Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:05, контрольная работа
Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Цель данной работы исследовать сущность памяти, рассмотреть понятие и классификацию видов памяти.
Введение…………………………………………………………………………....…3
1. Сущность категории «память» и ее структура………………….…………..4
2. Виды памяти………...…………………………………………………………8
3. Практическое задание………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………………………………15
Федеральное государственное
образовательное бюджетное высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет) Архангельский филиал Финуниверситета | ||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»
Вариант № 11
студента |
Нахаловой Екатерины Сергеевны |
Номер личного дела |
100.01/120544 |
Специальность/направление |
Финансы и кредит |
Курс |
На базе СПО |
Группа |
62 поток |
Форма обучения |
сокращенная подготовка на базе СПО |
Руководитель |
К.ф.н. Шубина П.В. |
Архангельск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний.
Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые усваивает человек в виде знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.
Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания.
Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Цель данной работы исследовать сущность памяти, рассмотреть понятие и классификацию видов памяти.
Память – интегральная следовая форма отражения. Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности.
Рассмотрим более подробно мнем
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Первоначально запоминание совершается непреднамеренно в процессе деятельности, которая ставит себе иные цели и задачи. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание.
Непроизвольное - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания.
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. Произвольное запоминание осуществляется двумя способами-механическим и осмысленным.
Механическое
запоминание — это запоминание без
осознания логической связи между различными
частями воспринимаемого материала
Осмысленное запоминание
непосредственно связано с процессами
мышления, оно опирается на понимание
содержания материала, на осознание тех
логических связей, которые существуют
между его частями.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно. Даже будучи в свое время логически осмысленными, но затем более не применяемыми, знания быстро сотрутся из памяти
Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного, происходит реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Как и запоминание,
воспроизведение может быть
Непроизвольное воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей.
Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий
Формы воспроизведения:
-Узнавание - это форма воспроизведения, возникающая при повторном восприятии и опознании каких-либо объектов или информативных содержаний уже известных по прошлому опыту.
-Воспоминание - это форма воспроизведения из долговременной памяти информации (чаще всего образов прошлого, жизненных событий), которая локализируется во времени и пространстве.
-Припоминание - целенаправленное и произвольное извлечение из долговременной памяти необходимого информационного содержания.
-Реминисценция - это отсроченная по времени актуализация информации, которая не была воспроизведена в момент запроса или постановки мнемической задачи.
-Эйдетизм - (более известен как фотографическая память) зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Забывание - активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала, потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Процесс забывания неизбежно присущ человеческой памяти. Часть информации забывается за ненужностью. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта.
Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями.
Рассмотренные основные виды, характеризующие мнемическую активность, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения, а в реальной жизни человека неотделимы друг от друга. В конечном счете, это единый мнемический процесс. Нельзя говорить о запоминании, не принимая во внимание сохранение того, что запомнилось, и вместе с тем забывание того, что является второстепенным. Невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели изучения и обучения.
Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.
Генетическая (наследственная) включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Промежуточным между генетической и прижизненной памятью является запечатлевание (импринтинг).
Запечатлевание – это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. Запечатлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, показанным в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении. При импринтинге объект, показанный первым, имеет большее значение. Здесь главное – не новизна раздражителя, а его первенство. Итак, легко заметить, что запечатлевание как форма прижизненной памяти очень близка к наследственной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимому характеру своих проявлений.
Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям:
А) По времени сохранения материала:
Информация о работе Память как неотъемлемая сторона познавательной активности