнейшим

миром  окружающей  действительности  ребёнок  входит  в  бесконечное  число

отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими

отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом  самого  ребёнка.

Весь этот «хаос» не поддаётся как будто  никакому учёту, тем  не  менее,  он

создаёт в каждый данный момент определённые изменения в  личности  ребёнка.

Направить это развитие и руководить им –  задача воспитания.

       Я уверен, что если человек  плохо воспитан, то в  этом  исключительно

виноваты  воспитатели.  Если  ребёнок  хорош,  то  этим  он   тоже   обязан

воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин  не  быть

может. Тем  более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было

воспитание  детей,  не  только  не  захотели  воспользоваться  этим  великим

могуществом педагогики, но  и  ограничились  простым  наблюдением,  простым

изучением  ребёнка,  разделением  всех  детей  на  разряды,  на   отдельные

биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился  в

плохой  социальной  структуре,  в  плохих  условиях.   Я   был   свидетелем

многочисленных  случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех

школ,  считали  дезорганизаторами,  поставленные  в   условия   нормального

педагогического общества, буквально на другой  день  становились  хорошими,

очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких  случаев масса.

       Нельзя ставить вопрос о воспитании  в  зависимость  от  качества  или

таланта отдельно взятого учителя. Так говорит  моя логика. Я  хочу  отвечать

за свою работу. Так говорит и мой опыт.

       Воспитать человека, говорил Макаренко,  это значит воспитать  у   него

перспективные пути, по  которым  располагается  его  завтрашняя  радость  -

истинный  стимул в жизни человека. Воспитание перспективных  путей  в  жизни

молодёжи  не  должно  идти  самотёком,  от  случая  к  случаю.  У  Макаренко

действовала последовательная  «система  перспективных  линий»,  которую  он

назвал  «теорией завтрашней радости», т.к. в  ней  сочетались  многообразные

радостные  перспективы.  Это  одна  из  ценнейших  педагогических   находок

Макаренко. Его «система  перспективных  линий»  помогает  учителю  намечать

перспективные пути своим воспитанникам, вызывать  к  жизни  ту  «завтрашнюю

радость», без которой человек «не может  жить на свете», учит организовывать

жизнь и  деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не

было будничности, серости.

       Перспективные линии должны привлекать  внимание молодёжи «общим видом

удовлетворения, но это удовлетворение ещё не существующее. По мере движения

к нему возникают  новые завтрашние  планы,  тем  более  притягательные,  чем

больше  усилий вложено на преодоление различных  препятствий».

       Перспектива – цель, которая ставится  перед  коллективом  и   ее  надо

достичь.

       Таким образом, «система  перспективных   линий»  призвана  не  только

вызывать  стремление человека к всё более  ценным трудовым перспективам, но и

будить  его мечту о высоких моральных  вершинах.

       Его цель воспитания  –   воспитать  коллективиста.  Он  разрабатывает

многие  проблемы воспитания, в том числе  и проблему  воспитания  личности  и

коллектива. 

Основы  педагогики Макаренко

Воспитание  детей в коллективе

       Коллектив  –  это  контактная  совокупность  людей,  основанная   на

следующих принципах: общая цель;  общая  деятельность;  дисциплина;  органы

самоуправления; связь данного коллектива с обществом.  По  своей  структуре

коллектив  делится  на  2  вида:  общий  и  первичный.  Воспитание   должно

начинаться  с  первичного  коллектива.  Это  такой  коллектив,  в   котором

отдельные его члены находятся в постоянном деловом,  бытовом,  дружеском  и

идеологическом  объединении. Первичный коллектив  может создаваться на основе

разных  принципов. Первичный коллектив  называется отрядом, во главе которого

стоит командир, который избирается на срок от 3  до  6  месяцев.  Макаренко

строил  свои  первичные  коллективы   по   возрастному,   производственному

принципу.   Потом,   когда   сложился   дружный   коллектив,   он    создал

разновозрастные  отряды.  Воспитание  должно  проходить   и   через   общий

коллектив, главное условие существования  которого –  возможность  собраться

всем вместе. Коллектив проходит через несколько  стадий своего развития.  Он

их  связывает  с  педагогическим  требованием:  педагог   сам   предъявляет

требования; создается актив и  педагог  предъявляет  требования  к  активу;

создается общественное мнение, т.е. создается  сплоченный коллектив, который

предъявляет требования к личности; личность предъявляет  требования к  самой

себе. Педагогический коллектив – это коллектив  и воспитанников и  взрослых.

Хорошо  работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это

общее собрание всего педагогического коллектива,  где  каждый  имеет  право

голоса (решающего).  Общее  собрание  решает  самые  важные  вопросы  жизни

коллектива. Исполнительный орган  –  это  совет  командиров,  куда  входили

командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали  комиссии

во главе  с председателем.

Дисциплина  и режим.

       Дисциплина – это не средство  и не метод  воспитания.  Это  результат

всей воспитательной системы.  Воспитание  –  это  не  морализирование,  это

хорошо  организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина  должна  в

первую  очередь требоваться от коллектива; интересы  коллектива  стоят  выше

Информация о работе Педагогика А.С. Макаренко