Память. Закономерности памяти. Расстройства памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

В связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запе-чатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализую-щихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Оглавление

Введение
1. Память 4
2. Закономерности памяти 4
3. Виды памяти и их особенности 6
4. Механизм памяти 8
5. Расстройства памяти 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ психология.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

Факультет Менеджмента 

Кафедра гуманитарных и социальных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: «Психология и педагогика»

Тема: «Память. Закономерности памяти. Расстройства памяти.» 
 
 
 
 

                                         Выполнил  студент:

                                         Форма обучения: заочная

                                         ГруппаПроверил:  
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 г. 
 
 
 
 
 
 

Оглавление: 
 

    Введение 3 

  1. Память 4
  1. Закономерности  памяти 4
 
  1. Виды памяти и их особенности 6
 

 4. Механизм памяти 8 

 5. Расстройства памяти 10 

 Заключение13 

 Список используемой литературы14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Человеческая  память – уникальное явление. Ее изучение началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

     Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в  виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

     Две тысячи лет спустя французский философ  и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием.  Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи  с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

     Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

     В данном реферате мы рассмотрим понятие  память, ее закономерности и расстройства. 
 
 
 
 
 
 

     3

  1. Память
 

     Память (в психологии) - сохранение индивидом  результатов его взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать эти результаты в  последующей деятельности, перерабатывать их и объединять в системы; совокупность психических моделей действительности, построенных данным индивидом. Биологические механизмы памяти являются сейчас предметом интенсивных научных исследований, включая исследования в области генетики, биохимии, кибернетики и т. д. Память связана с мышлением и производными от него формами деятельности, как продукт с процессом. Содержание элементарной неречевой памяти составляют психические модели действительности, складывающиеся при непосредственных отношениях индивида и среды. Их образование зависит от смежности воздействий объектов во времени и от рода потребности, определяющей характер взаимодействия. В высшей, речевой памяти, надстраивающейся над элементарной, закрепляются модели объективных отношений вещей. Благодаря речи человек способен воспроизводить образования этой формы памяти без непосредственного воздействия моделируемых объектов, под влиянием осознанной цели, что и приводит в конечном счете к подчинению памяти объективной логике вещей - смысловому запоминанию и воспроизведению.1

     Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. 

  1. Закономерности  памяти
 

     Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и будущим и  является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Образы  предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

     Представления памяти являются воспроизведением, более  или менее точным, предметов или  явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления  воображения — это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления.

     В основе памяти лежат ассоциации, или  связи. Предметы или явления, связанные  в действительности, связываются  и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с  ним; запомнить что-то — значит связать  то, что требуется запомнить, с  чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

     С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают три рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

  • Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.
  • Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.
  • Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

     Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — ассоциации по смыслу; в них  связываются два явления, которые  и в действительности постоянно  связаны: часть и целое, род и  вид, причина и следствие. Эти  связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

     Для образования временной связи  требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

     Более важным условием для образования  ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

     Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

  • Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
 

    5

  • Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
  • Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
 
  1. Виды  памяти и их особенности
 

     Традиционно психологи, которые первыми стали  экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, которая представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти;
  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
  • словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
  • эмоциональную память, ответственную за переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок;
  • непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой-либо цели запомнить это и воспроизвести;
  • произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

    Существуют  и другие классификации видов  памяти:  

    6

  • Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной кар-

    тины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки  полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

  • Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
  • Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
  • Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
  • Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает

Информация о работе Память. Закономерности памяти. Расстройства памяти