Ознакомительная пактика в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я бы хотела осветить процесс прохождения мною учебно-ознакомительной практики, задачи, которые были поставлены мне, а также достигнутые результаты.
Практику я проходила в МДОУ ДС № 363. В данном образовательном учреждении с детьми работают 15 педагогов и 2 медицинских работника. Детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.
Функционирует:
-одна группа раннего возраста,
-4 группы дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

Введение

В данной работе я бы хотела осветить процесс прохождения  мною учебно-ознакомительной практики, задачи, которые были поставлены мне, а также достигнутые результаты.

Практику я  проходила в МДОУ ДС № 363. В данном образовательном учреждении с детьми работают 15 педагогов и 2 медицинских работника. Детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.

 Функционирует:

-одна группа раннего возраста,

-4 группы дошкольного возраста.

Детский сад  решает вопросы:

-охраны жизни,

-укрепления физического и психического здоровья детей с туберкулезной интоксикацией,

-обеспечения социальной защиты, взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

-проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.

 Стоит заметить, что внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Задачи детского практического психолога можно свести к двум общим, которые включают в себя все остальные, это:

    - реализация в работе с детьми возможности развития каждого возраста,

    -развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения подопечных

От психолога  требуется создать благоприятный  для развития ребенка климат в  детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую  помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

В дальнейшем речь пойдет о деятельности детского психолога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В процессе практики я столкнулась и приняла участие  в следующих видах деятельности детского психолога:

-психологическая  профилактика

-психологическое  консультирование

-психологическая  диагностика

Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас развита не достаточно хорошо, в связи с нехваткой работников и соответственно времени у действующих работников. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду  психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях с другими детьми. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психологической профилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа. Самое главное – дать возможность всем до единого ребенка попробовать себя в различных видах творчества ( лепка, рисование, игра в песочнице, построение геометрических фигур и т.д.)  а также в процессе развивающих игр с детьми активно проявлять себя для определения и развития интересов ребенка, склонностей, способностей.

Психологическая профилактика понравилась мне тем, что в данной деятельности психолог свободен в выборе путей осуществления  своих задач, все зависит от того, насколько у него развито воображение, главное чтоб это вело к положительному результату в виде укрепления личностного  роста ребенка. Но и тут есть свой нюанс – за результаты такой работы психолог ответственен перед родителями, но и прежде всего перед собой.

Следующий вид  деятельности практического психолога  это – психологическое консультирование.

Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается  на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается  только то, что имеет отношение  к решению главной задачи психологической  службы образования - максимально содействовать  психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Родители же часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».

Консультация  детского психолога может быть ориентирована  как на оказание помощи непосредственно  самому ребенку, так и его родителям, причем, чаще всего, в рамках проведения семейной консультации.

Консультация  детского психолога необходима, если возникают:

-трудности в понимании и общении с ребенком;

-нарушения поведения ребенка;

-проблемы непослушания: для получения рекомендаций по эффективному воспитанию;

-сложности в ситуациях развода родителей (необходимы рекомендации по вариантам поведения с ребенком во время развода и после);

-трудности в адаптации к коллективу;

-кризисные состояния у детей, психологические травмы;

-ухудшение взаимоотношений в семье.

-нарушения развития (детский аутизм, задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматический стресс (ПТСР) и т.д.), но не с целью коррекции (это направление координируют коррекционные детские психологи), а с целью адаптации ребенка в социуме, поиска вариантов эффективного взаимодействия ребенка и родителей;

-потребность в диагностики познавательных процессов ( внимания, памяти, мышления и т.д.), эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности ребенка;

-потребность в диагностике готовности к обучению в школе;

Основные сигналы  поведения, которые должны насторожить  родителей

-навязчивые страхи;

-повышенная агрессивность;

-повышенная тревожность;

-тоскливое и депрессивное настроение, апатия;

-беспокойный сон;

-капризность и плаксивость;

-замкнутость ребенка;

-если ребенок начинает игнорировать ваши слова, делать «на зло»;

-беспричинные жалобы на здоровье.

-энурез, тики, заикание;

Также любая  ситуация или поведение ребенка, которые вызывают чувство тревоги, могут быть рассмотрены на консультации у детского психолога, поскольку  своевременное обращение к специалисту  может облегчить решение сложной  ситуации, понять истинную причину  возникшей сложности, получить необходимые  рекомендации по эффективному взаимодействию с вашим ребенком и со всей семьей.

Как показывает практика, дошкольное развитие детей  нередко требует внимания детского психолога. Именно детский психолог способен ответить на вопросы родителей: « Почему малыш стал непослушным, почему его развитие идет не так, как у сверстников, почему он так тяжело адаптируется к детскому саду. Обычно это выпускники педагогических университетов, факультетов дошкольной педагогики по специальности «возрастная психология». Их основная задача - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Детский психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

На практике, работая с детьми, общаясь с  ними, начала понимать какие у них отношения в семье, отношение между родителями и осознаешь, что порой мер, принятых детским психологом бывает недостаточно. Кто как не родители способны заметить малейшие изменения состояния своего ребенка и тут же прийти ему на помощь? Чтобы помочь своему малышу часто достаточно родительской любви, ласки и терпения. В данном случае психолог должен донести до родителей необходимость перемен в их семейном кругу, если они хотят воспитать здорового и полноценного ребенка.

 Консультации бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О «плановых» консультациях  родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или  папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения  подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года психолог приглашал родителей  малышей на собрание, посвященное  проблеме адаптации ребенка к  детскому саду. Те взрослые, которые  не нашли возможности прийти, через  некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик  крохи, в связи с нежеланием идти в сад. Также на общих консультациях  родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они  испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям.

Консультации  «по запросу» - любые проблемы, которые  волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Вообще в моей практике при общении с ребенком я старалась не прибегать к  агрессивным мерам воспитания или  повышению голоса, как зачастую практикуют некоторые родители. В спокойной  и дружественной атмосфере ребенок  лучше раскрывается, начинает доверять тебе, ты становишься в его глазах не «злой теткой», а другом, что  ведет пересмотру им своего поведения.

Информация о работе Ознакомительная пактика в детском саду