Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

В данной работе речь пойдёт о таком психическом процессе, как память. Будет раскрыто понятие памяти, основные виды и процессы памяти. Основное внимание в содержании будет уделено особенностям развития памяти у детей с задержкой психического развития. Также следует охарактеризовать процесс развития памяти у нормально развивающихся детей и выявить его отличия у детей с задержкой психического развития.

Оглавление

1. Введение……………………………………………....….3
2. Понятие о памяти. Виды памяти………………….…..4-7
3. Особенности развития памяти у детей с ЗПР………8-13
4. Заключение……………………………………….……..14
5. Список использованной литературы…………….....

Файлы: 1 файл

Реферат по ЗПР.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго чело­век хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ, который включает логическое ос­мысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пе­ресказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установ­лении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) — работа­ет образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональ­ная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

        Классификация памяти по продолжительности сохранения материала.

        Большинство психологов при­знает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каж­дом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памя­ти. Ее системы удерживают довольно точные и полные дан­ные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1— 0,5 сек.                              Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная па­мять. Кратковременная память все же поддается сознательной ре­гуляции, может контролироваться человеком. А «непосредствен­ные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психи­ка возможности не имеет. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъяв­ленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную па­мять, но при условии 1—2-кратного повторения. Кратковремен­ная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магичес­кая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза че­ловек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, кар­тинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «кус­ки» были более информационно насыщены за счет группиров­ки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

     Долговременная память обеспечивает длительное сохране­ние информации. Она бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспом­нить нужную информацию);

2)  ДП закрытая (человек в есте­ственных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

     Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

   Промежуточная память обеспечивает сохранение информа­ции в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития памяти у детей с ЗПР.

Память теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие памяти происходит параллельно с развитием человека. Память в раннем детском возрасте - одна из центральных основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребёнка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для ребёнка раннего возраста – значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт. На протяжении детского развития межфункциональные отношения памяти изменяются в противоположную сторону, теперь для ребёнка вспоминать – значит мыслить.                                                                                                                                                                        В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникает задача запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. 2-х – 3-х-летний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное воздействие. Особенностью детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается на наглядно воспринятые отношения предметов.                                                                                                                Первые проявления преднамеренного, произвольного запоминания отмечаются на четвертом-пятом году жизни, это связано с развитием второй сигнальной системы и усилением ее роли в регуляции поведения ребенка.                                                                                                   В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребёнок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдалённым целям, а так же со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием взрослых у ребёнка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причём припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребёнка. Таким образом, память в детском возрасте – одна из основных психических функций.                                                                                                   Выше сказанное является особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным психическим развитием. Можно предположить, что у детей с ЗПР память будет характеризоваться наличием специфических особенностей.                                          Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей. Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. У детей с задержкой психического развития отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации.                                                                                                                                            

Отклонения в познавательной деятельности наиболее отчетливо обнаруживаются именно как снижение памяти. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим выявляют разнообразные нарушения памяти, недоразвитие всех видов запоминания, объем, и точность произвольного запоминания существенно отличается от нормально развивающихся детей. Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции, характерна низкая скорость запоминания, уменьшение объёма памяти, увеличение скорости забывания.                                                                                                                                                            В работе Ю.Г. Демьянова (1968) , изучавшего особенности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития, было установлено, у них наблюдаются отклонения как в области зрительной, так в области слуховой памяти. Основная ошибка этих детей, при воспроизведении материала, замена слов подлинников синонимами, наблюдаются повторы, ребёнок перечисляет то, что запомнил несколько раз, наблюдается привнесение новых слов.                                                                                                                              На первых порах обучения ребёнка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память. Экспериментальное обучение показало, что на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. В обычных условиях обучения целый ряд фактов, понятий, правил, ребёнок запоминает непроизвольно в процессе выполнения заданий, упражнений, требующих известной мыслительной активности. Специальные психологические исследования свидетельствуют о том, что дети с задержкой психического развития овладевают учебным материалом на основе непроизвольного запоминания с гораздо меньшим успехом, чем их нормально развивающиеся сверстники. Одной из существенных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности.                                                         В исследованиях Т.В. Егоровой эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в выявлении оценки продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Данная методика заключалась в следующем: детям предлагалось разложить картинки с изображением предметов на группы, взяв за основу стоящие в начале названий этих предметов буквы, подбирать слова противоположные по смыслу называемым экспериментатором, выбрать из расположенных на столе картинок ту, которая подходит по смыслу к указанной экспериментатором. Во всех случаях ребёнку не говорится о необходимости запомнить материал, с которым он производил те или иные операции. По окончании выполнения задания ребёнок по просьбе экспериментатора должен припомнить материал, служивший объектом его деятельности. Результаты таких опытов показали, что продуктивность непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Главное отличие заключалось не столько в неодинаковой непродуктивности, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с задержкой психического развития самостоятельно почти не предпринимают попыток добиваться более полного припоминания и редко предпринимали для этого вспомогательные приёмы. В тех случаях, когда это всё не происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия.                                          У детей с задержкой психического развития происходят те же новообразования памяти, что и у нормально развивающихся дошкольников, но с отставанием на два - три года. Так если у нормально развивающихся детей саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения к пяти, шести годам уже сформирована, то у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процессов запоминания и в младшем школьном возрасте.

В работе Т.В. Егоровой анализируются многие стороны преднамеренного запоминания у детей с задержкой психического развития. Для разностороннего рассмотрения характеристик произвольной памяти таких детей ею было проведено исследование с использованием нескольких дополнявших друг друга методик с заучиванием. В частности это были задания на опосредованное запоминание, на заучивание небольшого текста, в котором недостаточно выражены причинно-следственные связи между происходившими событиями. В исследованиях анализировались как количественные показатели, так и определение качественных особенностей деятельности испытуемых. По всем изученным параметрам процесса заучивания выявились специфические особенности произвольной памяти детей с задержкой психического развития. Так, в задании на опосредованное запоминание с опорой на картинки дети с задержкой психического развития в большинстве случаев подбирают для запоминания слова, те же картинки что и дети с нормальным развитием. Однако последующее воспроизведение слов на основе отображенных картинок вызывает у них значительные затруднения. Часто они называют совсем не те слова, которые были заданы, а слова придуманные ими самими.                                                                                                  Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию.                                                                                                                                             Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является также ее целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что снижает эффективность запоминания. Сниженная целенаправленность мнемической деятельности отчетливо обнаруживается у детей с ЗПР в случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приемами, повышающими эффективность произвольной слуховой и зрительной памяти. При этом дети с ЗПР видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит соскальзывание с цели.                            Эффективность произвольной зрительной и слуховой памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного и контроля над точностью воспроизведения.                                                                                                                              Таким образом, у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность всех видов памяти. Недостатки произвольной памяти в значительной степени связаны со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. На выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети. Но происходит это не за счет длительности активной деятельности, а из-за неумения организовывать мыслительный процесс и сосредоточивать внимание на выполнении задания. Дети с ЗПР не используют специальные мнестические приемы.                                                                                                                Дети с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников по точности воспроизведения экспериментального материала. При воспроизведении присутствует посторонний материал.                                                                                    Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.                                                                                                  В настоящее время общество находится под давлением большого потока информации, чтобы быть сегодня социально адаптированным, человек должен иметь хорошую память. У детей с ЗПР наблюдаются недостатки в развитии памяти, в частности зрительной - это, зачастую, является главной причиной трудностей, возникающих у них при обучении в школе.                                                                                                                               Изучение зрительной памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности таких детей, а также вопросов её коррекции у детей с ЗПР в процессе обучения, остается одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР.                                                                                                                                                                                      Проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов и др. По мнению Р.С. Немова, память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и мнемическими операциями, этапами запоминания и воспроизведения и т. д. Она может быть описана с помощью пяти основных видов мнемических процессов: запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Обобщение известных в настоящее время представлений о мнемических процессах позволяет характеризовать память как психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению и воспроизведению опыта и информации. Зрительная память, безусловно, является ведущей, она связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.                                                                                                                Т.А. Власова и М.С. Певзнер, характеризуя особенности зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР, указывают на снижение произвольной памяти как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицы умножения, слабо удерживают в уме цель и условия задачи, им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Также отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов. Эти общие особенности зрительной памяти детей с ЗПР, особые сложности создают при усвоении математического материала.
Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у них недоразвитие процессов памяти.                                                                      Авторы отмечают заметное снижение продуктивности произвольной памяти у детей данной категории. Это объясняется недостаточной целенаправленностью их мнемической деятельности, неумением применять рациональные способы запоминания, несформированностью процессов самоконтроля.                                                                      Приступая к коррекции нарушений памяти у детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать следующие моменты: у детей с задержкой психического развития имеются большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности, особенно при запоминании наглядного материала; необходимо формировать различные приемы запоминания и сохранения материала; необходима правильная организация коррекционно-психологической деятельности:

А) привитие интереса к предмету;

Б) рациональная организация материала;

В) установка на материал;

усиление мотивации при запоминании, сохранении и воспроизведении материала. Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поощрении;

формирование произвольности внимания;

использование наглядных опор для запоминания материала;

в развитии памяти не играет положительной роли постоянное, многократное повторение заученного материала.                                                                                                                                                           Для достижения устойчивой положительной динамики необходимо соблюдать следующие правила формирования и развития памяти. Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Быстрее и точнее запоминается то, что способствует потребностям ребенка. Эффективно запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего. Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществить смысловую группировку материала, то есть разделение его на части с выделением главного в каждом из них.                            Все мнемические задачи, цели, приемы необходимо подавать детям в игровой форме и связывать необходимость усвоения мнемических приемов с жизненным опытом ребенка. Основной задачей коррекционной работы является ускорение развития произвольной и словесно-логической памяти у детей с задержкой психического развития. Разучивание стихотворений следует сопровождать беседой о временах года, их признаках, рассматриванием иллюстраций картин, соответствующей тематики. Стихотворение зачитывается 1 раз, потом просят детей воспроизвести стих. Затем его зачитывают второй, третий раз до полного заучивания. Обязательно нужно попросить детей нарисовать то, о чем рассказывается в стихотворении, для того, чтобы связать слово и наглядный образ. Возможно, задавать вопросы: «О ком или о чем рассказывается в стихотворении? Что происходит? »                                                                                                                                            Большие возможности для развития логической памяти детей с задержкой психического развития содержит работа, связанная с обучением их пересказу рассказа или сказки. Умственные действия анализа, синтеза, обобщения, классификации возникают из внешних практических действий с материалами или их заместителями, пройдя обязательный этап внешнеречевого действия. Поэтому необходимо дать детям внешние опоры для мысли об описываемом в рассказе или сказке событии, факте, действии и обеспечить им возможность практически манипулировать с этими опорами. Ими могут быть игрушки, картинки. Затем читается рассказ или сказка, предварительно предупредив детей о необходимости внимательно слушать с целью последующего пересказа. Задаются вопросы, помогающие детям лучше понять содержание текста. Затем следует повторное чтение текста и воспроизведение его детьми.                                                                                    Формирование у детей с задержкой психического развития навыков классификации как способа логического запоминания заключается в следующем:                                          1)овладении детьми простой ориентировкой в материале, заключающейся в последовательном выделении и обозначении каждого из его элементов;                                          2)формировании у детей классификации как познавательного действия. Процесс классификации является продуктом достаточно сложного пути развития - от простого синтеза элементов к констатирующему словесному обобщению и на этой основе - к классификации с опережающим словесным обобщением, что означает переход от практического и речевого действия к классификации в умственной форме. Высокая степень овладения классификацией в этой форме обеспечивает ребенку возможность самостоятельно выделить основание классификации и осуществить группировку в уме;                            3)превращении познавательного действия классификации в способ логического запоминания. Овладев классификацией как мыслительной операцией, ребенок при наличии мнемической установки оказывается способным не только к группировке материала, но и к использованию обобщенных названий в качестве опорных пунктов при запоминании и последующем воспроизведении.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей с ЗПР