Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:24, реферат
В связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запе-чатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализую-щихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).
Введение
1. Память 4
2. Закономерности памяти 4
3. Виды памяти и их особенности 6
4. Механизм памяти 8
5. Расстройства памяти 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Факультет
Менеджмента
Кафедра
гуманитарных и социальных
наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология и педагогика»
Тема:
«Память. Закономерности
памяти. Расстройства
памяти.»
Санкт-Петербург
2011
г.
Оглавление:
Введение
3
4. Механизм памяти
8
5. Расстройства
памяти 10
Заключение13
Список используемой
литературы14
Введение
Человеческая память – уникальное явление. Ее изучение началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.
Наконец,
в связи с развитием
В
данном реферате мы рассмотрим понятие
память, ее закономерности и расстройства.
3
Память (в психологии) - сохранение индивидом результатов его взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать эти результаты в последующей деятельности, перерабатывать их и объединять в системы; совокупность психических моделей действительности, построенных данным индивидом. Биологические механизмы памяти являются сейчас предметом интенсивных научных исследований, включая исследования в области генетики, биохимии, кибернетики и т. д. Память связана с мышлением и производными от него формами деятельности, как продукт с процессом. Содержание элементарной неречевой памяти составляют психические модели действительности, складывающиеся при непосредственных отношениях индивида и среды. Их образование зависит от смежности воздействий объектов во времени и от рода потребности, определяющей характер взаимодействия. В высшей, речевой памяти, надстраивающейся над элементарной, закрепляются модели объективных отношений вещей. Благодаря речи человек способен воспроизводить образования этой формы памяти без непосредственного воздействия моделируемых объектов, под влиянием осознанной цели, что и приводит в конечном счете к подчинению памяти объективной логике вещей - смысловому запоминанию и воспроизведению.1
Таким
образом, память – это сложный психический
процесс, состоящий из нескольких частных
процессов, связанных друг с другом. Память
необходима человеку. Она позволяет ему
накапливать, сохранять и впоследствии
использовать личный жизненный опыт. Человеческая
память - это не просто какая-то единая
функция. В ней участвует много различных
процессов.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Образы
предметов или процессов
Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения — это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают три рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.
Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
5
Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:
Существуют
и другие классификации видов
памяти:
6
тины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.
Информация о работе Память. Закономерности памяти. Расстройства памяти