Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 02:29, курсовая работа
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее, настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Память: основные черты и индивидуальные различия…………………...…4
1.1 Основные черты памяти……………………………………………....4
1.2 Индивидуальные различия памяти…………………………………...5
2.Процессы памяти……………………………………………………………....5
2.1 Запоминание…………………………………………………………...6
2.2 Сохранение и забывание………………………………………………6
2.3 Узнавание и воспроизведение…………………………………….......7
3.Виды памяти…………………………………………………………………....8
3.1 Двигательная память…………………………………………………...9
3.2 Эмоциональная память………………………………………………...9
3.3 Образная память………………………………………………………10
3.4 Словесно-логическая память…………………………………………10
3.5 Непроизвольная память………………………………………………10
3.6 Произвольная память…………………………………………………11
3.7 Долговременная память………………………………………………11
3.8 Кратковременная память……………………………………………..12
3.9 Оперативная память…………………………………………………..12
4.Продуктивность запоминания в целом и по частям………………………..13
5.Законы памяти………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы.…………………………….………….....18
3.3
Образная память
Образная память - это память на представления, на картины природы в жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например у слепых, глухих и т. д.
3.4
Словесно-логическая память
Содержанием
«словесно-логической памяти» являются
наши мысли. Словесно-логическая память
специфически человеческая память в отличие
от двигательной, эмоциональной и образной,
которые в своих простейших формах свойственны
и животным. Опираясь на развитие других
видов памяти, словесно-логическая память
становится ведущей по отношению к ним,
и от ее развития зависит развитие всех
других видов памяти. Словесно-логической
памяти принадлежит ведущая роль в усвоении
знаний учащимися в процессе обучения.
3.5
Непроизвольная память
Непроизвольная
память означает запоминание и воспроизведение
автоматически, без всяких усилий. В этом
случае запоминание происходит без всяких
специально прилагаемых усилий.
3.6
Произвольная память
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.
Непроизвольная
и произвольная память представляют собой
две последовательные ступени развития
памяти. Каждый по своему опыту знает,
какое огромное место в нашей жизни занимает
непроизвольная память непроизвольная
память, на основе которой без специальных
намерений и усилий формируется основная
по объему. И по жизненному значению часть
нашего опыта.
3.7
Долговременная память
Долговременная память ( то что удерживается более 30 минут) - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока. - Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
3.8
Кратковременная память
Кратковременная
память - хранение информации в течении
короткого промежутка времени: в среднем
около 20 с. Этот вид запоминания может
происходить после однократного или очень
краткого восприятия. Эта память также
работает без сознательного усилия для
запоминания, но с установкой на будущее
воспроизведение. В памяти сохраняются
самые существенные элементы воспринятого
образа. Кратковременная память «включается»
когда действует, так называемое, актуальное
сознание человека (т.е. то, что осознается
человеком и как-то соотносится с его актуальными
интересами и потребностями) - Информация
вводится в кратковременную память с помощью
обращения внимания на нее. Объем кратковременной
памяти очень индивидуален, и существуют
разработанные формулы и методы для ее
измерения. В связи с этим необходимо сказать
о такой ее особенности как свойство замещения.
Когда индивидуальный объем памяти переполняется,
новая информация частично замещает хранящуюся
там, а старая информация часто безвозвратно
исчезает. На самом деле, данная память
играет важнейшую роль. Именно благодаря
ей человек перерабатывает громадный
объем информации, сразу отсеивается не
нужная и остается то, что потенциально
полезно. Кратковременная память организовывает
мышление человека, так как мышление «черпает»
информацию и факты именно из кратковременной
и оперативной памяти.
3.9
Оперативная память
Оперативная
память - память рассчитана на сохранение
информации в течении определенного, заранее
заданного срока. Срок хранения информации
колеблется от нескольких секунд до нескольких
дней. После решения поставленной задачи
информация может исчезнуть из оперативной
памяти. Хорошим примером может быть информация,
которую пытается вложить в себя студент
на время экзамена: четко заданы временные
рамки и задача. После сдачи экзамена -
снова наблюдается полная "амнезия"
по данному вопросу. Этот вид память является
как бы переходным, от кратковременной
к долговременной, так как включает в себя
элементы и той и другой памяти.
4.
Продуктивность запоминания в целом и
по частям.
В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например, стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается 1--2 раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.
Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М.Н.Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей сосредоточенности внимания, отсюда и большая ее продуктивность. В опытах М.Н.Шардакова учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом -- 14, а при заучивании по частям -- 16 повторений.
Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком.
Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Существует различие в запоминании описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже -- общественно-исторические тексты; в старших классах это различие почти отсутствует.
Одним
из условий успешного запоминания является
также систематизация материала. Приведенный
в систему, он легче запоминается и дольше
хранится в памяти. Исследования А.А.Смирнова
и Л.В.Занкова выявили значительное преимущество
в запоминании сгруппированного текста
перед несгруппированным. Систематизация
может протекать в разных направлениях:
путем объединения объектов запоминания
по одному какому-либо признаку, например,
распределение предметов по группам в
зависимости от цвета, величины и формы
и пр.; путем объединения материала (например,
по истории) в хронологическом следовании
событий и путем систематизации его в
соответствии с предложенной учителем
схемой, например, при обобщенной характеристике
географических зон и т.п.
5.
Законы памяти.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы которые он вывел:
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»).
7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
10.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
13.Любое
новое впечатление, полученное человеком,
не остается в его памяти изолированным.
Будучи запомнившимся в одном виде, оно
со временем может несколько измениться,
вступив в ассоциативную связь с другими
впечатлениями, оказав на них влияние
и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Заключение.
И так: память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности--на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) -- на кратковременную, долговременную и оперативную.
Память включает в себя следующие процессы: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
Список использованной литературы
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр.
6. Макселон Ю., Психология. М.: Просвящение, 1998г.- 125стр.
7. Материалы сайта Самарского областного общества психологов - http://psy.samara.ru
8. Немов Р.С., Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. - 184стр.
9. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996г - 73стр.
10. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г - 423стр.
11. Ясперс Карл, Общая психопатология,
М.: Практика 1997г. - 218стр.