Особенности развитие отечественной психологии в 20-30-е годы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:42, практическая работа

Краткое описание

1. Указать отличие житейских психологических знаний от научных.
2. Укажите особенности психологии как науки.
3. Дать классификацию (например, по Б.Г. Ананьеву) и краткую характеристику методов психологических исследований.

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

 

 

  1. Указать место психологии в системе наук о человеке.

Существует  много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию  между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология —  естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в  доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны  психологами. С другой стороны, в  трудах представителей гуманистической  психологии практически нет места  измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело  отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной  психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев  указывал на Место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология  активно взаимодействует с большим  количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с  позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией  устанавливается благодаря существованию  такой фундаментальной отрасли  психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких  отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь  с нейробиологией и анатомией  ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной  психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких  отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования  преступлений.

  1. Указать основные уровни, функции и формы проявления психики.

Психика -   свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную  действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно  регулировать деятельность субъекта и  его поведении.

      Основные функции психики: отражение и регуляция поведения и деятельности.

Психика имеет  сложное строение, в ней выделяют следующие ее формы:

 

- психические процессы: познавательные  – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание; эмоционально-волевые  – эмоции, чувства, воля. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности;

- психические состояния – устойчивый  интерес, творческий подъем, убежденность, сомнение, апатия и др.;

- психические свойства личности  – направленность, темперамент,  характер, способности.

 

Психологи выделяют еще  психические образования, т.е. то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

 

Основные  принципы психологии:

- детерминизм – психика определяется  образом жизни и изменяется  с изменением внешних условий;

- единство сознания и деятельности  – сознание и деятельность  находятся в непрерывном единстве. Сознание образует внутренний  план деятельности человека;

-  развитие – психика может  быть правильно понята, если она  рассматривается в непрерывном  развитии, как процесс и результат  деятельности.

 

Структура современной  психологии представлена ее отраслями.

 

Общая психология – изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Развивается на основе достижения всех отраслей, в то же время обогащает  и направляет их общей теорией.

         Отрасли по характеру деятельности: психология труда, медицинская, педагогическая, юридическая  и др. психологии.

Отрасли по развитию: зоо-и сравнительная  психология, возрастная, специальная  психологии и др.

Отрасли по принципу отношения личности и общества:  социальная психология, психология личности.

 

В психологии выделяют четыре группы методов:

- организационные методы, включают  в себя  сравнительный, лонгитюдный,  комплексный методы;

- эмпирические методы: наблюдении  и самонаблюдение, психодиагностические  методы, анализ продуктов деятельности, биографические методы;

- методы  обработки данных: количественный  и качественный методы;

- интерпретационные  методы: генетический и структурный  методы.

 

 

 

 

 

 

  1. В виде таблицы указать основные направления практической деятельности психолога.

 

 

 

 

 

  1. Указать отличие юридической психологии от юриспруденции.

Методологическая  особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести  в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким  образом, если право в первую очередь  выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует  человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.

  1. Указать особенности пенитенциарной психологии как науки.

Пенитенциарная  психология изучает проблемы эффективности  наказания, динамику личности осужденного  в процессе в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих  особенностей в условиях лагерного  и тюремного режимов, особенности  ценностных ориентаций и стереотипов  поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Исправительная психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщение их к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также, разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

  1. В чем отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической?

 Психиатрическая экспертиза может быть использована в гражданском процессе при рассмотрении тех дел, правильное разрешение которых зависит от определенного психического состояния лица в момент совершения юридически значимых действий. Причем такое состояние должно быть обусловлено факторами медицинского (болезненного) характера.

 

Предметом психологического исследования может  быть структура личности и ее компоненты (потребности, мотивации, способности, субъективные отношения), отдельные  системы психических процессов, состояний, свойств в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах (например, изучение механизма формирования и  функционирования восприятия, памяти, логики мышления, эмоций, воли).

Именно  эти отдельные элементы - свойства, состояния, процессы - составляют специальную (собственно психологическую) основу для  выделения частных предметов  судебно-психологической экспертизы.


Информация о работе Особенности развитие отечественной психологии в 20-30-е годы XX века