Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 06:48, реферат
В роли предмета исследования выступает психическое состояние в его наиболее общей форме.
Цель: диагностика основных параметров психического состояния.
Задачи исследования:
1.Выявление наличия депрессивных состояний
2.Определение уровня субъективного ощущения одиночества
3.Определения уровня тревожности у испытуемых.
4.Изучение структуры психических состояний, их взаимосвязи с психическими свойствами.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1. Общие сведения о психических состояниях
2. Исторический аспект изучения проблемы психических состояний.
3.Структура психического состояния.
4.Психические состояния и психические свойства.
Глава 2. Организация и методы исследования
1. Методологические основы исследования
2. Характеристика выборки исследования
3. Характеристика методик исследования
Глава 3. Результаты исследования
Выводы
Заключение.
Список использованной литературы.
В структуре подкорки выделены системы arousal-1 и arousal-2, отвечающие соответственно за возбуждение-торможение и за положительные эмоции - отрицательные эмоции. Ниже приводится рисунок отражающий соотношение этих систем на примере четырех состояний (Таблица 1). Сходный результат выявили зарубежные психологи, предложив двухфакторную концепцию состояния: позитивный аффект (активность-деактивность) и негативный аффект (неприятность-приятность).
Состояние | Система | |
arousal-1 | Arousal-2 | |
Тревога | + | - |
Депрессия |
- | - |
Гипоманиакальное состояние | + | + |
Эйфория | - | + |
Таблица 1. Взаимоотношение систем неспецифической активности мозга при разных эмоциональных состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф. Суворову).
Примером экстенсивной
Интересную концепцию предлагает Чирков В.И. С диагностическими целями он выделяет в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования).
Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода, разделяющие ПС по тому или иному признаку. Некоторые психологи разделяют ПС на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Кроме этого предлагается разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять конкретное ПС, описать ПС, но по отношению к прогностической функции классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с требованиями системного подхода рассматривать ПС на разных уровнях, разных аспектах. Так предлагается рассматривать в трех измерениях:
1.
Социально-психологический,
2. Субъективные и объективные характеристики ПС;
3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики ПС.
Подводя итоги этого параграфа, можно прийти к следующим выводам:
1.
Среди интенсивных
- уровень бодрствования,
- уровень удовлетворенности,
- уровень эмоциональности,
- уровень мотивированности,
- уровень разрешения-напряжения.
2. Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:
-
в структуре ПС выделяются
внешнее состояние и
- важной экстенсивной особенностью ПС является соотношение активности коры и подкорки,
- внимание является важнейшей экстенсивной особенностью,
Существует
также другая классификация психических
состояний. Ее предложил В. А. Ганзен.
По выдвинутой им гипотезе, параметры
физического пространства вызывают положительные
или отрицательные мотивационные состояния,
энергетические параметры пространства
- праксические состояния, временные параметры
пространства - эмоциональные состояния,
информационные параметры пространства
- гуманитарные состояния.
1. Эмоциональные состояния - реакция на
меру удовлетворения потребностей организма
в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием
материальных факторов внешней среды
и организменных факторах внутренней
среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального
напряжения, страха, ужаса, паники и др.).
Эмоциональные состояния, провоцируют
завоевательские войны, географические
открытия, освоение новых земель и пр.
включают в себя:
- сытость - голод (состояние,
вызываемое мерой
2. Праксические - как реакция на объем
расходования рабочей силы для достижения
своих целей ( возникающие в процессе трудовой
деятельности - утомление, напряжение,
монотония, тревожность, стресс, функциональный
комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное
состояние). Праксические состояния вызываются
наличием целевого и материально-информационного
обеспечения расходования рабочей силы
в процессе трудовой деятельности:
- энергичность - утомленность (состояние, появляющееся при исполнении работы с ясно определенными целью и наличием средств деятельности, но результат которой требует продолжительных усилий);
- любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в соизмеримости кратности усилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе).
4. Гуманитарные, как реакция на качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира. По нашей классификации, к психическим состояниям, обусловленным интенсивными поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее валидности и т.п., относятся антонимичные пары состояний:
комформность
- фанатичность (состояние, вызываемое
реакцией на рациональность информации,
представляющую из себя полную систему
для достижения конкретной общественной
цели.
Психические состояния и психические свойства.
По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности. Нас в первую очередь интересует взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что, на наш взгляд, неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления тех или иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов).
Согласно В. Далю состояние понимается как положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета. Исходя из этого, а также из положения В.А. Ганзена о том, что человек, в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, мы определяем ПС как временной срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторых ученых говорить о том ил ином состоянии, когда некоторая совокупность особенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью, реактивностью.
Примером такого подхода может служить следующее: психическое состояние личности характеризуется единством его динамичных и инвариантных характеристик. Сохраняя некоторую однородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода, т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределах этих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит из одной фазы в другую.
На
необходимость привлечения
Перов А.К. считает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. О том, что фазовые состояния могут маскировать и демаскировать тип нервной системы, писал Распопов П.П.
О
влиянии отрицательных
Имеются также экспериментальные данные о связи ПС и свойств.
Известно также о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии; о проявлении симптомокомплексов черт личности и ПС в экстремальных условиях. Доказана зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения. О влиянии на формирование ПС со стороны свойств показал Б.Д. Лысков на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом.
Не будучи приобретенными, врожденные свойства также находят свое проявление в ПС, могут ими компенсироваться, либо развиваться. Есть данные о связи агрессивности с наличием лишней Y-хромосомы и гипогликемией, а также уровнем тестостерона и гиповитаминозом А и С.