Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа
В данной работе я бы хотела осветить процесс прохождения мною учебно-ознакомительной практики, задачи, которые были поставлены мне, а также достигнутые результаты.
Практику я проходила в МДОУ ДС № 363. В данном образовательном учреждении с детьми работают 15 педагогов и 2 медицинских работника. Детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.
Функционирует:
-одна группа раннего возраста,
-4 группы дошкольного возраста.
В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает диагностика.
Задача психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям. В течение всего учебного года психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейропсихологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Или например развелись родители , как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик.
Отдельный
вид диагностики, которую
Также очень хорошей формой знакомства с особенностями того или иного ребенка являются развивающие занятия. Все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем. Занятия нацелены на передачу психологом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. В процессе моей практики я поняла содержание знаний, передаваемых на занятиях, показывало, что, они подстраивают ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе. Часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы творческой деятельности. Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия и активно принимают в них участия, тем самым раскрываясь с разных сторон своей личности.
Хотелось бы остановиться на простой методике определения эмоционального самочувствия ребенка, так как это знание очень помогает при практической работе с ребенком.
Важным аспектом в изучении личности ребенка является представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в детском саду.
Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду проходит в два этапа и начинается с наблюдений за поведением детей в группе.
1.На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки.
Примерные характеристики детей с положительным эмоциональным тонусом:
-возбужден
-подвижен (бегает, прыгает)
-движения хаотичные, иногда судорожные
-с трудом успокаивается
-любит громко разговаривать
-часто кричит
-выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию
-часто меняет замысел игры
-мешает другим детям во время игры, другой деятельности
-легко отвлекается
-проявляет забывчивость
-постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу
-проявляет интерес к разговорам взрослых
Примерные характеристики детей с отрицательным эмоциональным тонусом:
-пассивен, апатичен
-малоподвижен
-с трудом успокаивается
-часто расстраивается, плачет по незначительному поводу
-капризничает
-избегает контактировать со сверстниками и взрослыми
-не интересуется деятельностью других детей и взрослых
-иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых
-лжет из боязни
-проявляет большую
тревожность при расставании с мамой
На основе наблюдений
за детьми и бесед с педагогами
складываются представления об эмоциональном
равновесии в группе. Картина общего
эмоционального равновесия в группе
детского сада обычно зависит от количества
детей, поведение которых отвечает
вышеперечисленным
На втором этапе необходимо провести индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы:
-Ты любишь ходить в детский сад?
-Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
-Вы дружите в группе?
-Вы часто ссоритесь?
-Тебе хорошо сегодня в группе?
То есть отслеживая
эмоциональное самочувствие группы, а
также отдельных детей с помощью просто
наблюдения можно легко определить комфортные
ли условия складываются в группе для
развития детей, где необходимо заострить
внимание, а где и полностью пересмотреть
линию воспитания в семье либо в детском
саду.
Заключение.
В этой работе я
отразила всего лишь малую часть
того, с чем мне пришлось столкнуться
на практике. Рассказала какие виды
деятельности используют психологи
в детском саду, для того чтобы
ребенок развивался в соответствии
с возрастом, чтобы ребенок рос
полноценной личностью, т.к. научно
доказано, что личность ребенка очень
сильно формируется к пяти годам.
Поэтому неправильное отношение
к ребенку в данном возрасте может
дать весьма плачевные результаты в
зрелом возрасте. Ребенок не сможет
привыкнуть к изменившимся условиям,
например к школе, не сможет полностью
социализироваться. В процессе прохождения
практике я поняла, что детский
психолог очень важная профессия, и
в настоящее время
- Детский психолог наряду с родителями принимает в жизни ребенка главную роль в столь важном для формирования личности возрасте
-Детский психолог
порой находится с ребенком
более длительное время, чем
родители, то есть большая вероятность,
что он определит начальную
точку «искаженного»
-Детский психолог,
будучи наделен специальными
психологическими знаниями
-Детский психолог
может определить корень
К сожалению, решить
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться
проблемы, а сделать все, чтобы
ее избежать. Поэтому взаимодействие
с психологом лучше начинать
с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного
возраста, каждый ребенок попадает
под пристальное внимание педагога-психолога,
который сопровождает процесс адаптации
ребенка к детскому саду. Находясь
в группе, психолог выделяет детей
со сложной адаптацией, наблюдает
за особенностями его нервно-
Работа психолога
в детском саду очень сложна так
как речь идет о формирование человека
и при этом очень интересна, так
как все дети разные и помогая им
развиваться ты развиваешься сам.
Список используемой литературы:
1. ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
2. Избранные психологические исследования. Выготский Л.С.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее
образование; МГППУ, 2006..