Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 03:42, курсовая работа
В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формировании гражданственности и патриотического сознания молодежи.
Введение
1. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на территории Российской Федерации
1.1 История гражданско-патриотического воспитания
1.2 Гражданско-патриотическое воспитание в современной России
2. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в Ярославской области
2.1 Ярославская Городская Общественная организация «Молодежный совет города Ярославля»
2.2 Ярославская областная общественная организация Российский Союз Молодежи
2.3 Ярославская областная общественная организация «Союз пионерских организаций»
2.4 Детское школьное объединение «Школьный океан»
2.5 Международное миротворческое движение «Харитоновцы»
2.6 Военно-патриотический клуб «Десантник» Первомайский район
2.7 Детская общественная организация Патриотический клуб «Ермак»
2.8 Военно-спортивный клуб «Патриот» города Тутаев
2.9 Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор»
2.10 Детское общественное объединение «Юный друг милиции»
Заключение
Список литературы
В результате отрицания патриотизма
или ухищрений, осуществляемых с
целью его имитации, гражданское
воспитание приобретает странный смысл,
доходящий до абсурда. Можно, оказывается,
формировать, вернее, создавать все
необходимые условия для
Именно такая "гражданственность" и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя, нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.
Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Патриотическое воспитание,
как известно, уже институциализировалось
в качестве важнейшего, относительно
самостоятельного направления воспитания,
причем на высоком официальном уровне.
Приняты Государственная
Другим важным моментом, заслуживающим особого внимания, является специфика патриотического воспитания, определяемая его задачами, содержанием и особенно - формами и средствами конкретной работы. В связи с их большим многообразием и широкими возможностями организации и проведения мероприятий патриотической направленности в самых различных условиях и сферах общественной и государственной жизни, реализация патриотического воспитания, в том числе в рамках Государственной программы, осуществляется по ряду направлений, которые в еще большей степени усиливают его специфику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов N 1, поисковая деятельность, "Зарница", оборонно-спортивный оздоровительный лагерь и т. д.).
Анализ содержания и особенностей
этих направлений и наиболее распространенных
форм патриотического воспитания свидетельствует
о том, что главной целью, которую
видят перед собой его
Целенаправленное формирование
ценностей и качеств
Таким образом, односторонность, чрезмерная специфика патриотического воспитания, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.
Появление феномена гражданско-патриотического
воспитания в условиях недостаточности
и ограниченности каждого из этих
его компонентов в отдельности,
что в наибольшей мере проявляется
на практике, в том числе при
анализе результатов
Практика гражданского воспитания выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, - формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.
Реализация столь сложных
и социально ориентированных
целей и задач гражданского воспитания
предполагает разработку и обоснование
его концептуальных основ, а также
инновационных технологий и методик
осуществления различных видов
социально-педагогической деятельности,
прежде всего на всех уровнях системы
образования, по формированию такой
гражданственности в
Патриотизм, равно как
и патриотическое воспитание, имеет,
в отличие от гражданственности
и гражданского воспитания, значительно
более высокую степень
Говоря в этом смысле о
патриотизме, следует отметить, что
Он представляет собой сложное и
многогранное явление. Будучи одной
из наиболее значимых ценностей общества,
он интегрирует в своем содержании
социальные, исторические, духовные, культурные,
этнические и другие компоненты. Проявляясь
в первую очередь как эмоционально-
Патриотизм выступает
в качестве одного из факторов развития
общества и государства, атрибутов
их жизнеспособности. Патриотическая
идея является наиболее мощным мотивом
сплочения самых различных - социальных,
национальных, региональных, половозрастных,
религиозных и других групп и
общностей, источником консолидации общества
и укрепления государства. Это с
особой силой проявляется в условиях
необходимости преодоления
Патриотические идеи и лозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народом все трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.
Сравнительный анализ содержания
и направленности гражданственности
и патриотизма, гражданского и патриотического
воспитания свидетельствует о том,
что при оптимальном подходе,
предполагающем возможность и целесообразность
их интегрирования в единое целое, можно
констатировать: основа для этого, безусловно,
имеется. Этой основой является социальная
направленность как гражданского, так
и патриотического воспитания, которая
наиболее рельефно выражается в цели
гражданско-патриотического
В то же время гражданское
и патриотическое воспитание существенно
отличаются друг от друга. Корни различий
находятся в той же социальной
основе. Природа социального бесконечно
многообразна и многопланова, включает
многие компоненты, имеет то или
иное отношение к самым различным
процессам и явлениям, сферам жизни
и видам деятельности. Этим объясняется
наличие самых различных
В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания безусловно доминирует.
Что же касается патриотического
воспитания, то в нем социальное
соотносится с другим, не менее
значимым компонентом - духовным, в
котором, в свою очередь, выделяются
нравственные и патриотические основы.
Это объясняется тем, что патриотизм
имеет духовно-нравственную природу,
которая тесно связана с
Исходя из вышеизложенного,
наиболее оптимальным направлением
интеграции гражданского и патриотического
воспитания является преодоление дифференциации
посредством совмещения, синтезирования
их отличительных особенностей, по
крайней мере основных, наиболее явных
и реально проявляемых. В более
конкретном плане речь идет о сближении
и соединении ярко выраженного социального
и правового компонента гражданского
воспитания с духовно-нравственной
составляющей, стержнем патриотического
воспитания. На примере общественных
организация Ярославской
Если духовно-нравственные
основы были традиционно присущи
отечественному воспитанию, то социальное
и особенно правовое его содержание
имеет сравнительно недавнюю историю,
находится в стадии формирования.
Социальное, особенно в начальный
период (первые годы либеральных реформ),
выступало в качестве альтернативы
государственному, хотя не может не
включать его в себя как явление
более широкого порядка. О недопустимости
отрицания государственности в
воспитании уже говорилось ранее, поэтому
социальное не может и не должно
противопоставляться
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников