Память как неотъемлемая сторона познавательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Цель данной работы исследовать сущность памяти, рассмотреть понятие и классификацию видов памяти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....…3
1. Сущность категории «память» и ее структура………………….…………..4
2. Виды памяти………...…………………………………………………………8
3. Практическое задание………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Б) По характеру психической активности в структуру памяти входят:

  • Двигательная память. Она  представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти
  • Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Особенности этой памяти — в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем — пяти годам. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое»).
  • Образная память. Бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. Роль осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
  • Словесно-логическая память - это память на мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память присутствует только у человека (в отличие от эмоциональной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

 

В) В зависимости от целей деятельности.

  • Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
  • Произвольная память - ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

   Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения. Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и других мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

     Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти («быстро запоминает, плохо хранит», «медленно запоминает, быстро теряет»).

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

 

Вид памяти, обеспечивающий наилучшее сохранение полученной информации:

                  а) кратковременная память;

                  б) оперативная память;

                  в) долговременная память;

                  г) эмоциональная память.

 

Я считаю, что правильный ответ: долговременная память. Долговременная память сохраняет информацию, которая имеет смысл, сохраненная информация может храниться неограниченное количество времени и в отличии от других видов памяти . Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Именно такой вид памяти как долговременная позволяет человеку в нужный момент вспомнить ту информацию, которую он когда-то получил и даёт возможность воспользоваться ею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных 
процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она 
позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать жизненный личный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

     Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов Р.С. Общая психология: учебник./ М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. / СПб: Питер, 2001
  3. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М: Педагогика, 1999
  4. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. / Под общ. Ред.

В.Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Память как неотъемлемая сторона познавательной активности