Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:40, реферат
Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи. Усвоение языка, других систем символов, приобретение способности оперировать ими освобождает человека от непосредственной чувственной привязанности объектам, делает его научение (обучение, учение, организацию учебной деятельности) возможным в абстрактной, отвлеченной форме. Здесь предпосылкой и основой для эффективного научения становятся самые совершенные высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.
1. Микропериоды младенческого возраста.
2. Понятие научения.
3. Научение в первый год жизни ребенка.
4. Список литературы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №13 ИМЕНИ С.Я.МАРШАКА
Домашняя контрольная работа
по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»
Дата сдачи:
Оценка:
Преподаватель:
Москва
2008
ТЕМА
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАУЧЕНИЯ В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
План
1. Микропериоды младенческого возраста.
2. Понятие научения.
3. Научение в первый год жизни ребенка.
4. Список литературы.
1. Первый год жизни ребенка это период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. За первые 12 месяцев ребенок проходит поистине громадный путь в своем развитии. Столь быстрые качественные изменения в отношении ребенка к миру и в характере его деятельности побуждают к выделению определенных этапов развития внутри первого года жизни. Выделяют три микропериода младенческого возраста:
Первый период – новорожденность – занимает первый месяц жизни ребенка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращенности к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращенная к нему улыбка.
Второй период – от 1 до 6 месяцев. В это время главной и ведущей деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребенка, направленные на предмет.
Третий период занимает вторую половину первого года жизни. В этом возрасте у ребенка формируется и выходит на положение ведущей манипулятивная деятельность с предметами. Главной для ребенка становится ситуативно-деловая форма общения со взрослым.
2. У человека есть особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным. Викарное научение является для человека особенно значимым на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея еще символической функцией, ребенок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путем наблюдения и подражания. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи. Усвоение языка, других систем символов, приобретение способности оперировать ими освобождает человека от непосредственной чувственной привязанности объектам, делает его научение (обучение, учение, организацию учебной деятельности) возможным в абстрактной, отвлеченной форме. Здесь предпосылкой и основой для эффективного научения становятся самые совершенные высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.
3. Основные сферы научения детей в младенческом возрасте это движения, психические процессы, восприятие и память, слух и наглядно-действенное мышление. Развитие движения ребенка необходимо для расширения самостоятельного передвижения в пространстве, для исследования и познания окружающего мира, а также для овладения простыми действиями. Без приобретения соответствующих свойств, невозможно дальнейшее развитие у ребенка человеческих способностей. В первые дни своего существования младенец является одним из самых беспомощных существ и прежде всего, требует физического ухода. Поэтому о физическом воспитании необходимо заботиться в первую очередь.
Для того чтобы речевой слух у младенца оформился как можно скорее, необходимо начиная с двух месяцев как можно больше нужно разговаривать с ребенком во время кормления и выполнения других дел по уходу за ним. Ребенок при этом должен хорошо видеть лицо и руки человека, произносящего слова, так как через мимику и жесты они передают информацию о том, что одновременно обозначается при помощи слов. Произносимые взрослым слова младенец связывает с тем, что сам чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное научение комплексному восприятию речи, формируется способность к различению ее элементов и пониманию. Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, необходимо заботиться о том, чтобы ребенок научился понимать слова, относящиеся к действиям и признакам предметов. Их следует начинать использовать в общении с ребенком примерно с 8-9-месячного возраста, когда он уже научился самостоятельно выполнять элементарные произвольные движения, связанные, например, с изменением позы, хватанием, перемещением предметов, переворачиванием собственного тела, передвижением его частей: рук, ног, головы. Особенное внимание в период формирования речи ребенка следует обратить на развитие движений рук. В лексиконе взрослого человека, общающегося с младенцем, должно быть достаточно слов, обозначающих движения. Это такие слова, как «дай», «возьми», «пой», «брось» и т. п. Успешность усвоения речи значительно возрастает, если наряду с собственным общением со взрослым и во время его ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым самостоятельно исследовать их, внимательно изучать. Главное, что должен приобрести ребенок к концу младшего возраста,- это прямохождение и разнообразные движения. Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие и память ребенка, его двигательная активность достигают такого уровня развития, что он оказывается вполне способным решать в наглядно-действенном плане элементарные задачи. С этого момента наступает пора позаботиться о развитии у ребенка наглядно-действенного мышления. Перед младенцем теперь необходимо чаще ставить разного рода задачи на зрительный и двигательный поиск знакомых и привлекательных предметов. Например, на глазах у ребенка можно спрятать игрушку, на несколько секунд отвлечь его внимание и затем попросить найти спрятанную вещь. Такие вопросы и игры с детьми не только хорошо развивают память, но благотворно влияют на мышление.
Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой. Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов. Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту, при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок. Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах – формы предметов. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около двух - трех месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это – замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. К трех-четырехмесячному возрасту, дети своим поведение отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми. С восьмимесячного возраста до конца первого года жизни ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент рядом находится мать.
Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, т.е. вырабатывают умения и навык, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач. Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием. Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму «устремленного взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы. Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в руке т.п. Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения. Таким образом, научение – это приобретение индивидуального опыта, формирование новых приспособительных реакций.
4. Список литературы:
Информация о работе Особое значение научения в первый год жизни ребенка.