Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:56, отчет по практике
Подготовка к работе пришкольного лагеря начинается задолго до открытия лагерной смены. Она ведется постоянно. В конце лета проводится анализ работы каждой лагерной смены и летнего периода в целом, отмечаются успехи и недоработки. Исходя из анализа предыдущей смены вырабатывается план работы. Особое внимание следует уделить такому вопросу как составление плана. Составление плана – это дело коллективное и творческое. Учитываются все плюсы и минусы прошлой лагерной смены. Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Если маршрут пролегает
через населенный пункт, шоссе, железнодорожные
пути, будьте предельно внимательны
и объясните воспитанникам, как
надо вести себя в той или иной
ситуации. Возьмите с собой опознавательные
знаки, например яркие флажки, которые
будут сигнализировать
Продумайте, чем вы займете детей во время пребывания за пределами лагеря, возьмите спортивный инвентарь.
После прибытия на территорию лагеря вожатый обязан сообщить начальнику лагеря о возвращении отряда, доложить о проведении мероприятия, возможных инцидентах.
Санитарно-гигиенические
правили и техника
Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей до 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет.
Все кружковые, (секционные, клубные, экскурсионные, игровые, спортивные) занятия, по возможности, следует проводить на воздухе, используя в ненастную погоду тенты, навесы, веранды.
Посещение одним ребенком более 2-х кружков (секций) разного профиля не рекомендуется. В случае посещения ребенком 2-х кружков предпочтительно совмещение спортивного и не спортивного профилей. Кратность посещения занятий не более 2 раз в неделю в одном кружке.
Оптимальная наполняемость
групп при организации
После кружковой деятельности с ограниченной двигательной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, рукоделие и т. п.) необходимо предусматривать активный отдых, физические упражнения, спортивные развлечения на воздухе.
Помещения для кружковой работы и игровые оборудуются столами и стульями с учетом видов деятельности в соответствии с ростовыми данными детей.
Покрытие полов игровых, кружковых, спальных, спортивных помещений для пребывания детей допускается дощатое, паркетное или из линолеума и других материалов, разрешенных к применению в установленном порядке.
Для общего освещения кружковых
помещений рекомендуются
2 Целевые игры.
Целевые игры в основном направлены либо на развитие каких-либо качеств, либо на диагностику, либо и на то и на другое (в зависимости от того, какие цели преследует вожатый).
Таблица 1. Целевые игры.
Название игры |
Цель игры |
Краткое содержание |
Условия проведения |
«Давайте познакомимся» |
Выявить в ходе игры представления детей о проблемах, формах и способах развития личности человека. |
Один из вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз – «Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения решения возникающих проблем. Я не буду спешить и отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!» Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите листок цветной бумаги. Выберете лист с любимым цветом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим булавкой к вашей одежде.
|
1.Объеденитесь в группу по цвету своих визиток. (Группы располагаются под укрепленными в разных местах комнаты цветными листами). Познакомьтесь друг с другом в группе. 2.Расскажите своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей. 3.Придумайте совместно
имя группы и подготовьте 4.Далее следует выступление групп с представлением своих коллективных проектов-визиток. 5.В конце игры дети передают свою «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших в процессе игры, стараются проанализировать причины их возникновения. |
«Киностудия» |
Определение структуры межличностных отношений в группе и выявление лидеров. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми в группе, выявить лидеров и структуру отношений. |
Вожатый объявляет о начале игры «Киностудия» и предлагает всем детям представить следующую ситуацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсуждения качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каждый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместного обсуждения с уже выбранными помощниками. |
1.Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в течении 15-20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную вожатыми. 2.Темы для «Режиссеров»: -подъем; - отбой; - уборка помещения; - посещение бассейна; - отряд в столовой и т. д. 3.Представление детьми своего фильма. 4. после проведения этого
творческого дела вожатый |
«Лидер» |
Выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению. |
Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5-6 человек (способы деления на группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему. Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета(ничего ему не объясняя о назначении цвета): -белый жетон для лидера- -желтый - для лидера-вдохновителя; - красный – для исполнителя; - зеленый – для зрителя. |
Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения – 3 минуты. Задания:
После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лидеров-победителей: «лидер-организатор», «лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях» и «зрителях». |
3. План разработки,
проведения и анализа
«Ассорти талантов».
Цель: способствовать разностороннему развитию творческих способностей у детей. Развить у них творческое мышление, расширить кругозор, общий интеллектуальный уровень.
Краткий план мероприятия.
1) Все делятся на две команды, которые в ходе мероприятия должны зарабатывать баллы. В конце мероприятия ведущий объявляет результат.
2 ) Каждая команда придумывает название. В каждом конкурсе выигравшая команда получает по 1 баллу.
3) 1-й конкурс. «Пойми меня». Необходимо изобразить без слов, при помощи жестов, мимики, поз: а) нашу команду на речке; б) во время обеда в столовой.
4) 2-й конкурс. «Кто кого перепоет». Команды называют песни на тему «Деревья». Выигрывает та команда, которая назовет больше песен.
5) 3-й конкурс. «В мире животных». Выходит по одному человеку от команды. Ведущий загадывает им животное, которое они должны изобразить. А команда должна отгадать.
6) 4-й конкурс. «Сказочные загадки». Командам по очереди загадываются загадки на тему «Сказки», а они их угадывают.
7) 7-й конкурс. «Замок». Команды должны набрать как можно больше кубиков и построить башню за 3 минуты. Побеждает та команда, у которой больше башня.
8) 6-й конкурс. «Конкурс на воображение». Изобразить: обоняние – запах ландыша, нашатырного спирта, чеснока и др.; осязание – гладите кошку, берете в руки лягушку, принимаете холодный душ и т. д.; вкус – шоколада, апельсина, таблеток, соли т. д.
9) Проводится подведение итогов, награждаются победители и активные участники.
В ходе КТД, чтобы самостоятельность детей проявилась в полной мере, были созданы разновозрастные группы под руководством старших школьников. Именно они выполняли роль консультантов. Это надо было сделать обязательно, чтобы авторитет учителя не оказывал давление на учащихся и не снижал желание проявлять самостоятельность, активность, инициативу. На этом этапе учитель наблюдал за учениками, а учащиеся стали активными участниками коллективной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что педагог на данном этапе должен обязательно поменять свою позицию, отказаться от опеки учащихся, постоянных назиданий и руководства. Важно специально создать ситуацию, которая освободила бы младшего школьника от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшеклассники педагогического класса, оказалась результативна в плане создания обстановки свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.
В КТД педагог выступает в роли наблюдателя. Ребята сами придумали, подготовили и провели мероприятие для учащихся 1 класса. Данное КТД направлялось на стимулирование самостоятельности учащихся, воспитание ответственности за порученное дело. Каждый ребенок, выполняя индивидуальное задание, вносил свою лепту в общее дело, тем самым сопереживал и стремился к успешной реализации общей цели.
Активное включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.
1. Педагог должен изменить
свою позицию, отказаться от
мелочной опеки. Для этого
- обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям, инициативность, креативность и др.);
- знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;
- знание психологических особенностей учащихся начальной школы;
- умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых - - событий; стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
- создание ситуации “успеха”;
- освободить учащихся от давления авторитета учителя;
2. КТД должно быть личностно-
Эффективность КТД определяется
не только содержанием, но и формой.
Игровые формы КТД
Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительная работа по поиску эффективных условий, направленных на развитие лидерских качеств младших школьников. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.