Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа
В данной работе я бы хотела осветить процесс прохождения мною учебно-ознакомительной практики, задачи, которые были поставлены мне, а также достигнутые результаты.
Практику я проходила в МДОУ ДС № 363. В данном образовательном учреждении с детьми работают 15 педагогов и 2 медицинских работника. Детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.
Функционирует:
-одна группа раннего возраста,
-4 группы дошкольного возраста.
Введение
В данной работе
я бы хотела осветить процесс прохождения
мною учебно-ознакомительной
Практику я проходила в МДОУ ДС № 363. В данном образовательном учреждении с детьми работают 15 педагогов и 2 медицинских работника. Детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.
Функционирует:
-одна группа раннего возраста,
-4 группы дошкольного возраста.
Детский сад решает вопросы:
-охраны жизни,
-укрепления физического и психического здоровья детей с туберкулезной интоксикацией,
-обеспечения социальной защиты, взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
-проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затухающими формами туберкулеза.
Стоит заметить, что внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Задачи детского практического психолога можно свести к двум общим, которые включают в себя все остальные, это:
- реализация в работе с детьми возможности развития каждого возраста,
-развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения подопечных
От психолога
требуется создать
В дальнейшем речь
пойдет о деятельности детского психолога.
В процессе практики
я столкнулась и приняла
-психологическая профилактика
-психологическое консультирование
-психологическая диагностика
Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас развита не достаточно хорошо, в связи с нехваткой работников и соответственно времени у действующих работников. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях с другими детьми. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психологической профилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа. Самое главное – дать возможность всем до единого ребенка попробовать себя в различных видах творчества ( лепка, рисование, игра в песочнице, построение геометрических фигур и т.д.) а также в процессе развивающих игр с детьми активно проявлять себя для определения и развития интересов ребенка, склонностей, способностей.
Психологическая профилактика понравилась мне тем, что в данной деятельности психолог свободен в выборе путей осуществления своих задач, все зависит от того, насколько у него развито воображение, главное чтоб это вело к положительному результату в виде укрепления личностного роста ребенка. Но и тут есть свой нюанс – за результаты такой работы психолог ответственен перед родителями, но и прежде всего перед собой.
Следующий вид
деятельности практического психолога
это – психологическое
Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Родители же часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».
Консультация детского психолога может быть ориентирована как на оказание помощи непосредственно самому ребенку, так и его родителям, причем, чаще всего, в рамках проведения семейной консультации.
Консультация детского психолога необходима, если возникают:
-трудности в понимании и общении с ребенком;
-нарушения поведения ребенка;
-проблемы непослушания: для получения рекомендаций по эффективному воспитанию;
-сложности в ситуациях развода родителей (необходимы рекомендации по вариантам поведения с ребенком во время развода и после);
-трудности в адаптации к коллективу;
-кризисные состояния у детей, психологические травмы;
-ухудшение взаимоотношений в семье.
-нарушения развития (детский аутизм, задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматический стресс (ПТСР) и т.д.), но не с целью коррекции (это направление координируют коррекционные детские психологи), а с целью адаптации ребенка в социуме, поиска вариантов эффективного взаимодействия ребенка и родителей;
-потребность в диагностики познавательных процессов ( внимания, памяти, мышления и т.д.), эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности ребенка;
-потребность в диагностике готовности к обучению в школе;
Основные сигналы поведения, которые должны насторожить родителей
-навязчивые страхи;
-повышенная агрессивность;
-повышенная тревожность;
-тоскливое и депрессивное настроение, апатия;
-беспокойный сон;
-капризность и плаксивость;
-замкнутость ребенка;
-если ребенок начинает игнорировать ваши слова, делать «на зло»;
-беспричинные жалобы на здоровье.
-энурез, тики, заикание;
Также любая
ситуация или поведение ребенка,
которые вызывают чувство тревоги,
могут быть рассмотрены на консультации
у детского психолога, поскольку
своевременное обращение к
Как показывает практика, дошкольное развитие детей нередко требует внимания детского психолога. Именно детский психолог способен ответить на вопросы родителей: « Почему малыш стал непослушным, почему его развитие идет не так, как у сверстников, почему он так тяжело адаптируется к детскому саду. Обычно это выпускники педагогических университетов, факультетов дошкольной педагогики по специальности «возрастная психология». Их основная задача - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Детский психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
На практике, работая с детьми, общаясь с ними, начала понимать какие у них отношения в семье, отношение между родителями и осознаешь, что порой мер, принятых детским психологом бывает недостаточно. Кто как не родители способны заметить малейшие изменения состояния своего ребенка и тут же прийти ему на помощь? Чтобы помочь своему малышу часто достаточно родительской любви, ласки и терпения. В данном случае психолог должен донести до родителей необходимость перемен в их семейном кругу, если они хотят воспитать здорового и полноценного ребенка.
Консультации бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
О «плановых» консультациях
родителей оповещает
Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.
Вообще в моей
практике при общении с ребенком
я старалась не прибегать к
агрессивным мерам воспитания или
повышению голоса, как зачастую практикуют
некоторые родители. В спокойной
и дружественной атмосфере