Ознакомительная пактика в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я бы хотела осветить процесс прохождения мною учебно-ознакомительной практики, задачи, которые были поставлены мне, а также достигнутые результаты.
Практику я проходила в МДОУ ДС № 363. В данном образовательном учреждении с детьми работают 15 педагогов и 2 медицинских работника. Детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.
Функционирует:
-одна группа раннего возраста,
-4 группы дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

В обязанности  детского психолога входит также  выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает диагностика.

Задача психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям. В течение всего учебного года психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейропсихологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, проводятся и «ситуативные»  исследования. Например, появились  у ребенка страхи. Психолог с помощью  специальных тестов может выявить  причину. Или например  развелись родители , как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик.

 Отдельный  вид диагностики, которую проводит  педагог-психолог, - это комплексная  оценка готовности ребенка к  школе. Родители обязательно во  всех подробностях должны вникнуть  в его результаты. В первую  очередь, чтобы помочь своему  ребенку. Если он будет не  совсем готов к школе, то  психолог должен подсказать, на что именно нужно будет обратить внимание. А если все было в норме, но в первом классе у него вдруг возникнут проблемы, то на основании диагностической карты с подписью психолога учитель должен найти к ребенку подход и решить проблемы маленького ученика. 
 

Также очень  хорошей формой знакомства с особенностями  того или иного ребенка являются развивающие занятия. Все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем. Занятия  нацелены на передачу психологом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. В процессе моей практики я поняла содержание знаний, передаваемых на занятиях, показывало, что, они подстраивают ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе. Часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы творческой деятельности. Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия и активно принимают в них участия, тем самым раскрываясь с разных сторон своей личности.

Хотелось бы остановиться на простой методике определения  эмоционального самочувствия ребенка, так как это знание очень помогает при практической работе с ребенком.

Важным аспектом в изучении личности ребенка является представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в детском саду.

Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском  саду проходит в два этапа и  начинается с наблюдений за поведением детей в группе.

1.На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки.

Примерные характеристики детей  с положительным эмоциональным тонусом:

-возбужден

-подвижен (бегает, прыгает)

-движения хаотичные, иногда судорожные

-с трудом успокаивается

-любит громко разговаривать

-часто кричит

-выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию

-часто меняет замысел игры

-мешает другим детям во время игры, другой деятельности

-легко отвлекается

-проявляет забывчивость

-постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу

 -проявляет интерес к разговорам взрослых

Примерные характеристики детей  с отрицательным эмоциональным тонусом:

-пассивен, апатичен

-малоподвижен

-с трудом успокаивается

-часто расстраивается, плачет по незначительному поводу

-капризничает

-избегает контактировать со сверстниками и взрослыми

-не интересуется деятельностью других детей и взрослых

-иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых

-лжет из боязни

-проявляет большую тревожность при расставании с мамой 

На основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами складываются представления об эмоциональном  равновесии в группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам.

На втором этапе  необходимо провести индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы:

-Ты любишь ходить в детский сад?

-Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?

-Вы дружите в группе?

-Вы часто ссоритесь?

-Тебе хорошо сегодня в группе?

То есть отслеживая эмоциональное самочувствие группы, а также отдельных детей с помощью просто наблюдения можно легко определить комфортные ли условия складываются в группе для развития детей, где необходимо заострить внимание, а где и полностью пересмотреть линию воспитания в семье либо в детском саду. 
 
 
 
 

Заключение.

В этой работе я  отразила всего лишь малую часть  того, с чем мне пришлось столкнуться  на практике. Рассказала какие виды деятельности используют психологи  в детском саду, для того чтобы  ребенок развивался в соответствии с возрастом, чтобы ребенок рос  полноценной личностью, т.к. научно доказано, что личность ребенка очень  сильно формируется к пяти годам. Поэтому неправильное отношение  к ребенку в данном возрасте может  дать весьма плачевные результаты в  зрелом возрасте. Ребенок не сможет привыкнуть к изменившимся условиям, например к школе, не сможет полностью  социализироваться.  В процессе прохождения  практике я поняла, что детский  психолог очень важная профессия, и  в настоящее время недооцененная  ни государством, ни обществом. А важна  это профессия следующим:

- Детский психолог наряду с родителями принимает в жизни ребенка главную роль в столь важном для формирования личности возрасте

-Детский психолог  порой находится с ребенком  более длительное время, чем  родители, то есть большая вероятность,  что он определит начальную  точку «искаженного» воспитания  гораздо раньше родителей и  примет меры

-Детский психолог, будучи наделен специальными  психологическими знаниями может  полнее рассмотреть личность  ребенка и выявить разрушающие  тенденции в его поведении

-Детский психолог  может определить корень проблемы, а не «выбивать зло ремнем»,  как родители

              К сожалению, решить психологические  проблемы детей только в условиях  детского сада, на занятиях с  психологом, является недостаточным. 

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая  появится в развитии ребенка, очень  скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

               Как известно, лучше не дожидаться  проблемы, а  сделать все, чтобы  ее избежать. Поэтому взаимодействие  с психологом лучше начинать  с самого раннего возраста.  

Начиная с ясельного  возраста, каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации  ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей  со сложной адаптацией, наблюдает  за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические  занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой  гимнастики, логоритмической гимнастики.

Работа психолога  в детском саду очень сложна так  как речь идет о формирование человека и при этом очень интересна, так  как все дети разные и помогая им развиваться ты развиваешься сам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

2. Избранные психологические исследования. Выготский Л.С.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ознакомительная пактика в детском саду