Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:24, реферат
В связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запе-чатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализую-щихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).
Введение
1. Память 4
2. Закономерности памяти 4
3. Виды памяти и их особенности 6
4. Механизм памяти 8
5. Расстройства памяти 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
7
ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. Долговременная память подразделяется на:
а) генетическую память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
б) наследственную
память - память ближайших родственников.
Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение - мы "запоминаем" глазами или, скажем, носом.
Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.
Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25-35%, а через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.
Но
если информация сохранилась (на нее
обратили внимание), то она попадает
в кратковременную память. Кратковременную
память часто называют еще оперативной,
или рабочей, потому что она нужна
нам для выполнения определенных
операций в процессе какой-то деятельности.
Например, при чтении предложения в этом
тексте в кратковременную память отправляются
значения отдельных букв или предыдущих
слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего
предложения. Информация в кратковременной
памяти
8
долго не задерживается: либо она сразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.
Для кратковременной памяти верен закон "7 ± 2": в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов.
Например, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них.
Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающие объем "7 ± 2"? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, "опорная" мысль, то мы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частей будет подчинено закону "7 ± 2". Таким образом происходит укрупнение единиц информации.
Однако заучивать материал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а еще лучше - навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации.
Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является эффективным. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим.
Для того чтобы запомнить материал, нужно:
1) понять его;
2) установить логику изложения или событий;
3) соответственно
разбить материал на
Информация,
которая перешла в
9
Исследователи
установили, что в обычных условиях
человек может запомнить 8 десятичных
знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту,
4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически
не бывает. По мнению специалистов, обычно
бывает достаточно запомнить не более
4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных
цифр. Но объем памяти уменьшается, если
альтернатива увеличивается. Так, например,
объем памяти на различные предметы и
цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы
- 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
Память - не только одна из самых уникальных способностей человека, но и одна из самых уязвимых, поэтому весьма распространены ее нарушения разного рода. Ларошфуко отмечал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум». Типичные ее расстройства наглядно демонстрируют зависимость памяти от всего комплекса личностных особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять ее как психологический феномен.
Индивидуальные параметры памяти различны, поэтому понятие «нормальная память» расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это «помните». В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.
Нарушение эмоционального равновесия, чувство неуверенности и тревожности задают тематическую направленность такой гиперфункции, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»).
Гораздо
чаще встречается ослабление функций
памяти, частичная утрата способности
сохранять или воспроизводить имеющуюся
информацию. К самым ранним проявлениям
этого относится ослабление избирательной
репродукции, затруднения в воспроизведении
необходимого в данный момент материала
(дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем
ослабление памяти может принять форму
прогрессирующей амнезии. Ее причины:
10
алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.
При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются и информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.
Быстрее
всего люди утрачивают память, связанную
с правилами сложных
Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в следующем: человек забывает о том, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.
Достаточно часто случаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.
Если
при полноценном
Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляций) и искажений памяти. Обусловлены они сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях невозможно. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом — большая редкость.
Искажения
памяти часто связаны с ослаблением
способности различать свое и
чужое, то, что человек переживал в действительности,
и то, о чем он слышал или читал. При многократном
повторении таких воспоминаний они полностью
персонифицируются, т. е. человек совершенно
естественно и органично считает своими
чужие мысли, идеи, которые он иногда сам
и отвергал, вспоминает о деталях событий,
в которых никогда не уча-
11
ствовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.
Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственная обнаруженная закономерность имеет самый общий характер: чем обширнее такие повреждения, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании ее локализованного центра. Ряд психологов утверждают, что органом памяти следует считать весь мозг.
При
прямом воздействии на некоторые
участки мозга в сознании могут
всплывать сложные цепи воспоминаний:
человек вдруг вспоминает то, что
давно забыл, и прекрасно помнит
«забытое» после операции. Был
найден если не центр памяти, то во всяком
случае участок, регулирующий перевод
данных из кратковременной памяти в
долговременную, без чего запоминание
вновь поступившей информации невозможно.
Этот центр называется гиппокампом,
и расположен он в височной доле мозга.
После двустороннего удаления гиппокампа
больные сохраняли память о том, что было
до операции, но запоминания новых данных
не наблюдалось.
12
Заключение
Исходя
из вышеизложенного и
Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.
Таким
образом, целенаправленное действие являются
продуктивным в непроизвольном запоминании.
При такой структуре деятельности складываются
наиболее благоприятные условия для образования
и закрепления нервных связей.
13
Список
используемой литературы:
14
Информация о работе Память. Закономерности памяти. Расстройства памяти